Наверняка, у каждого была любимая игрушка. Что же это было: поезд? Кукла? Или плюшевая собака? Сегодня ассортимент магазинов игрушек невероятно богат, и ребенок может выбрать то, что ему больше нравится. Но как же выглядели игрушки и игры в давние времена? Давайте разбираться!
Знания, дошедшие до нас, связаны с небольшими народами, проживающими на Дальнем Востоке и в Сибири. Эти народы (ханты, манси, эвенки) по крупицам сохраняют данные о занятиях и игрушках, которыми играли дети много столетий назад.
Как и у современных детей, излюбленным делом и мальчишек, и девочек, была игра в мяч: его перекидывали друг другу; пинали, определяя, самого меткого игрока; бросали вверх; и играли в подобие футбола – прикасаться, в таком случае, к мячу руками было строго запрещено. Правда, мяч выглядел совсем иначе, ведь делали его из зоба диких птиц (зоб – это один из птичьих внутренних органов). Его высушивали, набивали соломой, смазывали животным жиром, чтобы не треснул, и получалась долговечная игрушка.
Но большинство детских игр нужны были для подготовки ко взрослой жизни. Мальчики, развивая охотничьи навыки, играли в «Охотников и собак». Играющие делились на две команды, команда «охотников» подготавливала веревки, которые нужно было набросить с большого расстояния на вторую команду («собак»), которые на четвереньках разбегались во все стороны. Побеждал самый умелый «охотник», поймавший наибольшее количество «собак». Эта игра служила прототипом настоящей охоты, так что мальчики учились, забавляясь, уже с 3-х летнего возраста.
Мальчики постарше начинали разыгрывать охоту на мелкую дичь: стреляли из лука стрелой со специальным тупым наконечником по спрятанным в ветках шкуркам белок или птичьим крыльям. Существовали игры, изображающие ныряющих уток (кто дольше продержится под водой, нырнет глубже всех и т.д.).
Девочки тоже не скучали: они мастерили изображения животных. Материалами были и дерево, и кусочки оленьего меха, и задние лапы зайца, даже утиные клювы. С помощью этих предметов девочки разыгрывали спектакли – делали «оленей», «собак», охотников, «нарты» (специальные сани), юрты (дома) и многое другое. По весне игрушечные «собаки» обзаводились «щенками» - созревшими почками вербы. Только фигуры зверей нужно было сделать условными, не похожими на оригинал, иначе, как считалось, в изображаемое животное вселялось злобное существо, которое могло принести несчастья (по этой же причине кукол делали без лиц).
При этом использовать части тела важного животного – медведя – запрещалось! Медведь, он же «лесной человек», считался хозяином леса, всеведущим главой лесного царства. Образ медведя был важнейшим в обрядах, легендах; в честь него писали песни и устраивали специальные праздники.
Конечно, не обходилось и без сказок. Люди, знавшие сказки, мифы и загадки, пользовались особым почетом. Сказки рассказывали в различных ситуациях в любое время суток. Но излюбленным временем года для притч и легенд была, конечно, зима: дни становятся короче, свободного времени – больше, а вокруг рассказчика собирается почти вся многочисленная семья.
Сказителем мифов мог быть любой взрослый человек, без разницы, мужчина или женщина. Однако, когда взрослые были заняты, рассказчиком мог выступить и подросток: для этого каждого из желающих просили рассказать по одной сказке, после чего выбирали, чье исполнение легенды окружающим понравилось больше. Этот подросток и становился рассказчиком среди детей на следующие несколько лет. Говорили, что талант сказителя передавался по крови, от родителя к ребенку, и таких людей очень ценили.
Часто перед рассказами детям загадывали загадки. По числу отгаданных загадок определялось количество сказок, которые будут пересказаны в этот вечер. Загадки были непростыми, и, чаще всего, связанными с окружающим миром.
Вот несколько примеров, ответы пишите в комментариях:
«Каждый год на одном и том же месте вырастают»;
«Быстрее всех побывает, где надо»;
«В чум заходит белым, а выходит невидимым»;
«Люди её одевают и раздевают, а она их согревает».
Вообще, загадки и логические задачки были одним из способов проверки ребенка на зрелость. Если подросток-мальчик с легкостью решал «задачки» с соломинками (мог посчитать, сколько соломинок убрали или сколько добавили), то, значит, ребенок был готов наравне со взрослыми идти на промысел.
В заключении предлагаем вам мансийскую логическую игру: нужно переплести шесть деревянных палочек таким образом, чтобы получилась цельная, не распадающаяся фигура. Как шутили дети, выигравший получит «пять лошадей или одного оленя»: отсюда и название этой забавы.
Попробуйте и вы, а фото готовой фигуры вы можете выложить в комментариях!