Начало. Глава 1
- Это, конечно, лучше! Из-под мужика к тебе бегала, ой, какая достойная женщина! Так, она и от тебя гулять станет. Да, надо тебе подумать, твоего ли ребенка эта достойная женщина носит?
- Моего, я в этом уверен. Вика говорит, что женщина всегда знает, от кого она беременна.
Амину от злости раздирало на куски. Надо же, ее сын, ее Шайдулла прикрыл грех этой змеи, удочерил ребенка, выучил, человека из нее сделал! Кто она была бы без него? Да ни один парень из их села, какой там из села, со всей округи, на нее бы не посмотрел. Побрезговали бы спать с ней после придурка-Фаяза.
А она? Ишь, гордится, высшее образование у нее, квартира, дача, все благодаря Шайдулле. Подумаешь, сгульнул мужик. Между прочим, давно известно, от хороших жен мужья не гуляют.
Сидит Амина одна, бесится, а в животе от голода урчит. Ушли на кухню, ее не позвали, Халида тут хозяйка вместе со своей тетушкой, а Амина никто?
Халида пожарила яичницу, хлебушка порезала, Айша сделала салат из помидор с луком, заправив сметаной.
- Халида, дочка! Ты не обращай внимания на слова Амины, знаешь же, у нее Шайдулла пуп земли, он всегда будет прав. Иди, дочка, позови ее, пусть поест. Незнакомого человека покормишь, если он голодный, а эта все же бывшая свекровь.
- Да, апа! Я и не обращаю, собака лает, ветер относит. Все уже в прошлом, переболело все. Пусть что хочет говорит, кто она такая, чтобы я ее слышала? Да, пожилой человек, я должна уважать ее старость, только никак не придумаю, за что ее уважать. Пойду, позову неуважаемую, пусть поест.
Хотелось Амине продемонстрировать свое пренебрежение к хозяйке, отказавшись от ее угощения, но голод оказался сильнее. Решила, съест только кусочек хлебушка и все!
Но, яичница-глазунья так и манила желтками, которые Амина особенно любит. Яичница-то ладно, но дольки красных помидор, плавающие в розовой сметане, разве можно от этого отказаться?
Помидоры Амина едала только у сватьи, в селе их никто, кроме Айши не выращивает. Однако, сватья не заправляла их сметаной, откуда ей взять каждый раз сметану? Коровы-то нет. Богато живет Халида. Гостей не ждала, а сметана в холодильнике есть.
Съела Амина и яичницу в два яйца, и салат, остатки сметаны хлебом собрала, съела, довольно рыгнула.
- Спасибо, уж! Не дала с голоду умереть, зачтется тебе твоя доброта на том свете.
- Будь здорова! Сейчас чаю налью.
Чай бывшей свекрови Халида налила в большую кружку, не пожалев заварки и молока. Варенье из яблок перед Аминой поставила. Сама на нее не смотрит, с Айшой разговаривает.
- Апа, как нынче картошка, уродилась ли? А помидоры?
- Слава Аллаху, кызым(дочка), картошки накопала много, сдавать буду. Помидоров насолила, огурцов. Капуста еще не убрана, приеду домой, буду срезать и квасить. В прошлом году хватило мне, Амине и Саре. Соседям давала, когда у кого свадьба или никях.
Нынче и не знаю, куда девать стану. Сара-апа скончалась, да будет место ей в Раю! Амина уж не станет у меня ничего брать. Теперь ведь мы с ней не родня, да Амина? Ты чего молчишь, высказала все, больше и нечего сказать?
- Нечего, мне вообще тут нечего делать и не о чем говорить. Переночую, если не выгоните, утром сына искать пойду. Халида, покажи место, где мне можно полежать, разговаривайте спокойно без меня.
Халида отвела бывшую свекровь в комнату к Азату.
- Сынок, ты не против, если бабушка переночует на твоем диване?
- Ладно, вообще-то мы с ребятами собирались вечером у меня посидеть, но раз так, то Сания, наверно, пустит нас в свою комнату. Да, сестренка?
Сания осторожно подняла шахматную доску, чтобы не сдвинуть фигуры
- Да, разумеется, если так необходимо, но друзья поймут тебя, если ты объяснишь ситуацию. Бабушкам будет мешать шум, это мы с мамой привыкли. Пойдем, доиграем партию, да я заниматься сяду. Мам! Позовешь меня, если что!
- Занимайтесь своими делами, дочь. Сегодня беляши стряпать будем, но мне Айша-апа поможет, не будем тебя привлекать.
Халида только тут вспомнила, мясо у нее в прихожей валяется. Сколько бы она не убеждала себя, что слова Амины не задевают ее, еще как задевают. Великого терпения стоит оставаться спокойной на ее выпады. Разобрав мясо и поделив на куски, оставила в блюде ребра на шурпу и мясо на беляши.
- Айша-апа, может ты тоже хочешь отдохнуть? А то я тебе и не предлагаю.
- Нет, дочка, с тобой побуду, соскучилась сильно. Может я поставлю тесто на беляши?
- Если тебе не трудно, апа! Я бы пока шурпу на обед приготовила.
- Давай, доставай муку, сито и все прочее, я сейчас живо-два теста замешу.
Халида выставила на стол все нужное для Айша-апа, сама занялась шурпой. Помыла мясо, разделала на куски, обжарила в казанке, добавила крупно порезанную морковь, лук полукольцами, красный перец, черный перец, налила воды. Сняв пену, дождалась, когда закипит, посолила. Начистила картошки, порезала крупно, подождав немного, бросила ее в бульон, туда же помидоры.
- Вот и все, апа! Скоро обед готов будет. Пока обедаем, тесто подойдет. В две пары рук все быстрее получается.
- Да я гляжу, ты и одна ловко справляешься, все в руках горит.
- Привыкла Айша-апа. Я ведь помню твой наказ, ухаживать за мужем, кормить вкусно, быть ласковой, тогда в семье будет все ладно. Видимо, все хорошо в меру. Перестаралась.
- Ничего, Халида, ничего. Я тут подумала, этот не оценил, другой человек оценит. У женщины сорок лучин, одна погаснет, тридцать девять в запасе. Все твое счастье впереди. Дети выросли, можешь и о себе подумать. Встретится хороший человек, выходи замуж.
- Айша-апа! Я столько лет старалась соответствовать умному Шайдулле, я была так благодарна ему, старалась угадать каждое его желание. Он жил, как хотел, я пахала на даче, он отдыхал. Я еще ухитрялась и накормить его вкусно, чтобы он был доволен мной. Сейчас я рада, что не надо мне жить для того, чтобы мужчину обслуживать.
Я не жалуюсь, апа! Считаю, что Шайдулла был хорошим мужем. Мне не трудно было с ним, мне было хорошо в той жизни. Он был ласковым и внимательным, детей не обижал, на меня даже голоса не повышал.
Но, вот так случилось, встретил другую. Оглядываясь на свою прошлую жизнь, понимаю, я не была счастлива. Чувство благодарности, это совсем не то, что делает женщину счастливой.
Я в душе рада, что все так произошло именно сейчас. Не раньше, когда дети были малы, не позже, когда бы дети уже разлетелись. И снова я благодарна за это Шайдулле.
Амина снова не смогла отказаться от еды, села со всеми за стол. Обедали с разговорами, ели с удовольствием, никто не обращал внимания на надутую физиономию Амины.
После обеда Амина ушла к себе на диван, Халида с тетушкой ушли в спальню. Халида взбила подушки, достала из комода плед
- Апа, ложись, пожалуйста, если и не поспишь, хоть ноги отдохнут, гляжу, сильно отекают.
- Да, отекают, болят. У кого в нашем возрасте ноги не болят? Изработанные все. Тяжелая жизнь в селе, сама знаешь. Раньше легче было, друг другу помогали, сейчас все по-другому. Молодежи в селе остается мало, кто остался, те только знают, что напиться да подраться. Раньше стариков боялись, порядок был, сейчас стариков и в счет не кладут.
- Айша-апа, я все думаю, зачем тебе одной мучиться в деревне? Печи топить, снег огребать? Переезжай к нам, вместе легче будет жить.
- Нет, дочка! Вдруг ты замуж выйдешь, я мешаться стану. Другие как-то живут, и я выживу.
- Апа, не переживай. Если пойду замуж, если когда-нибудь решусь совершить такую глупость, то мужчину в дом никогда не приведу. Это квартира моих детей, она им от их отца досталась.
- Вот это правильно! Нельзя в долю детей лезть, грешно это.
- Да, но все-таки, апа, ты подумай! В школе все труднее работать, едва ли не каждую неделю новая установка. Пока приду, пока приготовлю, к завтрашним урокам готовиться надо. Как бы хорошо, бабушка у детей была. Придут с занятий, ты бы их накормила, а то едят бутерброды всухомятку.
- Я бы рада, Халида, но дом, огород, скотина какая-никакая, как все бросить? У меня нынче одних гусей пятнадцать голов вместе с гусыней, куда их?
- Надо подумать, но тебе все равно когда-то придется оставить дом, ты же не молодеешь, апа.
- Ладно, дочка, подумаю! Не пора нам беляши стряпать, как бы тесто не перестояло.
Нажарили гору беляшей, снова салат из помидоров сделали, в этот раз с подсолнечным маслом и с чесночком. Ели горячие беляши, пили холодный компот из яблок. Амина только диву давалась, праздник у них, пир на весь мир, как будто не осиротели они без отца, будто рады, что его нет с ними.
Айша плохо спала, она думала над предложением Халиды. Права дочка, надо переезжать к ним, пока в силах помочь, что-то делать по дому. Если сляжет и станет немощной, Халида ее не бросит, все равно заберет. Но, куда дом-то, а добро? Его ведь не перевезешь.
Амина тоже едва уснула. Мало было расстройства, еще внук добавил. Принялась объяснять ему, какой у него отец, и кто такая мать, он так грубо оборвал, мол все сам знает, разобрался, взрослый уже. Это все змеища, настроила парня против отца, чтобы ей пусто было!
Утром Амина встала последняя. Лежала, прислушиваясь, что происходит в квартире. Азат встал и убежал на пробежку, Амина включила музыку, сама ушла в душ, Халида прошла на кухню, включила там радио. С самого утра веселье! Все не как у людей.
У Халиды в понедельник первого урока нет. Она собралась отвезти Амину к заводу
- Собирайся, Амина-апа, у меня времени немного.
- А чего мне собираться, сумку взяла и пошла. Надеюсь, больше не придется тебе надоедать, у сына погощу.
- Я тоже на это очень надеюсь, Амина-апа!
Халида позвонила из проходной. Трубку взял сам Шайдулла, Халида узнала его по голосу
- Шайдулла Саидович! Доброе утро, это Халида!
- Доброе, я узнал тебя, что надо?
- Мне, ничего! Тебе надо выйти к проходной, приехала твоя мать, хочет тебя видеть.
- Мать? Зачем? Зачем ты привела ее сюда, я же на работе.
- Куда мне прикажешь ее девать? Я тоже ухожу на работу. Да, я уже ушла, считай, она тебя ждет, выходи!
Халида положила трубку
- Амина-апа, садись вот тут на лавку и жди. Шайдулла выйдет, как только освободится. До свидания, Амина-апа.
Халида удалилась, женщина осталась одна. Ждать пришлось довольно долго. Шайдулла писал заявление на отгул, пока начальство подписало, пока то, да се, прошло не меньше часа. Он вышел к матери недовольный, смурной
- Здравствуй, мама! Не ждал я тебя.
- Вижу, что не ждал, я откуда знала, что у вас такие дела. Зачем не написал?
- Чего писать? Я думал, ты все знаешь, неужели Халида не пожаловалась своей тетушке?
- С чего ей жаловаться? Она довольнешенька, как сыр в масле катается на твои алименты. Ты чем думал, когда уходил из дома? Такую квартиру прос.ал!
- Ладно, мать! Теперь уже нечего об этом говорить. Ты зачем приехала?
- Как зачем? Ты летом не приезжал, денег не посылаешь, приехала узнать, в чем дело. Ты не рад?
- Рад я, рад! Пойдем куда-нибудь в кафе, посидим, поговорим, потом я тебя посажу на поезд.
- Как на поезд? Разве ты не покажешь матери, где ты живешь, с женой не познакомишь?
- Мам! Показывать еще нечего. Дом нуждается в ремонте, мы сами ютимся в одной комнатушке. Вика в положении, она тяжело переносит беременность, не думаю, что будет рада знакомству с тобой. Ты извини, Вика выросла в интеллигентной семье, у них свои привычки, свои обычаи.
- Ты что такое говоришь матери? Какое мне дело, где она росла? В хорошей семье росла, а ребеночка нагуляла! Кто она после этого, и кто ты? Одну приблуду вырастил до совершеннолетия, другую подобрал! Да ты в своем ли уме? Променял такую жену, такого сына, квартиру променял на одну дыру? Она что у нее, с золотой каемочкой?
- Донесли уже! Виктория дочь не нагуляла, она почти замужем была, просто жила не расписанная. Она бросила, выгнала этого человека ради меня.
- Это, конечно, лучше! Из-под мужика к тебе бегала, ой, какая достойная женщина! Так, она и от тебя гулять станет. Да, надо тебе подумать, твоего ли ребенка эта достойная женщина носит?
- Моего, я в этом уверен. Вика говорит, что женщина всегда знает, от кого она беременна.
- О, Аллах, дай мне силы вынести это! Ты в такое дерьмо влез, сынок, долго придется разгребать. Почему ты вечно подбираешь женщин после кого-то? Неужели ты не нашел ни одной порядочной, чтобы ты был у нее первым и единственным?
- У тебя устаревшие взгляды, мама! Неважно, сколько мужчин было до меня, важно, чтобы любовь была и понимание. Вика меня понимает, мне с ней легко. Я ни в чем не раскаиваюсь. Наша с Халидой любовь была ненастоящей.
- Ладно! А как быть мне, твоей матери? Ты денег не посылаешь, пенсия у меня двенадцать рублей, как мне жить?
- Так же, как другие, все получают такую пенсию и как-то живут. Я не отказываюсь тебе помогать. Через год алиментов надо будет платить меньше, ремонт закончится, начну снова деньги присылать. Год как-нибудь потерпи.
Мам! Правда, не откуда мне взять! Жена не работает, скоро ребенок маленький родится, дом к зиме надо утеплить.
- Значит, на все это денег хватает, а на мать денег нет. Ладно, деваться некуда, отвези меня к дому Халиды. Завтра мы с Айшой все равно уезжаем.
Продолжение Глава 36