Найти тему
Аутизм и школа

Аутичный подросток, чтение и развитие речи у мальчика, который заговорил в 10 лет

Вопрос:

- А как меняется речь Гриши, в связи с чтением художественной литературы?

Это такой сложный вопрос.

Читает он... раньше, чем начал говорить, если так можно выразиться, конечно.

При этом я всё равно говорю, что он читает плохо. Или вообще с умным видом могу сказать "он не умеет читать"))) Ну, последнее уже не говорю. Но то, что он читает крайне плохо, - да.

Читать художественные книги (вслух) на постоянной основе (ежедневно по часу-два) он начал с октября 2023 года. То есть, 14 лет стукнуло и на галеры.

И вот как это отразилось на речи?

Мне сложно ответить на этот вопрос.

Но из последнего, что становится очевидно: Гришина речь стала наполняться "необязательными" синонимичными словами и... просто рассуждениями, опять же, необязательными.

Что я имею ввиду под "необязательными"?

Кто имел дело с речевыми детьми, видел (наверное), что эти дети (аутисты в особенности) очень сухо и скромно отвечают, так же малословно спрашивают, и точно не говорят без цели, ради просто поболтать.

В случае Гриши, так как он начал говорить в 10 лет, любые его высказывания - ура. И прям сильно оценить, что они бедные бедные, было сложно. ОН ГОВОРИТ!!!!!!!!!!!! УРА...

Но вот он в этом году начал "просто вежливо болтать" и "говорить необязательное".

Пример:

1. Готовит что-то. Прошу посмотреть поджарилось ли и спрашиваю: - Готово?

Гриша: - Кажется, оно ещё не готово.

В этом ответе нет ничего особенного, кроме "лишних слов и отношения". Ещё вчера он бы ответил на вопрос "Готово?" вот так: - Нет.

Просто НЕТ.

А теперь он почему-то и "кажется" вставляет, и "оно ещё не готово".

Вот этот "словесный мусор", который был недоступен Грише ещё вчера, теперь есть в его речи.

2. Подходим к магазинам. Говорю: - Пойдём туда?

Гриша: - Мы давно там не были.

?..

Я... эээ...

Да, мы давно там не были. Но это ещё один "словесный мусор". Ещё вчера он бы сказал "ДА". И всё.

А теперь он начал высказывать и оценку, и что-то описывать по желанию.

3. Пробую какую-то горячую еду.

Гриша: - Что ты чувствуешь?

Я?... Я В ШОКЕ!!!!!!!!!

Я: - Горячее, - говорю)))

4. Я: - Что ты будешь на десерт?

Гриша: - Я подумаю.

ОГО...

---

Добавлю ещё. Я понимаю, что многим не ясно, о чём я вообще говорю.

Я повторю и уточню.

Когда я говорила, что Гриша "плохо говорит, или вообще почти не говорит", то это то и значило. Можно ли сказать, что человек говорит, если вся его речь это "да, нет".

Теоретически, конечно, это речь... Но... Вот спрашиваю я человека: - Что ты хочешь?

Тишина...

И только, когда я даю варианты выбора, тогда он там что-то может сказать, просто повторив за мной слова.

И ты в этом живёшь, живёшь.... И вроде как у ребёнка есть речь. Вроде бы...

Или когда кто-то говорит "А ты спроси у Гриши. "

...

Ну... Я то спрошу. Вот только он не ответит.

КАК ЭТО ВОЗМОЖНО????

Да вот как-то так...

Я без понятия.

Человек говорит, но не отвечает. Или отвечает через раз.

А уж понять, что он там о чём думает (в том числе и о прочитанном), можно только, пристально слушая, что он говорит сам. Ибо любой вопрос на 90 процентов будет оставлен без ответа. И это в лучшем случае. В худшем, если с умным настойчивым видом обделённого интеллектом педагога начать настаивать рассказать, "что ты понял из прочитанного" или "о чём эта книга", так он вообще откажется читать. СЮРПРИЗ.

Кто-то сейчас подумал, а как же его учить?
Исключительно чудом.
И это не юмор.
Кто видел наши уроки с Гришей, подтвердит.

Так же.

Да, вы не обчитались))) Сам он говорит. Сам он рассказывает о чём-то важном ему. И в таком случае его речь всегда была на несколько порядков лучше, чем в других ситуациях.
И нет, сейчас кто-то решил, что можно же тогда с Гришей говорить на его любимые темы.
О боги, НЕТ!!!
Вообще можно. Но очень аккуратно. Потому что, как только количество вопросов возрастает, он замолкает и просит помолчать. И всё... И ничего больше сделать нельзя.
И нет, в учёбе его любимые темы тоже использовать не получается никак, наоборот...

Я иногда вообще не понимаю, а как он заговорил... и как мы с ним с такой речью живём...

---

И вот, значит, всё течёт, всё меняется.

И почему-то Гришина речь наполнилась ещё вчера "ненужными" словами, которые как раз и дают возможность понять, а что он думает, что чувствует и как относится к тем или иным событиям.

Это удивительно...

Словно ты много лет жила рядом с роботом и вдруг... робот начал превращаться в человека.

Никого не хочу обидеть. Но ощущения именно такие.

Робот - это строгая конкретика.
Человек - это объём)))

---

И, казалось бы, а при чём здесь художественная литература?

А, вот я думаю, именно она имеет к этому процессу непосредственное отношение)))

Потому что Гриша именно копирует (не фразы) способ общения и с миром, и с людьми.

Я не знаю, как это возможно. Он вроде кино смотрит, вроде как и раньше мог догадаться, что люди беседуют. Но что-то не срасталось.

А тут... книги почему-то стали той самой соломинкой или последней каплей, которая дала толчок. К... образной, наполненной речи.

...

Или, как обычно, просто пришло время.

---

Добавлю.

Я считаю, что Гриша заговорил в 10 лет благодаря тому, что его, неговорящего, учили читать. Да. Чем дальше, тем больше я прихожу именно к этому выводу.

Напомню. У Гриши были звуки, была коммуникация. Он понимал речь. Но у него распадались слова, он не говорил их целиком. У него были перепутаны почти все звуки рандомно, без привязки. Он мог путать Т с Д, или Т и Б, или Т и В. Не было логики в этом (если не считать диспраксическую логику).

То есть Гриша не молчал.

Он говорил. Да, я знаю, кому-то грустно это знать и хотелось бы думать, что был мальчик, который МОЛЧАЛ до 10 лет, а потом заговорил.

Нет. Гриша говорил (звучал). Только понять, что он говорил было невозможно (если не быть его мамой). И речь не развивалась. И даже периодически утрачивалась. Вообще. Молчал несколько лет. Ничего не повторял. Молчал...

А вот когда к нему в очередной раз прицепились и начали заставлять (пытать) читать. Каждый день, вот тогда он и заговорил.

Вот статья, в которой я кратко пыталась 4 года назад описать, что я делала.

Читать учила, не научила, говорить научила...

Естественно не сразу, на это ушли годы.

И с тех пор привязка звука к букве для него важна. Фундаментально важна. Ещё года два назад он не мог повторить слово, если не видел его написанным. Тут, конечно, можно за фонематический слух вступиться. Вот только не получится...

Когда в последнюю попытку работать с логопедом, она (как и все) давила на "надо развивать фонематический слух", то быстро узнала, что у Гриши с ним всё отлично, но локализовано, в играх, упражнениях. И почти никак в потоковой речи...

И все эти код-кот, суп-зуб - это не про Гришу. Он и услышит, и напишет, и сам в речи найдёт и тебе покажет эти чудные по звучанию слова.

Но когда дело касалось чего-то нового или потокового - нет. Всё утрачивалось.

Но это уже прошлое.

Сейчас же про наполненность лексическую.

Так вот почему-то... Чтение (опять оно) художественной литературы привело к том, что я описала выше. А что это?

А я скажу что это. Это Гришину речь покидает аутичный компонент тот самый, когда эти товарищи говорить вообще могут, но не говорят... Вот это исчезает.
И буду считать, что ключевую роль в истории Гриши опять сыграло чтение.

Но поживём увидим, что там будет дальше.

Конец.

П.С. Повторюсь. Всё это сочеталось и сочетается с тем, что о своём он мог и может говорить много и вполне так развёрнуто в рамках своих возможностях. Я писала, что учительница первый год думала, что Гриша не умеет говорить... А это был 2021-2022 год. Он вроде как говорил. Только не с учительницей. И главное, что он не просто молчал с ней, а нечленораздельно мычал. То есть он утрачивал способность чётко говорить.

Сейчас у него такое тоже есть, когда ВДРУГ он словно откатывается на 4 года назад и у него выпадают все звуки... сложные из речи. Он говорит, говорит, но ВДРУГ становится всё непонятно. При том что вообще-то уже вроде как понятно...

Такие дела.

П.С. 2. Если кто-то думает, что читать Грише легко и делает он это с удовольствием, нет... К сожалению, всё это на грани возможностей. Поэтому и костыли со всех сторон.

Типа этого:

И этого:

И каждый день я сижу во время чтения вот с такими "девайсами":

Закрашиваю квадратики, ставлю плюсики. Всё это для того, чтобы держать чтение. Руками, ногами и ещё чем-то. Ни о каком "Гриша любит читать и сам берёт книгу и читает в свободное время" речи нет. Для него это тяжело.

Кто из вас делает то, что тяжело или почти невыносимо? Думаю, почти никто...

Гриша делает. Годами...

И скоро (лет через сто) мы жизнерадостно сможем сказать, что Гриша УРА и читает, и любит, и перечитал всё, что только можно. И обсуждает прочитанное. Когда-нибудь. Обязательно.

П.С. 3. И уже не так смешно и нелепо выглядят последние абзацы вот этой статьи, написанной 4 года назад, когда всё то, что есть сейчас, казалось нереальным: