Найти тему
Толкачев. Истории

Сюжет картины "Опахивание" Григория Мясоедова ошибочно принимают за праздник. Вас поразит, зачем художник изобразил этот ритуал

Вот картина. Читаю описание "На этой картине мы видим группу женщин, которые тянут плуг."

Ужас вселяется в меня.

Какая "группа женщин"? Плуг тянула одна.

Григорий Мясоедов изучал древние языческие культы. Это первое!

Второе! Проверял и убеждался в магической силе ритуалов и заклинаний: особенно от чумы и тифа.

И третье! Он верил, что обряд, изображенный на его полотне, несет чудодейственную силу.

Писал картину не только искусства ради, но и для избавления от падежа скота, коровушек спасал, проще говоря.

Григорий Мясоедов «Опахивание», 1876 год. Коллекция Русского музея.
Григорий Мясоедов «Опахивание», 1876 год. Коллекция Русского музея.

Григорий Мясоедов изобразил кульминацию ритуала: впереди процессии молодая беременная женщина с округлившимся животом. Остальные участницы в белых рубахах. Весь обряд овеян мистической: как разговор с духами: с безграничной верой в помощь потусторонних сил. Каждая женщина уверена, что в эту ночь надежды на лучшее непременно сбудутся.

Опахивание было священнодействием. Когда приходила беда, мужики проводили мирское совещание: опахивать или нет, ибо строго относились к ритуалу, чтобы обратно не повернуло.

Если мужики приняли решение – обряд передавался женам. С утра шла старая повещалка "пора де унять лихость коровью". Женщина омывала руки и вытирала ручником повещалки. Мужеский пол с сего момента не мог выходить из избы. В полночь вещалка выходила к околице и в одной рубахе била в сковороду "Ай!Ай!" На этот вызов все женщины выходили с ухватами: кочергами и косами. Повещался скидывала с себя рубаху произносила клятвы. Затем подвозили соху, на повещалку надевали хомут и запрягали. Она шла и проводила борозду, сзади женщины на помелах: в рубахах, с распущенными волосами. Сзади громко кричали остальные женщины и девушки с кочергами и косами. Так проходило троекратное шествие вокруг деревни с лучинами. Если животное попадалось шествию – его убивали: видя в нем коровью смерть.

Это описано в "Энциклопедии суеверий".

-2

Ритуал сопровождался специальной обрядовой песней:

Вот диво, вот чудо!
Девки пашут, бабы песок рассевают!
Когда песок взойдёт,
Тогда и смерть к нам придёт!

Обычно опахивание проводилось около полуночи, в редких случаях — рано утром до восхода солнца.

Борозда вокруг деревни всем показывала: что обряд совершен. Борозду потом засыпали песком: от пожаров.

"Ни единого огня не было в деревне, а мимо избы Ильи шли, белея в темноте рубахами, «девять девок, девять баб, десятая вдова», все босые, простоволосые, с метлами, дубинами, вилами, и стоял оглушительный звон и стук в заслонки, в сковороды, покрываемый дикой хоровой песнью: вдова тащила соху, рядом с ней шла девка с большой иконой, а прочие звонили, стучали и, когда вдова низким голосом выводила:
–Ты, коровья смерть, Не ходи в наше село!
Хор, на погребальный лад, протяжно вторил:
–Мы опахиваем, — и, тоскуя, резкими горловыми голосами подхватывал: –Со ладаном, со крестом...". И.А.Бунин "Деревня"

Читайте по ссылке:

Ветхий Завет предостерегает от воспевания ведьм, но литература и живопись делают иначе?

Напиши шедевр | Дзен