Начало истории:
Ряд элементов «Спящей горничной» были обычным явлением в живописи времен Вермеера.
Но признать это не значит отрицать, что они могли внести особый вклад в смысл каждой картины, на которой они появились.
Каждый компонент необходимо изучать в своем контексте.
Поза девушки, опирающейся головой на руку согнутую в локте — мотив, пришедший из древности.
По давней традиции, фигура в такой позе с закрытыми глазами символизирует сон. Первоначальная её функция, должно быть, заключалась в том, чтобы различать мертвых от спящих.
Ибо, хотя это, возможно, и не самое удобное положение для сна (как может подтвердить любой, кто пробовал его во время длительного перелета), для трупа такое положение невозможно.
Полулежащая фигура, опирающаяся локтем о землю (или ложе) и подпирающая голову рукой, обязательно является живой; вечно живое изображение умершего в этой позе вносит оптимистическую нотку во многие греческие и этрусские саркофаги.
На этих изображениях глаза было принято показывать открытыми.
Фигура в той же позе с закрытыми глазами отождествлялась с мифологическими персонажами, состояние сна которых имело существенное значение для представляемой им в повествовании роли. Так, например, часто показывали Эндимиона.
В римской живописи и скульптуре спящая фигура, подпирающая голову рукой, часто ассоциировалась с царевной Ариадной.
Вероятно, именно благодаря рельефам, изображающим сцены из её истории, этот мотив стал известен художникам эпохи Возрождения.
Его широкому распространению способствовала гравюра "Фонтан нимфы" из «Гипнеротомахии Полифила» Франческо Колонны (рис. внизу), которая, как первым отметил искусствовед Фриц Заксль, "более или менее точно воспроизводит" античный рельеф, где Вакх находит Ариадну.
Первое издание этой книги, опубликованное в Венеции в декабре 1499 года Альдом Мануцием, по праву считается одной из самых красивых инкунабул.
Джорджоне и Тициан определенно знали эту книгу, и разумно предположить, что и другие художники шестнадцатого века были с ней знакомы.
Её текст, а также иллюстрации стали важными звеньями литературного и художественного развития, кульминацией которых стали книги эмблем, внесшие значительный вклад в голландское искусство XVII века.
«Гипнеротомахия Полифила», которая, по сути, была признание в любви к античности под видом художественной литературы, по замыслу автора, заключала в себе всю мудрость древних и даже "тайны самой природы".
Он давал понять, что такие знания не предназначены для легкого доступа; они должен быть доступны только тем, кто обладает достаточным образованием и решимостью.
Именно для того, чтобы помочь таким учёным читателям понять трудные для восприятия моменты, он заказал создание для книги иллюстраций.
Как и текст «Гипнеротомахии Полифила», книги эмблем задумывались как интеллектуальные головоломки.
Для их расшифровки намеренно требовались ум и знания.
Эмблемы, строго говоря, объединяли подпись и изображение, связь которых не очевидна, а также стихи или прозаические тексты, часто цитаты из греческой и римской литературы, поясняющие смысл.
А он, как правило, морализаторский.
Радость от открытия потаённого смысла, по-видимому, отчасти должна была смягчить его назидательный характер.
Гравюры, иллюстрирующие вольный французский перевод «Гипнеротомахии Полифила», опубликованный в Париже в 1546 году Жаком Кервером под названием «Discours du Songe de Poliphile / Сон Полифила», довольно точно соответствуют оригинальному изданию.
Они же были снова использованы во французском издании 1600 года и, таким образом, скорее всего, стали той версией, которая была доступна северным художникам семнадцатого века.
Гравюра на дереве, изображающая чудесный фонтан со спящей нимфой, в большинстве деталей соответствует описанию в тексте книги, включая указание на то, что нимфа лежала на боку, подложив руку под щеку, чтобы поддержать голову (рис. внизу).
Продолжение: