2 июля во многих странах отмечается День собак. Некоторые страны объявили свои национальные «собачьи» праздники. Так, в США, Канаде и ряде других стран День собаки празднуется 26 августа. В некоторых странах, например, Непале, праздник привязан к религиозным событиям. Там он совпал с праздником Тихар (ежегодный праздник, во время которого жители страны воздают дань уважения животным. Празднуется в течение нескольких дней в конце октября – начале ноября. Второй день праздника отведен специально для собак). В Японии День собаки отмечают 11 января в честь всемирно известного пса породы акито-ину – Хатико.
Из всех домашних животных только с собакой у человека сложились отношения совершенно особенные – отношения взаимодействия, основанные на взаимопонимании. Собака – древнейший спутник и помощник человека, живший с ним задолго до одомашнивания каких-либо других животных видов. Сотрудничество человека и собаки насчитывает более 14 тыс. лет. В истории человечества, начиная с мезолита, мы не встречаем ни одного общества, которое не знало бы домашней собаки. От архаических племен Австралии и бушменов африканской пустыни до жителей больших городов – собаки есть у всех.
История первая. Собака у народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера
В жизни коренных народов Сибири и Дальнего Востока (ненцев, нанайцев, ульчей, нивхов) собака играла большую роль. В первую очередь они служили в качестве транспортного средства, ведь у каждой семьи была упряжка собак. Без них связь между различными поселениями, особенно в зимнее время, была бы невозможной. Очень ценились передовики - собаки, возглавлявшие упряжку. Они могли самостоятельно находить дорогу в пургу, обходить препятствия, поэтому о собаках хорошо заботились, зимой их кормили в доме на специальном "собачьем" столе. Также собака выполняла функцию охраны дома и выпаса скота. И, наконец, она была верным помощником в добыче пушного и мясного зверя. Неслучайно в представлениях ненцев образ собаки очеловечивается через приписывание ему ряда положительных черт. Нанайцы, ульчи и другие народы Нижнего Амура представляли, что даже могущественных Хозяин тайги - Дус - дух в виде Тигра, имел свою собаку, с которой никогда не расставался. Этот дух мог даровать охотничью удачу, а мог и насылать болезни. Другой дух - Кокелям - помощник в охоте. Изображение, созданное из корня ценной лиственницы, представляет духа и его верного спутника — росомаху - его ручную собаку. Она чует приближение злых духов и предупреждает владельца об опасностях. Кокелям не позволит затеряться темной ночью в лесу и защитит от диких зверей. Его согнутые в локтях руки оканчиваются не пальцами, а собачьими головами, чтобы хватать врага не пальцами, а зубами.
История вторая. Древнеегипетский бог Анубис
Люди, населявшие долину Нила, одомашнивали не только диких собак, но и происходящих из семейства псовых шакалов. Собаки помогали во время охоты, охраняли дом и были любимыми питомцами. Настолько любимыми, что хозяева тратили деньги на их погребение и установку памятных стел. Так, например, были обнаружены стелы, установленные в XXIX веке до н.э. в Абидосе, над захоронениями царских любимцев. Обычно собакам давались клички и имена, например, Храбрый, Здоровый, Северный Ветер, Хороший Пастух и др. Сейчас превалирует мнение, что сами древние египтяне не делали существенных различий между шакалами и дикими собаками, а следовательно и культами этих животных. Представление о собаках как проводниках человека сложилось еще в Додинастиченскую эпоху. Это и сказалось на культе бога Анубиса, одного из самых важных и популярных богов в Древнем Египте. Древнеегипетская Книга Мертвых именует Анубуса "Тот, Кто на Своей горе" или "Владыка входа в пещеру". Это указывает на основное место пребывания бога - некрополь и его основную функцию - защиту тела умершего и мест погребений. В таком случае Анубис, как страж некрополя, изображается в виде лежащего шакала. Самое же известное изображение Анубиса в образе шакала происходит из гробницы фараона Тутанхамона, обнаруженной Говардом Картером в 1920-е гг. Одной из главных функций Анубиса является функция бальзамирования. Считается, что Анубис провел первый обряд мумификации над телом своего отца - Осириса. Поэтому и жрецы, которые проводят обряды мумифакации, надевая маску Анубиса, вслед за богом именуются Тот, Кто над тайной. Но Анубис отвечает не только за подготовку тела умершего, он также самый главный проводник по Дуату, египетскому загробному миру. Он взвешивает сердце умершего на суде. В изображениях Анубис представлялся не только в образе шакала, но и человека с головой шакала. Но цвет, в который окрашивали его тело всегда черный. Черный цвет - цвет плодородной нильской почвы, являлся символом воскрешения.
История третья. Православный святой Христофор с головой собаки? Не может быть! Может!
Очень редкий сегодня образ, который можно встретить либо в старообрядческом храме, либо в музее. Достоверных сведений об этом христианском святом нет. Но существуют древние сочинения о его жизни якобы в III в. Из скупых рассказов сложились житийные повествования: католическое и православное. Причем именно на православном Востоке рассказы о Христофоре приобрели собачьи мотивы. Согласно православному житию святого первоначально звали Репрев, родом он был из Северной Африки, а точнее племени кинокефалов, т.е. собакоголовых людей. Он был ужасен и свиреп как настоящий кинокефал. Сначала он попал в плен к римлянам, потом стал римским воином. Далее он узнал об учении Христа и решил сменить свой дикий нрав. Он принимает крещение с именем Христофор, т.е. Несущий Христа. Христофор начинает проповедовать христианство и творить чудеса. Все попытки языческого начальства запугать или свернуть Христофора с пути истинного были напрасными. Но в итоге Христофор был казнен и принял мученическую смерть. Уже в ранних византийских текстах пытались объяснить, что житийная собакоголовость - это метафора, яркий образ его крайней дикости. И в византийском искусстве встречаются его антропоморфные изображения. Но на Руси, где читали переведенные с греческого языка жития, было не до тонких литературных намеков и собакоголовость Христофора начинает восприниматься буквально. Только в 1722 году Священный Синод запретил изображения Христофора с собачьей головой. Но почитание святого никуда не делось, он остался в сонме православных святых. Из жития был удален лишь фрагмент с описанием его как псоголового человека. Считается, что Христофор, происходивший из дикого племени, был свирепым, как пес.
История четвертая. Китайские Ши-цзы
В Китае считается, что несмотря на свой небольшой рост, защитником от злых духов является пекинес. Название породы происходит от англ. Pekingese «пекинский». Первые упоминания, которые имеются о предках пекинесов, встречаются в источниках, датируемых 400-ми годами до н. э. В Древнем Китае считали, что лев обладает особой силой, способной изгонять всякую нечисть. Вот только львов в Китае не было. О них там только слышали от буддийских проповедников, путешественников и купцов. Вот и пришлось китайским собаководам выводить особую породу - львообразную, чтобы императоров и членов их семей от злых духов защищали пусть маленькие, но львы. В Китае эту породу именуют ши-цзы-гоу - львиной собакой. В искусстве Ши-цзы всегда представлены парами, что является проявлением энергийных начал инь и ян. Самка представляет - инь, а самец - ян. Лев-самец опирается правой передней лапой на жемчужину, на которой иногда изображен геометрический узор, что символизирует мудрость. У самки под левой лапой детеныш, представляющий жизненных цикл. Также этих собак называют собаки фу, что в переводе с китайского обозначает счастье, богатство, благополучие. Иногда "фу" можно заменять на "фо", что означает Будда. В этом случаем это собаки Будды.