В предыдущей публикации мы говорили, что в теле человека, согласно Каббале, есть пять уровней души, пять духовных частей: Нефеш, Руах, Нешама, Хая и Йехида, каждая из которых принадлежит определённому духовному миру.
Если углубится в тайное учение, то там рассказывается о пяти разных Адамах, которые соответствуют каждому из пяти духовных миров. Они символизируют ступени сознания, а также пять уровней душ, которые человеку следует поочерёдно пробуждать в себе, то есть соединять один с другим.
В Каббале говорится, что духовному искателю следует работать над раскрытием только первых трех уровней, поскольку четвертый и пятый практически недостижимы. В Каббале их называют: Сын (уровень: Хая) и Отец (уровень: Йехида).
В книге «Зохар» говорится, что даже великие пророки не могли полностью раскрыть не только четвертый, но даже и третий уровень души «Нешама», как ещё говорят, «спустить» её в себя. Больше всех в раскрытии третьего уровня «Нешама» преуспел пророк Моисей, который, как говорится в книге «Зохар» преодолел 49 из 50-ти врат Бины. То есть пророку Моисею удалось поднять своё сознание выше всех, на 49-ю ступень пирамиды Вечной Тишины или, как её называют в Пятикнижие, горы Синай.
В Каббале отмечают важный момент, что будущий спаситель должен будет развить в себе все пять уровней сознания, чтобы вызволить мировую душу из этого мира. Как мы говорили, пророк Моисей спустил в себя три уровня, царь Соломон — четыре, то есть великий царь, по тайному учению, взобрался выше всех по древу Сфирот, поднял свое сознание (мудрость) выше остальных духовных героев в истории. В книге Зохар говорится, что царь Соломон прошёл 49 из 50-ти врат, но уже не сфиры Бина, а более высокой сфиры Хохма (евр. мудрость), высшей Мудрости, за что и получил титул «Мудрейший из людей», но великим духовным героям так и не удалось освободить божественную душу, вывести её из этого мира.
Если говорить об уровнях душ, то каждый из них может символизировать отдельная пирамида, но уже не с сорока девятью ступенями, а с десятью, которая в еврейской традиции известна как Древо Сфирот. Но чтобы было более понятно, отметим, что в мистических традициях все пять духовных миров объединены в одно большое древо с 49-ю ступенями (сфирами), во главе с Кетером мира Адам Кадмон (АК). (рис. 25)
Каждые десять ступеней символизируют новый уровень. В еврейской традиции это объединённые вертикально пять древ сфирот, пять духовных миров по десять сфирот, высший из которых, мир Адам Кадмон, считается практически непостижим.
Мудрецы прошлого писали, что цель человека — как можно выше взобраться по сфиротам, по той самой египетской пирамиде вечной Тишины, только так он сможет поднять своё сознание на новый уровень. Другими словами, он сможет соединить, постичь одну за другой двух, трех или четырех из пяти Хав в Пятикнижие, или Софий в гностицизме на разных уровнях, в каждом из духовных миров, и объединить их в самую Высшую.
Все эзотерические учения иносказательно говорят об этом. В гностицизме рассказывается о двух Софиях, матери и дочери, соответствующих двум каббалистическим Шехинам, божественным душам, младшая из которых упала в этот мир. Евреи-гностики первых веков н.э., главным из которых был Симон Волхв из Самарии, проповедовали, что Спаситель прибывает в материальный мир из высшего духовного мира по указанию Бога, чтобы вызволить из него царевну-душу (божественную душу) и соединить её с матерью, то есть с душой более высокого уровня.
В пример гностики приводили рассказ о Гермесе, который по указанию Зевса спускался в Аид за Персефоной, чтобы после её вызволения из царства тьмы соединить с матерью, Деметрой. В книге Герцеля "Сила вечной Тишины" (16+) подчеркивается, что главная миссия Спасителя на первом этапе (так же, как и Гермеса в греческой мифологии) — соединить двух женщин, мать и дочь. В Каббале они известны как две Хавы, две Шехины, старшая Шехина и младшая Шехина, то есть женщины с одинаковыми именами, святая мать и блудница дочь. И подобный процесс соединения (евр. "ихуд") всех Хав (Шехинот) необходим до высшего из духовных миров.
Вот поэтому древа сфирот, как те самые пять Адамов и пять Хав из Пятикнижия, о которых подробно рассказывается в книге Герцеля «Сила вечной Тишины. 49 ступеней духовного восхождения», проистекают от одного к другому и разделены на пять уровней. И только постигнув и "соединив" их от самого первого уровня и выше, духовный искатель продвигается к более высокому уровню знаний.
Книга «Зохар» продолжает и говорит: только тот духовный искатель, который развил в себе вдобавок к «живой» Нефеш также «живой» Руах, сможет называться помощником и последователем Моисея.
Позвольте привести цитату из книги Бытия, 2:20:
«..но для человека не нашлось помощника, подобного ему.».
