Восток и Запад. Север и юг
Иногда наступает время поступать без всякого соответствия с логикой: просто делать то, что подсказывает сердце. Не зря же говорил кто-то из великих: «Единственное правило в творчестве - не следовать никаким правилам». Поэтому сегодня моя статья будет про все на свете.
Меня всегда интересовало слово «искусство». Ну как это может быть - думал я - чтобы слово, обозначающее такое прекрасное понятие, было так подозрительно близко к понятием «искус, искушение» и «искусственный, ненатуральный»? Да, я понимаю, что «искусство» происходит от «искусный», «искушенный», «хорошо умеющий», «поднаторевший» - но все равно неприятно близко к «неестественному». Некоторые считают, что «творчество» - это когда человек создаёт то, чего ещё нет, а «искусство» - это когда он делает сотворенное доступным для большого количества людей. Поэтому искусство - в отличие от творчества - и не должно быть естественным; а творчество - и есть само естество, поэтому и правил в нем никаких.
Хотя есть по этому поводу много точек зрения; как говорится: «В наше время считается общепризнанным, что из всего, так или иначе касающегося искусства, ничто более не может считаться общепризнанным». Вот только непонятно - почему именно наше время удостоилось такого сомнительного отличия? Впрочем - если присмотреться - каждый видит мир со своей уникальной позиции и поэтому живет в том развороте времени, который ему по душе. Только, наверное, стоит помнить, что добро и зло действительно «не изменились со вчерашнего дня».
Вот и Экклезиаст говаривал: «Нет ничего нового под солнцем». 1990-е до сих принято называть «лихими» - но «все что есть - уже было в веках, бывших прежде нас». Вот собиратель народной музыки Юлиус Наполеон Вильгельм Хартевельд, много путешествовавший по России конца XIX века, рассказывает - как все было.
«Мне пришлось побывать во всех городах европейской и азиатской России, был я и на Кавказе, но, смело ручаюсь, что ни один город не носит такой поразительной и исключительной физиономии, как Челябинск. Если вы читали гениальные рассказы Брет-Гарта о жизни и нравах дальнего запада Америки, то вы получите представление о нравах в Челябинске .Это «вольный город» для которого закон не писан… Закон каждый носит с собой в кармане в виде браунинга, так как с наступлением темноты без такого «аргумента» никто на улицу не выходит… У меня посейчас хранится афиша концерта, где напечатано, что «для безопасности публики по возвращении её домой из концерта будет выставлена воинская охрана».
Мы живем в удивительном мире. Казалось бы: какая может быть разница между направлениями? По справедливости - исходя из математики - все направления равноправны. Но в нашем удивительном мире все не так. Разница между осями Восток-Запад и Север-Юг - в том, что восток и запад перетекают друг в друга. Не существует абсолютного Запада или абсолютного Востока. Если долго идти на Восток, то окажешься на самом что ни на есть Западе - любой глобус вам это подтвердит. Но если долго идти на Север, то окажешься на Северном полюсе, и севернее уже некуда. Так же и в культуре.
Если взглянуть поверхностно, то кажется, что Запад и Восток совершенно различны и даже диаметрально противоположны. И ветеран индо-европейских отношений Редъярд Киплинг писал:
«Запад есть Запад,
Восток есть Восток,
Этим двоим никогда не встретиться».
И это заметно по музыке. Музыка Запада - кристально ясная. Иоганн-Себастьян Бах, например.
А вот Восток, который, как гласит русская народная мудрость - «дело тонкое».
Однако же, если копнуть глубже, то становится видно, что восток и запад взаимно создают друг друга; просачиваются друг в друга, как «инь» и «ян» на известной диаграмме. Запад переходит в Восток, Восток же становится Западом; недаром совершеннейшее творение западной научной мысли - физика элементарных частиц - начинает экспериментально подтверждать древнейшие постулаты восточных религий. И появляется музыка, новая музыка, которая подтверждает этот синтез.
То ли дело - Север и Юг. Маловероятно, что они могут сойтись. Уж слишком они разные, разные по темпераменту. Впрочем, что говорить - послушайте сами. Вот беспечный, веселый, ненадежный юг.
Другое дело - Север. Там никакой легкомысленности нет и в помине. Суровая чистота; белое безмолвие.
И бывает так, что я слушаю музыку и мне кажется, что рок-н-ролл даровал этому стихотворению счастливый конец и пальма с сосной все таки встретились.
Но я хочу вернуться к тому, с чего мы сегодня начали - к искуссству и творчеству.Упоительный Чарлз де Линт (читать которого я рекомендую всегда и всем) выпустил недавно новую книгу «Тайны Благодати» (несмотря на богословское название, это роман про девушку - автомобильного механика, которая после смерти попадает в довольно странный и необычный загробный мир); и в этой книге есть такие слова: «Все мы, каждый и каждая из нас - это волшебство. Волшебство не только присуще нам, оно и окружает нас. Мы просто не обращаем на это внимание. Каждый раз когда мы творим что-то из ничего, это акт волшебства. И неважно: картина это, сад или дедушка, рассазывающий внукам невероятные истории. Каждый раз, когда мы чиним что-то, что было сломано, будь это старый автомобиль или разбитое сердце - это акт волшебства. И волшебством это становится, потому что мы сознательно выбираем творить или помогать, так же как могли бы выбрать повредить. Но уничтожать просто, а сделать лучше - очень сложно. Поэтому когда ты делаешь правильную вещь, ты становишься сильнее. Если бы мы всегда могли помнить - что мы такое и на что мы способны, никто не мог бы ни контролировать нас, ни ограничить нашу свободу».
Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов: