Обзор книги Герцеля «Сила вечной Тишины. 49 ступеней духовного восхождения» (16+)...
Как говорилось в предыдущих публикациях, душе, чтобы заслужить блага Всевышнего по праву, необходимо спуститься в этот мир. И когда душа входит в тело ребёнка при рождении, ангел заставляет её забыть всё, что ей удалось увидеть в Ган Эдене (раю) и по дороге, спускаясь через духовные миры, а также все прошлые гильгулим (перевоплощения). Душа сама должна выбрать правильный путь и исправить именно то, ради чего была отправлена в этот мир. Мудрецы учат: то, к чему человек тянется больше всего, и есть та вещь, из-за которой он снова пришёл в материальный мир и должен исправить. К примеру побороть эгоизм, меньше сердиться, меньше лгать, меньше завидовать...
Другими словами, пользуясь свободой выбора, человеку надлежит вернуться на правильный путь и работать над отрицательными качествами, чтобы в конечном итоге исправить их и внести лепту в общее мировое исправление (тикун а-олям). Отказываясь от соблазнов и отдаляясь от греха, душа в каком-то смысле «строит» и очищает себя. Поэтому «Зохар» советует человеку как можно скорее вспомнить о своей земной миссии и начать раскрывать свой внутренний потенциал, уровни душ: Нефеш, Руах, Нешама, Хайя и Йехида.
Просвещённые всех веков утверждали: одна из основных проблем религий в том, что она практически размыла понятие между душой и духом, не говоря уже о других уровнях души. Несмотря на то, что эти слова на слуху, для многих эти понятия тождественные. В тайных учениях практически всех религий душа и дух абсолютно разные понятия, это два абсолютно разных уровня сознания, и для каждого из них нужно своё учение.
Если говорить о духовных искателях, то им необходимо знать, что каждый из пяти уровней души принадлежит определённому духовному миру и раскрывает определённый потенциал. Пробуждая их в себе, духовный искатель исполняет свою земную миссию, превращается в помощника пророка Моисея в вызволении Шехины (божественной души) из этого мира. А в христианской традиции, о чём мы поговорим позже, они становятся помощниками Иисуса Христа, в процессе вызволения из этого мира Марии Магдалины.
В книге «Зохар» раввин Симона (евр. Шимона Бар Иохай), трактуя строки из книги Бытия 2:20 «..но для человека не нашлось помощника, подобного ему.» аллегорически, замечает, что здесь говорится о Моисее, которого также называют Человеком, а слова «подобные ему», указывают на центральную колонну в древе сфирот, то есть на Зеир Анпин (Спасителя), поскольку не было никого, кто бы помог Моисею вывести Шехину из изгнания.
В книге «Зохар» чуть раньше говорится также о необходимости развития нескольких уровней души, чтобы стать помощником Моисея. Цитата из книги «Зохар»:
«Раввин Симон (Шимон Бар Иохай) продолжил обсуждение словами: «И образовал из земли Господь Бог всех зверей полевых и всех птиц небесных» (Берешит, 2:19).
Горе людям мира, чьи сердца закрыты, чьи глаза закрыты и которые не заглядывают в тайны Торы (не постигают духовные знания, тайное учение) и не понимают, что «звери полевые» и «птицы небесные» намекают на невежд.
Даже те, кто достиг «живого» Нефеш (первого уровня души), не служат ни Шехине в изгнании, ни Моисею, который с Ней. За всё время, что Шехина находится в изгнании, Моисей не отдалялся от Неё».
В книге Герцеля "Сила вечной Тишины", где впервые за 800 лет подробно об этом рассказывается, говорится: духовному искателю следует постепенно раскрывать свой внутренний потенциал, уровни душ: Нефеш, Руах, Нешама, Хайя и Йехида. Стоит напомнить, что есть два уровня Нефеш, первый — божественный, а второй — животный. Победив животный и достигнув божественного Нефеш, духовный искатель разовьёт только первый уровень души, но, как мы видим из Зохар, этого недостаточно, чтобы начать помогать Моисею, стать его помощником в освобождении упавшей в этот мир божественной души, Шехины.
Только тот, кто развил в себе вдобавок к первому уровню души также второй, «живой» Руах, сможет называться помощником и последователем Моисея. Цитата из Зохар:
«…кто достиг „живого“ Нефеш (первого уровня души), не служат ни Шехине в изгнании, ни Моисею, который с Ней».
При достижении живого Нефеш, то есть при выходе из минусового уровня, древа антисфирот, Египта, на нулевой, в пустыню. Первого уровня можно достичь праведностью, следуя буквальному толкованию Библии и заповедей, то есть развить его без тайных знаний. Но чтобы начать помогать пророку, духовному искателю, нужно в дополнение к первому как минимум развить второй уровень души, Руах.
