Вот картина. Читаю описание "На этой картине мы видим группу женщин, которые тянут плуг."
Ужас вселяется в меня.
Какая "группа женщин"? Плуг тянула одна.
Григорий Мясоедов изучал древние языческие культы. Это первое!
Второе! Проверял и убеждался в магической силе ритуалов и заклинаний: особенно от чумы и тифа.
И третье! Он верил, что обряд, изображенный на его полотне, несет чудодейственную силу.
Писал картину не только искусства ради, но и для избавления от падежа скота, коровушек спасал, проще говоря.
Григорий Мясоедов изобразил кульминацию ритуала: впереди процессии молодая беременная женщина с округлившимся животом. Остальные участницы в белых рубахах. Весь обряд овеян мистической: как разговор с духами: с безграничной верой в помощь потусторонних сил. Каждая женщина уверена, что в эту ночь надежды на лучшее непременно сбудутся.
Опахивание было священнодействием. Когда приходила беда, мужики проводили мирское совещание: опахивать или нет, ибо строго относились к ритуалу, чтобы обратно не повернуло.
Если мужики приняли решение – обряд передавался женам. С утра шла старая повещалка "пора де унять лихость коровью". Женщина омывала руки и вытирала ручником повещалки. Мужеский пол с сего момента не мог выходить из избы. В полночь вещалка выходила к околице и в одной рубахе била в сковороду "Ай!Ай!" На этот вызов все женщины выходили с ухватами: кочергами и косами. Повещался скидывала с себя рубаху произносила клятвы. Затем подвозили соху, на повещалку надевали хомут и запрягали. Она шла и проводила борозду, сзади женщины на помелах: в рубахах, с распущенными волосами. Сзади громко кричали остальные женщины и девушки с кочергами и косами. Так проходило троекратное шествие вокруг деревни с лучинами. Если животное попадалось шествию – его убивали: видя в нем коровью смерть.
Это описано в "Энциклопедии суеверий".
Ритуал сопровождался специальной обрядовой песней:
Вот диво, вот чудо!
Девки пашут, бабы песок рассевают!
Когда песок взойдёт,
Тогда и смерть к нам придёт!
Обычно опахивание проводилось около полуночи, в редких случаях — рано утром до восхода солнца.
Борозда вокруг деревни всем показывала: что обряд совершен. Борозду потом засыпали песком: от пожаров.
"Ни единого огня не было в деревне, а мимо избы Ильи шли, белея в темноте рубахами, «девять девок, девять баб, десятая вдова», все босые, простоволосые, с метлами, дубинами, вилами, и стоял оглушительный звон и стук в заслонки, в сковороды, покрываемый дикой хоровой песнью: вдова тащила соху, рядом с ней шла девка с большой иконой, а прочие звонили, стучали и, когда вдова низким голосом выводила:
–Ты, коровья смерть, Не ходи в наше село!
Хор, на погребальный лад, протяжно вторил:
–Мы опахиваем, — и, тоскуя, резкими горловыми голосами подхватывал: –Со ладаном, со крестом...". И.А.Бунин "Деревня"
Читайте по ссылке:
Ветхий Завет предостерегает от воспевания ведьм, но литература и живопись делают иначе?