Найти тему
АВВА ГҎАДҀКІЍ

Климент Александрийский. Путешествие в поисках истины

Климент Александрийский - один из основателей Александрийской богословской школы, оставил человечеству исторические труды.

Тит Флавий Климент Александрийский - полное имя и фамилия богослова и философа, церковь почитает его, как свидетеля Предания и учителя христианской веры.

Тит Флавий Климент Александрийский и фрагмент послания Климента к Феодору
Тит Флавий Климент Александрийский и фрагмент послания Климента к Феодору

О точной дате и месте его рождения, мы можем только предполагать.

По одной версии, он родился около 150 года в Афинах, по другой версии, что родился в Александрии, но с наибольшей точностью можно сказать, что он происходил из семьи знатных римских граждан исповедовавших язычество.

Клемент получил хорошее образование, имел обширные познания в философии, античной мифологии, хорошо разбирался в языческой религии, хорошо знал искусство речи и неплохо ораторствовал.

Более углубленное погружение в философию и религию у него случилось тогда, когда он в молодом возрасте увидел моральное разложение языческой религии и языческого общества.

Внутренняя неудовлетворенность подтолкнула его в дальнее путешествие на поиски и познания совершенно нового учения в Грецию и Ближний Восток (Малая Азия, Палестина Сирия и Египет).

В путешествии по этим странам, он познакомился с богословами и учителями христианских традиций.

Подробные сведения биографии о обстоятельствах обращения Климента в христианство до нашего современника не дошли, но есть мнение, что он первоначально проявил интерес к христианству ради приобретения новых знаний и исследования религии, а не из желания следовать за Христом.

Но исследовав ближе христианское учение, он признал превосходство христианства над языческой религией.

Климент постоянно поднимал уровень своего образования, и с этой целью колесил по странам Запада и Востока (Италия, Палестина, Сирия), и остановился только в Египте.

За время своего странствования, он встречался со многими людьми, в том числе с теми, кто принял христианство непосредственно от апостольских учеников.

Александрийская библиотека, Египет
Александрийская библиотека, Египет

В Александрии (Египет) около 180 года, он познакомился с руководителем известной Александрийской катехизической школы по имени Пантен.

Роль Александрийской школы в то далёкое время в развитии богословской науки и распространении веры была столь велика, что её сравнивают, по значению, с той выдающейся ролью, какую играла для философии Платоновская академия.

В сей школе Климент наиболее детально изучал не только христианство, но и учение гностиков, и эллинистическую и иудейскую литературу.

Спустя девять лет (189 год) Клемента назначили учителем Александрийской школы, он стал соратником и помощником руководителя.

В 190 году Пантен покинул Александрию, а Климента возвели в иерейское достоинство, и теперь он возглавил Александрийскую кафедру в школе.

Вскоре, он обрёл широкую популярность и признание, как церковный писатель и авторитетный богослов.

Он один из первых, кто выработал систематизацию догматов христианской веры и облек богословие в научную форму.

Настаивал и на том, что глубинное и более детальное изучение веры необходимо для духовного роста и развития.

Про прочие науки и на философию Климент смотрел, как на средство, способствующее к саморазвитию личности.

А философию, особо отмечал, что она детоводитель ко Христу и путеводитель к христианству.

Знакомясь с трудами Клемента Александрийского находишь неизвестные широкой публике памятники раннехристианской литературы, а также информацию о существовавших древних мистических сектах, их деяниях, и язычестве.

Его великолепные произведения, считаются одними из лучших произведений раннехристианской мысли.

Одно из наиболее любопытных моментов на мой взгляд содержится в его сочинении «Строматы», где присутствует полемика с загадочной сектой гностиков.

Картина Жан-Леон Жерома "Последняя молитва христианских мучеников", 1883 год
Картина Жан-Леон Жерома "Последняя молитва христианских мучеников", 1883 год

Римский император Септимий Север из ди­на­стии Се­ве­ров возобновил гонения на христиан в 202 году, в связи с чем Клименту пришлось вынуждено покинуть пределы Александрии.

Предполагают, что он из Александрии ушёл к одному из своих учеников по имени Александр, ставшим со временем епископом Кесарии Каппадокийской, затем епископом Иерусалимским.

Епископа Александра в 211 году вследствие гонений на христиан заточили в темницу, и есть основание полагать, что в это сложное время Климент по поручению епископа руководил христианской общиной.

Скончался Климент Александрийский предположительно с 215-го по 217-й год.

Спасибо за чтение. Всем мира и добра.