В Каббале говорится, души в пробуждённом состоянии называют «живыми», «воскресшими», «пробуждёнными ото сна», и поэтому в активном состоянии второй уровень души называют «живой» Руах. Но стоит ещё раз отметить, и об этом рассказывается в Зохар, что без тайных знаний сделать это невозможно, не говоря о более высоком уровне души, Нешама, на который поднимались великие пророки.
В Каббале говорится, фраза из книги Бытия 3:7 «...и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» означает, что тело Адама покрылось клипот (скорлупами), то есть отгородилось от божественного Света. Другими словами, Адам потерял доступ к сокровенным знаниям, божественному откровению и покинув Эдемский сад, отправился в скитание, то есть упал с небес на землю, в библейский Египет. Обратный процесс состоит в том, чтобы вернуться в рай через вновь обретённые тайные знания.
Каждый из просвещённых проходил все эти этапы, они были материальными, душевными, а затем духовными. Только встав на путь духовного развития и проникнувшись силой Вечной Тишины, то есть уединившись и вобрав в себя новый уровень знаний, они начинали проповедовать.
Ещё один важный момент, на который обращает внимание Зохар: уровни душ находятся одна в другой. Йецира находится в Хайя, Хайя — в Нешама, Нешама — в Руах, Руах — в Нефеш, а Нефеш — в теле человека. Как говорится в тайном учении, они являются одеянием для более глубокого уровня души, домом, как тело для всех них. Об этом говорится практически во всех тайных учениях и не только:
«Если я не творю дел Отца моего, не верьте мне;
а если творю, то, когда не верите мне, верьте делам моим,
чтобы узнать и поверить, что Отец во мне и я в нём.».
(Иоанн, 10:34–38).
Постижение тайных знаний даёт возможность снять один слой одежды за другим, чтобы раскрывать в себе всё более высокий уровень души-сознания. Это отдалённо можно сравнить с матрёшкой, которая прячет внутри себя меньшую часть. И, не раскрыв более высокий уровень, человек про внутреннюю можешь так никогда и не узнать.
Как мы уже говорили, гностики называют тело темницей для духа и души, а Каббала — одеянием для пяти уровней душ. В Зохар особый упор делается на то, что человеку не стоит отождествлять себя с телом, которое служит только внешней оболочкой, а истинный Человек (Адам) сокрыт внутри. И в подтверждение этих слов в Зохар Берешит Алеф говорит, что плоть — всего лишь одежда, а истинный человек — это Дух, который скрывается в теле, и в подтверждение этому приводит фразу из книги Иова:
«Ты одел меня (дух мой) кожей и плотью…».
(Иов, 10:11).
Важно понимать, что без тайных знаний духовный искатель не сможет продвинуться глубоко в раскрытии спрятанных один в другом уровней душ. Некоторые из мудрецов Каббалы утверждали, что в теле человека только три уровня, самый высокий — это Нешама, а Хайя и Йехида непостижимы человеку и находятся в духовных мирах. Есть те, кто утверждает, что в теле четыре уровня, а Йехида находится над головой. Но на более глубоком уровне учения все пять уровней находятся внутри. И Зохар говорит, что пятый уровень раскроется в конце Тикуна, исправления.
В Каббале указывается, что пророки раскрывали в себе третий уровень души, Нешама, каждый на своём уровне. Выше всех взобрался пророк Моисей, который, как говорится в книге «Зохар» преодолел 49 из 50-ти врат Бины. Но выше всех, по тайному учению, взобрался царь Соломон, которого ещё называют перерождением первого человека, Адама, поскольку он практически полностью раскрыл и четвёртый уровень, Хайя.
По Каббале, уровни Хайя и Йехида были доступны Адаму в раю, до грехопадения. Зохар обращает внимание на то, что в первой главе книги Бытия Адам, будучи сотворённым по образу Божию, удостоился души уровня "Йехида":
«...И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его...». (то есть с высшим уровнем души "Йехида") (Быт., 1:27)
А чуть позже, в Быт., 2:7, Адам получил и второй уровень "Хайя":
«..и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек (Адам) душею живою…».
(в оригинале "Ваеи аАдам, ЛеНефеш Хайя".
(если отойти от буквального перевода, то в Быт., 2:7 говорится: в раю Адам удостоился и второго уровня души - Хайя, "Нефеш Хайя").
Если мы вернемся к разговору о царе Соломоне, который практически раскрыл в себе четыре уровня души, то великий царь, по тайному учению, прошёл 49 из 50-ти ступеней, но уже не сфиры Бина, а сфиры Хохма (евр. мудрость), высшей Мудрости, за что и получил титул «Мудрейший из людей». Сфира Хохма соответствует уровню души Хайя.