В книге Зохар раввин Симон (евр. Шимон Бар Иохай), трактуя это предложение аллегорически, замечает, что здесь говорится о Моисее, которого также называют Человеком, а слова «подобные ему», указывают на центральную колонну в древе сфирот, то есть на Зеир Анпина (Сына-Спасителя), поскольку не было никого, кто бы помог Моисею вывести Шехину из изгнания.
В книге Зохар чуть раньше говорится также о необходимости развития нескольких уровней души, чтобы стать помощником Моисея. Но вся ирония в том, что человечество находится не на первом уровне и даже не у подножья пирамиды, а на минусовом, в мире антисфирот, в аду.
Да, по тайному учению, человечество находится на обратной стороне пирамиды, её темной стороне, древе антисфирот, животном сознании, которое ещё называют Египтом, и только покинув Египет, мир страстей, оно совершает Исход, то есть приближается к нулевому уровню, самому подножью горы Синай. Это требует большой работы и самоконтроля, на которую могут уйти десятилетия, а то и вся жизнь.
Вот поэтому в еврейских традициях день рождения, день совершеннолетия, 13 лет и прочие даты не считаются весёлыми праздниками, поскольку человек прибыл в этот мир не для того, чтобы наслаждаться, а для того, чтобы работать над собой и раскрывать новые уровни своей души, сознания. Обычай весело отмечать дни рождения пришёл в традицию разных народов из языческой культуры, вследствие чего многие забыли о своей миссии.
Райское древо добра и зла в этом мире трансформировалось в древо света и тьмы. Человек изначально, в младенчестве, пребывает в добре, в раю, но потом, символически — в 13 лет, когда в нем пробуждается также «нефеш беемит», животная душа, он «падает» в тьму, царство Сета. Это то что в египетской мифологии известно по мотиву где Сет-тьма, убивает Осириса-свет, и захватывает власть в Египте. Юноша оказывается в мире соблазна и вожделений, вот поэтому совершеннолетие, которое по мистической традиции наступает примерно в 13 лет, считается грустным праздником, близкие, давая ему советы и наставления, провожают юношу в другой мир.
Но с годами юноша должен выбраться из мира иллюзий, победить в себе пороки и подниматься по древу сфирот. Ему следует вкушать внутри себя только плоды с древа добра (правой колоны), то есть идти путём Света, насколько это возможно. В правом столпе («Милосердие») находятся Хохма, Хесед и Нецах. Вместе их называют ХаХаН (аббревиатура от заглавных букв).
Именно поэтому гностиков, живших 2000 лет назад, называли «добрыми» людьми, а они обращались к друг другу «добрый человек», поскольку каждый из них давал обет целомудрия, то есть оставаться невинным в душе и в теле, вкушая только плоды с древа добра. По тайному учению, древо добра и зла так же, как древо жизни, пребывает внутри каждого человека. То же самое касается духовных миров, эти миры не вертикальные, они также находятся в нас. И если духовный искатель выбирает путь света, правую, добрую колону в древе сфирот, то тёмные силы теряют власть над ним.
Как известно из истории с Исходом, сколько ни старался фараон, когда народ Израиля, символизировавший божественную душу, проследовал за Спасителем-Моисеем, то есть выбрал путь Добра и захотел покинуть Египет, воспрепятствовать этому фараон не смог. Сатана теряет силу над совершившим духовную революцию человеком.
Книга Герцеля «Сила вечной Тишины. 49 ступеней духовного восхождения» продолжает и говорит, что все эти пять уровней «становления» духовного героя, которые условно называют: целомудренный, просвещённый (мудрец), пророк, спаситель и наивысший «Отец», пребывают в каждом человеке. В Зохар говорится, что они одеты один в другого, где пятый, самый глубокий, окутан всеми четырьмя, то есть уровень души Йехида облечён в Хайя, Хайя — в Нешама, Нешама — в Руах, Руах — в Нефеш, а Нефеш в физическое тело. Если говорить современным языком, то можно сравнить это с матрёшкой.
И, если вернуться к книге Зохар, то там говорится, что по этой же структуре сотворены не только пять уровней души, сокрытые один в другом, но и пять духовных миров. И всё это делается для постепенного их раскрытия и совершенства мира.
И здесь мы приходим к одному из важных посылов, который можно встретить и в восточных религиях, что каждый человек — бог, то есть в нём "спят" все пять уровней души, божественный потенциал, только он забыл об этом, прекратив духовное развитие. Как говорилось в предыдущих публикациях, в Каббале грехом называют не нарушение заповедей, а отход от своей земной миссии, нежелание духовно развиваться и раскрывать уровни своей души. Помните, в Зохар говорится, что человек, не развивший в себе «живой» Руах, второй уровень души, ничем не помогает Моисею в вызволении Шехины из этого мира. (продолжение в третьей части "Царь Соломон и пророк Моисей — какой уровень души раскрыли?", перейти >>>).
Сайт автора.
Канал на Дзен.
Подборка статей автора по Каббале.
Видео ролик "Сотворение мира и свобода выбора по Каббале" (посмотреть>>>)