Автор: Крыс Питерский (и Мыська)
Буэнос диас! Крыс и Мыська продолжают честно отрабатывать кровно заработанную зарплату от прекрасного мецената wellrose - и представляют вашему вниманию следующую часть краткого и беглого (как обычно) обзора истории денег в Средние века.
В прошлой части мы узнали немного о том, как со всем этим обстояло в Темные века (спойлер: практически никак). Сегодня же поговорим о том, как зарождалась вся эта ваша банкирщина и прочее торгашество в славные времена классического средневековья. Ну и разумеется, узнаем, при чем тут тамплиеры.
Так вот, вам может это показаться странным, но раньше или позже сумасшедшие кончают тамплиерами.
— Все?
— Нет, есть сумасшедшие без тамплиеров. Но которые с тамплиерами, опаснее.
Умбэрто Эко "Маятник Фуко"
В общем, как обычно - будет несерьезно, но интересно. Поехали!
Важный дисклеймер: в этой части мы довольно часто будем упоминать всякие интересные явления средневековой жизни непосредственно связанные с историей финансов, но достойные отдельного разговора. Постараемся максимально выделить их из текста - и коли вам будет интересно, запрашивайте в комментариях дополнительные статьи про них!
Вкратце напомним содержание первой части. В позднеримский период и Темные века деньги не то чтобы исчезли, но стремительно потеряли свой смысл. Экономика Европы, раскуроченной климатическим экстремумом, распадом имперского единства и пришедшей ей на смену варварской вольнице - в основном вертелась вокруг простого и незамысловатого вопроса "что бы пожрать". Или говоря научным языком - системы натурального хозяйства (категорический шалом нашему постоянному комментатору Митьку Мурашкину. Да, в этот раз мы сделали это!). Торговать, платить и собирать мзду при помощи денег на какое-то время стало не очень практично. Нечем, некому и некуда. Но! Все когда-нибудь меняется и в Европе началось оно. Классическое Средневековье.
- Жить стало лучше, жизнь стала веселей
Во-первых, потеплело. Из средневекового климатического пессимума постепенно вылез средневековый же климатический оптимум. Справедливости ради, стоит заметить, что в современной науке региональные рамки и размах данного события подвергаются некоторому сомнению (ученые вообще склонны сомневаться во всем - даже в том, сколько будет дважды два), но мы с Мыськой консервативны и вообще нам на истфаке так рассказывали.
Вдобавок к потеплению - сельское хозяйство стало эффективнее. Не вдаваясь в подробности, приведем один важный пример (шалом комментатору Николаю Богомолову). В Европе с повсеместным распространением хомута - наконец-то стали нормально пахать на лошадях. Что сильно порадовало пейзан, увидевших явную прибавку к урожаю. Опять же оговоримся, рогатая скотина с полей исчезла не до конца, чему свидетельство, например, цитата из вечнопрекрасного романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" ажно XVI в. выпуска. Вот что по этому поводу говорил брат Жан:
- Мой желудок от голода лает, словно собака. Заткнем же ему рот похлебкой, чтобы он успокоился. Ты, я знаю, любишь густой жирный суп, но я предпочитаю похлебку добрым кусочком пахаря.
- Ага, я понимаю тебя, - сказал брат Жан. Вот ты и заговорил по-монастырски. Ведь монахи называют пахарем быка, на котором когда-то пахали. Из такого пахаря можно сварить славную похлебку на целое аббатство.
Честно говоря, мы сомневаемся во вкусовых качествах данной похлебки, но средневековая кухня это отдельная тема. Нам же интересен тот факт, что даже крестьяне постепенно познакомились с таким удивительным явлением нашей жизни, как деньги. Это вполне ощутимо по тому, что в системе социальных взаимоотношений активно отмирает такое явление, как "серваж" - личная зависимость от сеньора. Иногда можно встретить аналогию серважа с крепостным правом, но это не вполне верно. Впрочем, категории зависимого населения в средневековье это такая отдельная тема. Нам же интересен тот факт что архаичное владение "жизнью и душой" крестьянина стало для феодала менее удобным, чем денежные выплаты - первое, вопреки стереотипам, не были только лишь проявлением кровавого оскала феодализма, но еще и накладывало на сеньора кучу личных обязательств. Гораздо проще и интереснее для обоих сторон было перейти на чистый кэш. Что-то напоминает?
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил
А.С. Пушкин "Евгений Онегин"
В придачу к улучшению питания - начала складываться городская жизнь. А мы же прекрасно помним что где города, там производство. А где производство, там чеканная монета (тут уже обмен на репу не очень срабатывает). Что немаловажно, городское производство не просто развивается, оно складывается в хорошо известную всем цеховую структуру. Да, потом как мы помним - цеха станут оплотом нездоровой монополии и всякой нехорошей заскорузлости, но на момент своего появления они знатно встряхнули общественную и экономическую жизнь, заложив фундамент стабильности для профессиональных ремесленников. А где стабильность - там опять же копятся монеты... Иногда накапливаясь до весьма ощутимого количества, достаточного например, чтобы те же самые цеха по итогу своего развития умудрились (не без кровушки, конечно) потеснить городской патрициат и фактически встать во главе городской жизни. Впрочем, это было уже позднее и об этом - в следующий раз.
- Люди гибнут за металл
Не меньшую роль в "монетизации" средневековой экономики сыграло и то, что в Европе начинают оформляться "места силы". Да, речи о государствах пока не идет, более того - сама его идея все еще кажется абстрактной бессмыслицей. Социум прочно держится на личных связях и персональных возможностях.
Но новые условия предполагают новые возможности. И на место харизматичных варварских вождей приходят прагматичные деятели, весьма разнообразные по сортам. Если вкратце, то новыми хозяевами жизни в классическое средневековье становятся:
1. Церковь
"Несказанно похорошел римский престол при феодализме!" (с) Пережив ряд весьма интересных событий и процессов, таких как клюнийское движение, григорианские реформы и связанная с ними борьба за инвеституру - церковь оказалась уникальным и весьма могущественным держателем богатств, в том числе и денежных.
Весьма этому способствовал закрепившийся, наконец в XII в. (а вы думали, он изначально был?) целибат священников. Да, это тоже про деньги - таким образом церковь страховалась от дробления владений, неизбежных для светских феодалов. И в итоге, попавшее в церковь, оставалось там навсегда.
Впрочем, за хорошее всегда приходит расплата - и стремительное обогащение принесло с собой кучу проблем, которые потребовали соответствующих мер. Помимо прочего, внутри самой церкви и вокруг нее начинают возникать многочисленные дискуссии относительно допустимости обогащения "божьих людей". Как итог положительный - мы получаем создание уникальных нищенствующих монашеских орденов, доминиканцев и францисканцев, которые еще знатно повлияют на историю всего. Как итог отрицательный - проблемы и разборки с разнообразными бегинами, братьями свободного духа и прочими вальденсами. Возни получилось много - не в первый раз предлагаем читателям вспомнить замечательный роман "Имя розы", там про это хорошо и много.
2. Города
Еще раз о них, только с другого ракурса. Помимо расширения и обогащения, города неизбежно становятся самостоятельной политической единицей, весьма активно противостоящей феодальной системе. Вплоть до того, что некоторые из них начинают приближаться к понятию государства раньше, чем до него допер основной контингент феодальных политиков. Классические примеры вы знаете - это итальянские города, местами превращавшиеся в полноценных игроков на политическом поле. До того полноценных, что порой переигрывали даже церковь, достаточно вспомнить печальную историю 4 крестового похода.
Кроме этого, конечно же, стоит вспомнить Ганзу - конгломерат городов, весьма уверенно руливший на севере Европы. Наравне со своими южными собратьями они еще тогда весьма убедительно показывали что феодальная ветка прокачки, основанная прежде всего на околовоенной базе далеко не единственная и не лучшая. С возвращением денег, они становились самостоятельным оружием и те, у кого они были, могли себе позволить воевать безо всякой этой вассально-сеньориальной громоздкости.
3. Военно-рыцарские ордена
Уникальное явление, далеко не всегда поминаемое при разговоре о финансовой истории. А зря. Сочетая в себе сильные стороны всех фракций (недробимое имущество, автономные военные силы, духовный авторитет), монашествующие воины стали действительно серьезным игроком на арене. Ну и да, пришло время упомянуть тамплиеров...
Нет, Бафомету они не поклонялись и на распятие не плевали. Зато придумали много такого, что по меркам их конкурентов было куда как более демонично (ибо эффективно)
- Дешевые кредиты. Да, тамплиеры брали меньше процента. И получали больше кредиторов (правда, однажды - это их и погубило).
- Безнал! Внезапно, всякие там векселя и чеки придумали не корыстные евреи и коварные церковники, а пресветлые воины христовы! Еще тогда, да... Практический смысл понятен - путешествие тогда было делом опасным, проще было в случае гоп-стопа заныкать документ, нежели мешок золота.
Впрочем, не стоит фиксироваться только на тамплиерах. Их коллеги из Тевтонского ордена тоже нашли свой гешефт, в том числе - в кооперации с уже упоминавшейся Ганзой. До размаха тамплиеров не дошли, но ощутимой экономической единицей таки стали.
- Рубля нет, топора нет...
Нехитрые размышления приводят нас к очевидному выводу - там, где деньги начинают быть силой их вечно не хватает. Вот и в нашей истории...
С развитием денежной экономики стала ощутимой нужда в институтах, эти самые деньги приносящих. Старый добрый nabeging и grabing тут не очень работал - всегда была велика вероятность неудачи, да и сам по себе военный поход штука весьма затратная. Приходилось изыскивать деньги в других местах.
Как обычно, подсуетились евреи, церковники и итальянцы. Первых, впрочем, можно частично оправдать - изначально ростовщичество, как занятие прямо осуждаемое Библией, было не с руки добродетельным католикам. Но монета была нужна, вот и отдали это грязное, но необходимое дело на откуп иудейским париям.
Не наживайся на ссудах, не бери лихвы; бойся Бога своего — пусть собрат твой живет у тебя. Не требуй с него проценты за ссуду, не начисляй проценты за пропитание. (Лев 25:36-37)
Аппетит, впрочем, приходит во время еды - и вскоре уже церковь перестала чураться ссудных дел. При этом устанавливая процент весьма немилосердный даже по сравнению с нехристями. Разные источники по разным регионам приводят всякое, но в целом - вполне уверенно можно говорить, что годовая ставка вертелась вокруг десятков процентов. А мы ныне жалуемся на дорогую ипотеку...
Стоит упомянуть и такую специфическую профессию, как менялы. Дело в том, что средневековая монета это не некий знакомый нам по играм и Мартину твердый стандарт золотой/серебрянный/медяк, а долбанная куча локальных монет с разным весом, содержанием благородного металла и ценностью. Все это усугублялось шатанием курса стоимости золота (которое вновь вошло в полноценный оборот в XIII в., раньше бал правило серебро). До кучи - правители периодически проводили ревизию и меняли соотношение значимости денежных единиц. В итоге несчастным современным исследователям пришлось ввести цельный термин, обозначающий как раз это вот плавающее сочетание номинальной стоимости денег и их конкретной ценности в граммах. Называется "мутация монеты". Запомните, при случае блеснете знаниями. Кстати, мы уже поминали, но почему бы и нет - вся эта история отлично раскрыта в первых сериях аниме "Волчица и пряности". Да-да, дорогие мои, теперь вы можете смело смотреть аниме и говорить, что просто изучаете средневековую историю.
В общем, весь этот бардак активно требовал специально обученных людей. Не стоит, к слову, путать средневековых менял с новозаветными - у тех была совсем другая задача, но это отдельная история.
- Торгуй всегда, торгуй везде...
Ну и конечно же, деньги не работают - если они не двигаются. Устаканивание политической ситуации, повышение производительности и появление игроков с большой мошной не могли не привести к тому, что средневековая торговля стремительно взлетела. Причем не только внутри себя, но и выйдя на "международную орбиту".
Традиционно - взаимоотношения католической Европы и мусульманского Востока представляют себе в виде бессмысленного потока кровожадных крестовых походов. На самом деле, конечно, все было сложнее. В перерывах между войнами Запад более, чем эффективно торговал с Востоком. Иногда настолько эффективно, что наш любимый Фридрих II умудрился аж цельный Иерусалим у неверных купить, чем немало утер нос всяким там воинам христовым.
Развитие торговли шло и по внутренним магистралям. Европа становилась все более глобальной, наравне с товарами - передавая и культурные ценности. Мир становился больше (в следующий раз он так расширится лишь в эпоху Великих географических открытий), и взлет весьма дерзких идей в том же богословии в XIII в. подозрительно совпадает с "золотым веком торговли".
В целом, можно сказать, что в классическое средневековье Западная Европа сформировала и пережила один из пиков своего развития. Идеально сбалансированную систему запросов и возможностей. Увы, все хорошее кончается быстро - и вскоре запасы благоденствия были исчерпаны. Но об этом уже в другой раз...
Резюмируем. Классическое средневековье - это не только и не столько время рыцарей и королей, сколько время денег. Еще пока не сдерживаемых властью национальных государств, способных давать власть и силу вне зависимости от статуса и сословия. Время глобализации, пожалуй куда большей, чем та, что пытаются ныне построить (со скидкой на технические возможности). Интересно, в общем было...
Что ж... Прощаемся и скоро увидимся снова! Крыс и Мыська желают вам тепла и мирного неба над головой!
P.S. Таки да, теперь это будет здесь всегда. Искреннее спасибо всем за донат. Ныне это очень важный стимул писать!
Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но всегда очень приятно
Заходите в наш Телеграмм!
Крыс и Мыська ждут вас на своем канале "Кино, вино и Мимино".
Не примените заглянуть к Ефросинии Капустиной - там интересно про другие страны и других людей
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой (да, эта покорябанная ссылка уже стала фичей!)