В этом и кроется причина того, что пути многих библейских героев схожи, поскольку лестница, дорога к спасению одна. И для каждого из духовных учителей человечества высшей миссией считается пройти путь Адама, раскрывать уровни своей души один за другим, чтобы исправить его поступок, насколько возможно. Как говорится в книге Зохар, Моисей также являлся перерождением Адама.
Христианские мистики утверждали, что Иисус Христос также раскрыл четыре уровня души, и поэтому его считают не пророком, а Сыном Бога. Иисусу Христу удалось внести значительный вклад в исправление поступка первого человека, противостояв искушению Сатаны, и поэтому Иисуса Христа также называют перерождением Адама и говорят, что он намеренно спустился в этот мир, чтобы постараться внести исправления в совершённый им же некогда поступок.
«Адам есть образ Иисуса Христа». (Иоанн Златоуст, годы жизни 347—407).
Новым Адамом Иисуса Христа иносказательно называли не только раннехристианские теологи и апостолы, но и один из отцов церкви святой Григорий Богослов (325–389 г. н. э.):
«И тот, кто очень смел, может отважиться и начать следовать за Новым Адамом, моим Богом и Господом Иисусом Христом».
Как мы уже говорили, по тайному еврейскому учению самый длинный путь удалось пройти царю Соломону. Великий царь, будучи мудрейшим из людей, взял в свой гарем тысячу жён и наложниц не для плотских утех, а чтобы они, объединившись, смогли приблизить его душу к тому уровню испытания, которое некогда не прошёл Адам. Как известно, после своего крещения Иисус Христос отправился на главный экзамен, сорокадневный пост, во время которого Дьявол (Змей), по тайному учению, искушал его плоть, также как некогда искушению подверглась плоть царя Соломона, а ещё раньше, плоть Адама в раю.
Книга "Зохар" особое внимание уделяет перерождениям. Там говорится, что все великие духовные герои — это перерождения Адама, и поэтому в их «земном» пути так много общего, а главное — вверх они взбираются по одной тропинке. Иисуса Христа не только мистики, но даже представители традиционного христианства порой называли новым Адамом.
«Там, где Адам заканчивает, Христос начинает». (Николай Сербский, 1881—1956).
Книга Зохар продолжает и говорит, что уровня Хайя, который по Каббале, хоть и не полностью, раскрыл в себе царь Соломон, мудрейший из людей, недостаточно для полного освобождения, и утверждает, что пятый уровень души откроется в этом мире в конце Тикуна (исправления). Вернее, он раскроется в великом из духовных героев, который и одолеет силы тьмы.
Если вернуться к каббалистической концепции о том, что пять уровней души находятся один в другом: Йехида облечён в Хайя, Хайя — в Нешама, Нешама — в Руах, Руах — в Нефеш, а Нефеш в физическое тело, и, раскрывая их, духовный искатель поднимает своё сознания до уровней: Целомудренный (праведник), Просвещённый (мудрец), Пророк, Спаситель (Сын или Зеир Анпин) и наивысший «Отец» (Бог или Абба).
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь;
никто не приходит к Отцу, как только через Меня»
(Ин., 14:6)..
Как мы уже говорили, в Каббале четвертый и пятый уровни называют: Сын (уровень: Хайя) и Отец (уровень: Йехида), где Отец сокрыт в Сыне, то есть путь к Отцу, через Сына.
«...чтобы узнать и поверить, что Отец во мне и я в нём». (Иоанн, 10:38).
Подобная мысль также иносказательно присутствует в восточных религиях, где уже открыто, в отличии от авраамических, говорится, что человек — бог, обладатель божественного уровня души, но только забыл об этом.
Это то, о чем мы говорили выше, что глубоко внутри человека сокрыт божественный потенциал, но 99,9999% людей даже близко не раскрывают его, поскольку внутренний мир остаётся неизведанным. И только великим личностям раз в тысячелетие удаётся раскрыть высшие уровни души, и они становятся основателями истинных религий и мистических учений, которые должны в последующем помочь тому самому великому духовному герою раскрыть свой потенциал. И книга Герцеля «Сила вечной Тишины. 49 ступеней духовного восхождения» (16+) рассказывает об этом, чтобы поспособствовать скорейшему раскрытию Спасителя человечества. Произведение можно свободно скачать на сайте автора или послушать онлайн.
Сайт автора.
Канал на Дзен.
Подборка статей автора по Каббале.
Видео ролик "Тайна сотворения первых людей по Каббале" (смотреть>>>).