Почему герои на картинах Шагала летают?

366 прочитали

Марк Шагал — один из самых необычных художников XX века. На его картинах люди и животные взлетают в воздух, коровы играют на скрипке, огромные козы и петухи несутся по улицам, катая на себе цирковых артистов. Абсурд? Сказка? Или сложный набор символов, разгадать смысл которых под силу только специалисту?..

Сам художник редко рассказывал о своих работах, так как считал, что любые объяснения сбивают зрителя с толку. Каждый видит в его картинах что-то своё: трогательные воспоминания о детстве, первозданный хаос, причудливое сновидение или просто непонятную мазню.

Картины Шагала сложно отнести к какому-то одному художественному направлению. Художник создавал работы в стиле сюрреализма, экспрессионизма и кубизма. Шагалу удалось найти собственный стиль, в котором нашло отражение главное в жизни художника.

Шагал расписывал потолок парижской Оперы Гарнье, создавал витражи для Реймсского собора, сочинял стихи и занимался сценографией, а ещё — отправлял героев своих картин в свободный полёт. Именно мотив полета стал одним из самых узнаваемых в его творчестве...

Интересно, что во время беременности мать Шагала попала на выступление известной в то время цирковой труппы Лернера. Гвоздем программы были летающие акробаты. Когда Марк вырос и начал изображать парящих в воздухе людей, его мать сказала: «Видимо, одна из летающих девиц похитила душу моего мальчика. Не надо было смотреть на это зрелище».

"Чтобы взлететь, мало мечтательности, нужен темперамент,
восторг, теснивший грудь, страсть, поднимающая в воздух" - Марк Шагал.

Кто летает на картинах художника?

Шагал часто экспериментирует с законами композиции. Люди на его картинах летают, преодолевая земное тяготение. Художник создал собственную действительность, в которой не работают законы физики, Париж перерастает в Витебск, а еврейский фольклор обретает форму. И всё это выглядит органично!

М. Шагал, "Прогулка", 1917-1918 годов.
М. Шагал, "Прогулка", 1917-1918 годов.

Герои картины "Прогулка" известны — это сам художник и его муза и любовь всей жизни, Белла. Рядом с ней художник, по его словам, чувствовал себя как бы в невесомости. На картине люди парят над родным городом мастера — Витебском, который присутствовал в работах художника на протяжении всей его жизни. Даже Париж он назвал "своим Витебском".

Марк Шагал — один из самых необычных художников XX века.-6

Действительно, зачастую рядом с любимым человеком мы буквально не чувствуем землю под ногами и взлетаем на седьмое небо от счастья. В картинах Шагала возлюбленная тянет героя за руку: она является силой, благодаря которой он парит в небе.

Каждый цвет для Шагала (прямо как в иконописном каноне) имел своё значение. Так, синий символизировал связь земного и небесного, белый — чистоту, простоту и божественное начало, зелёный — обновление, красный — тревогу. Платья героини не менее символично - голубой и фиолетовый для Шагала также являются цветами счастья. 

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

"Над городом" - еще одна из известных работ Шагала. Здесь художник изобразил самое важное в своей жизни – себя, любимую и родной Витебск. Работа создавалась в годы революции, которая, по словам художника, взволновала его "зрелищем динамического порыва, пронизывавшего её до глубины". Этот порыв и помог взлететь героям.

Но полет может символизировать и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Марк и Белла.

М. Шагал, "Над городом", 1918 г.
М. Шагал, "Над городом", 1918 г.

Себя Шагал изобразил "кубизированным", угловатым, состоящим из чётких линий. Белла же написана с особым изяществом. Муза художника нарядно одета – красивое яркое платье, аккуратные туфли, однако, кружева, выглядывающие из-под юбки, говорят о том, что Шагал хотел подчеркнуть какая она домашняя, своя, только его.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Полет для героев картин Шагала является будто естественным состоянием человека. В этом и заключена одна из главных особенностей творчества художника – неудержимая фантазия в сочетании с обыденностью и бытом...

Присмотревшись, мы обнаружим на картине интересные и необычные детали. В нижнем левом углу картины притаился мужичок, справляющий нужду. Скорее всего, художник хотел показать, что, взаимная любовь поднимает героев над несовершенной животной природой. Только мужичок и гуляющий козёл выбиваются из обыденности. Витебск представляет жизнь провинции, земную и монотонную, а пара летящих влюбленных противопоставляется спокойному городу.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Любовью и нежностью наполнена картина "День рождения". Однажды (еще до свадьбы) Белла пришла к Марку на день рождения с букетом цветов, и это так вдохновило художника, что он тут же сделал набросок будущей картины. Вот что вспоминала Белла о том дне:

"Не двигайся, стой, где стоишь! (Я все еще держу цветы)… Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Ты закружил меня в вихре красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас".

М. Шагал, "День рождения", 1915 г.
М. Шагал, "День рождения", 1915 г.

В тесном пространстве комнаты, молодым людям как будто не хватает места. Кажется, влюбленные вот-вот упорхнут, как птицы из клетки, и ничто не способно удержать полёт родственных душ...

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А какие чувства вызывают у вас картины Шагала?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: