Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Взвейтесь соколы орлами. Главы 19 - 27

Оглавление

Александр Щербинко

Главы 10-18: https://dzen.ru/a/ZnzTGJ12aB355yG_

Глава 19. Рота Моржовец

Остров Моржовец находится между восточным берегом
Кольского полуострова (Поной) и Зимним берегом
Белого моря. Моржовец является форпостом
Архангельска. "Кость в горле Белого моря".
Береговые батареи простреливают проходы справа и
слева от острова, не давая неприятельским кораблям
пройти к Архангельску.

                БЕЛОЕ МОРЕ. ОСТРОВ МОРЖОВЕЦ
       Обстановка в мире была неспокойной. Соединенные Штаты объявляли зоной жизненно важных интересов то одну, то другую точку земного шара вблизи границ СССР. В далекой Америке прошли успешные испытания крылатых ракет. Чем это грозило системе ПВО, Сергей отчетливо представлял. В преимуществе крылатых ракет по преодолению системы ПВО были использованы все недостатки принципов радиолокации. Полет на предельно малых высотах, малая отражающей поверхность, большая скорость, все это позволяло подойти незамеченным к цели, находиться в зоне обстрела малое время. Командованию радиотехническими войсками ПВО армии была поставлена задача: обнаружить крылатые ракеты, обеспечить боевой информацией истребительную авиацию и зенитные ракетные войска для их уничтожения. В качестве крылатых ракет-мишеней было предложено использовать наши крылатые ракеты морского базирования. Ракеты запускали с побережья Белого моря строго на север. Генерал Сахно Владимир Федорович, начальник радиотехнических войск северного объединения ПВО, собрал руководящий состав радиотехнических частей на совещание.  После постановки им задачи офицеры высказывали свое мнение и предложения по обнаружению крылатых ракет.
     Было принято решение для того, чтобы увеличить дальность обнаружения целей с Севера на самой кромке побережья Каниного Носа необходимо установить радиолокационную станцию. Для этих целей больше всего подходила радиолокационная станция метрового диапазона волн П-12, во-первых, по своим небольшим размерам и, во-вторых, по относительно хорошим тактическим характеристикам. Сергей предложил доставлять станцию на вертолете МИ-6, перевозка по зимнику трактором на санях заняла бы около месяца. Да и зимник бывал только до поселка Мезень.
      Для создания радиолокационного поля управления истребителем на начальном этапе наведения, необходимо было в роте, расположенной на острове Моржовец установить пункт наведения истребительной авиации. Чтобы обеспечить пункт наведения точной информацией, нужна радиолокационная станция сантиметрового диапазона волн. В роте была одна метровая станция. Навигация уже закончилась, и доставить такую станцию даже на вертолете было невозможно из-за ее больших габаритов. Сергей Петрович, посоветовавшись с офицерами, остановился на очень интересной идее, предложенной капитаном Максак использовать в качестве сантиметровой станции радиовысотомер ПРВ-11.
     — Но ведь он не предназначен для работы в круговом режиме, удивился помощник Сергея лейтенант Абдулла Умар Хуссейнович, но уже через некоторое время вместе с офицерами давал дельные предложения по подготовке к предстоящей работе. Был разработан детальный план подключения индикатора кругового обзора от сантиметровой станции и согласования всех сигналов. Вечером и глубокой ночью готовили и проверяли в полковой мастерской оборудование. Рано утром в вертолете уже было загружено все необходимое. Сергей, одетый потеплее, имел задание в кратчайшие сроки обеспечить работу пункта наведения. Через час уже подлетали к острову. С большой высоты остров выглядел небольшим, правильной формы, а в центре виднелось озеро. Встречал командир роты, и его заместитель по технической части.  После короткого совещания приступили к работе. К утру следующего дня все уже было готово. Штурман опробовал свое рабочее место по пролетающим маршрутным самолетам и остался доволен. Имея неточную информацию метровой станции, уточнял координаты с помощью высотомера, переделанного под дальномер. Задача по обнаружению ракет-мишеней была выполнена после длительных тренировок. Отметки от истребителя и ракеты неуклонно сближались, и Сергей с удовлетворением наблюдал, как отметки от мишеней резко останавливались, дробились и исчезали с экрана.
      Однако не обошлось и без происшествий во время одного из пусков ракета, потеряв управление, отклонилась от намеченного маршрута и не была обстреляна истребителем. Ракета пролетела через территорию Норвегии, упала в Финляндии, к счастью, не причинила вреда при падении. Даже, несмотря на такие чрезвычайные происшествия, воины ПВО научились бороться с такими типами целей, и накопленный опыт пригодился Сергею Петровичу в дальнейшем.

В настоящее время роты нет. Кость в горле Белого моря исчезла...

-2

Глава 20. Новое место

Колыбель советской ПВО: полигон Ашулук
в Астраханской области. был создан в 1960 году.
Многие годы он остается главным местом
испытаний самых современных систем ПВО
в мире, а также учебным центром для
войск ПВО страны.

                КАРЕЛИЯ. БЕСОВЕЦ
       Новое назначение, точнее повышение по службе Сергей Петрович встретил как заслуженное. Собрав самое необходимое из вещей, он отправился в Карелию, к новому месту службы. Управление радиотехнического полка находился в поселке Бесовец в нескольких километрах от Петрозаводска. Назначение на новую должность заместителя командира радиотехнического полка по вооружению была ответственной ступенькой в службе Сергея Петровича. Таких ступенек впереди было много, и с каждой ступенькой приходил опыт и знания. Технических знаний хватало после учебы в Академии. А вот знания в общении с людьми приходили в ходе повседневной тяжелой военной службы. Сергею Петровичу приходилось учится руководить большими коллективами. Он был приучен руководить не окриком и грубостью, а спокойными и твердыми распоряжениями. Более того, ставить задачи нужно только реально выполнимые.  Полк был небольшой, но ответственный – выполнял в составе Петрозаводской дивизии ПВО охрану и защиту границы СССР.

                АШУЛУК. ЛЕТО 1981 ГОД
     Невыносимый зной, палящие лучи солнца, пыль, раскаленный песок встретил офицеров и солдат радиотехнического полка, дислоцированного в Карелии, прибывших для проведения боевых стрельб в бескрайние приволжские степи. Ещё не разгруженный воинский эшелон с боевой техникой и имуществом напоминал длинную змею. Майор-инженер Казаченко - заместитель командира полка по вооружению, внимательно осмотрел место разгрузки, что - то прикинул про себя. Вызвав командиров подразделений, проинструктировал их, расставив людей по местам, отдал команду на разгрузку. Уложившись в норматив по разгрузке, колонна с боевой техникой и всем, что было необходимо для автономной жизнедеятельности полка, двинулась по степи, подымая тучи пыли.
      Мощные КРАЗы, вгрызаясь в песок, натужно ревя двигателями, как живые существа тянули многотонную радиолокационную технику. Стокилометровый марш, благодаря проведенной заранее подготовительной работе, прошел без особых приключений. Затемно стали на обозначенном месте, в считанные минуты, не смотря на усталость и жару, развернули палатки, выставили охрану и лагерь погрузился в глубокий сон. Ночная прохлада к утру сменилась на сумасшедший жар.  Дни полетели один за другим в трудовых буднях. Заканчивалась подготовка техники к боевым стрельбам, расчеты радиолокационных станций готовили свою технику тщательно, чтобы она не подвела в трудную минуту. Похудевший, загорелый Сергей Петрович мотался на УАЗике по подразделениям. Он сам водил машину, оставив водителя в лагере, где всегда не хватало лишней пары рук. Не все его устраивало и в подготовке людей и техники. Два радиовысотомера, которые были закреплены за молодым лейтенантом, всё же оказались неисправными. Времени оставалось в обрез. Сергей принял решение: одним он занялся сам, а другим локатором занялся его помощник - майор Смолянец Анатолий Анатольевич.  Короткая южная ночь была на исходе, когда, проверив основные параметры вместе с лейтенантом, они с удовлетворением выключили уже исправную и настроенную радиолокационную станцию.  В окне прицепа второго локатора еще горел свет и доносился шум включенных вентиляторов.  Анатолий Анатольевич, также закончив работу, принялся рассказывать очередной анекдот. Смех поднял настроение, удовлетворенные своей работой они возвратились в лагерь, отдохнуть привести себя в порядок и позавтракать. После завтрака командир полка подполковник Волунгис Ионас Прано, хитро улыбаясь, прошептал на ухо Сергею, - Вечером готовь бутылку коньяка, будем обмывать.
Недоумение рассеялось, когда командир на утреннем разводе перед строем личного состава полка вручил ему погоны с двумя звездами и зачитал приказ Главнокомандующего войсками ПВО о присвоении очередного воинского звания подполковник. Наступил стрельбовый день.
      С рассветом прибыли расчеты на свои рабочие места. Полк, как единый организм, замер в ожидании боя. За экранами локаторов сидели хорошо подготовленные операторы, рядом начальники радиолокационных станций, готовые прийти на помощь своим подчиненным - выбрать нужный режим, чтобы обнаружить цель на предельных дальностях, на малых высотах и в условиях мощных противодействующих радиопомех. Опытные операторы автоматизированных систем управления готовые немедленно захватить обнаруженную цель, виртуозно управляя ручкой перемещения маркера.  Дальше через аппаратуру передачи данных информация о противнике понесется с бешеной скоростью по каналам связи на зенитные ракетные дивизионы, пункты наведения истребительной авиации, на пульты управления командиров для принятия решения. А пока, все замерли на своих рабочих местах. Резко и неожиданно посыпались первые боевые донесения, - Цель номер один азимут ..., дальность..., на запрос не отвечает.
        Это пошли первые мишени, мгновенно на экранах локаторов появились помехи. Сергей Петрович, с разрешения командира, считая, что техника подготовлена к бою достаточно надежно и его вмешательство не повлияет на исход боя, оставив за себя заместителя, вышел из подземных укрытий командного пункта полка и сел на гребень бетонной обваловки, откуда было удобнее всего наблюдать за воздушным сражением. Высоко в небе показались точки радиоуправляемых самолетов - мишеней. Слева, раздался хлопок: сработал стартовый двигатель, и ракета, со стартовой позиции круто меняя траекторию, понеслась навстречу мишени. Через несколько секунд появилось облачко разрыва, позже донёсся хлопок. Обломки мишени и ракеты медленно падали в степь. Из укрытий стартовало еще несколько ракет. Теперь предстояло самое сложное - борьба с мишенью, имитирующей крылатую ракету.  Здесь все решалось за доли секунд. Все мишени, которые не зашли в зону действия зенитных ракетных дивизионов, уничтожала авиация.  Наконец все цели были уничтожены. Короткий бой закончился. Из подземных укрытий, кабин локаторов, выходили воины, усталые, прикрывая рукой глаза от яркого солнца, они смотрели в небо, где еще оставались следы боя. Работая лопатами, топорами, разбирая палатки, навесы солдаты и офицеры в мыслях уже были в пути обратно.  Через несколько часов колонна с техникой и людьми двинулась на станцию погрузки, где их ждал порожний железнодорожный эшелон.
         Участвуя в боевых стрельбах на полигоне, воины проходили реальную боевую учебу, получали огромный опыт в отражении воздушного нападения вероятного противника. Это, в тоже время, было серьезным испытанием техники и людей. Командующий армией высоко оценил боевую работу радиотехнического полка. Это придавало силы и стремление к более высоким результатам. Прибыв в место постоянной дислокации, командир полка провел тщательный разбор. Досталось всем, в том числе и новоиспеченному подполковнику. Без мелких шероховатостей, которые можно было избежать, конечно не обошлось.  В конце разбора он поблагодарил всех руководителей от которых зависел успех и, особенно, отметил умелые действия Сергея в процессе подготовки техники и обучения личного состава к ведению боевых действий полком.

-3

Глава 21. Государственное опознавание

Государственное опознавание - это определение государственной принадлежности обнаруженных. воздушных, морских и наземных объектов по
принципу «свой-чужой». Этот процесс предполагает определение координат и других признаков обнаруженных объектов (его номер, индивидуальная информация и т.п.).

В настоящее время опознавание объектов в
                большинстве случаев осуществляется только
                комплексом радиотехнических средств системы
                «ПАРОЛЬ»: запросчиками и ответчиками с
                засекречивающей аппаратурой и устройствами
                автоматической блокировки оружия при
                ошибочном прицеливании по своему объекту.
                Система государственного опознавания, прежде
                всего, это боевая система, с использованием
                средств которой выполняются боевые задачи, в
                том числе и в мирное время. Одной из этих
                задач является определение государственной
                принадлежности воздушных объектов и порядка
                использования воздушного пространства над
                территорией СССР.

                ВЛАДИМИР. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОФИЦЕРСКИЕ
                КУРСЫ ПВО 1982 ГОД
           С угоном боевого самолета в Японию была дискредитирована система государственного опознавания, позволявшая определить принадлежность летательного аппарата, находящегося в зоне радиолокационного контроля. В стране была создана новая система Государственного опознавания, внедрение которой шло по специальной программе, руководил которой маршал авиации Савицкий. Новая аппаратура пришла и в полк, где служил Сергей.
             Сергей вместе с представителями промышленности составил строгий график переоборудования старой системы на новую. Все эти мероприятия представляли строжайшую тайну, поэтому была разработана легенда прикрытия «Строгий ремонт». То есть, как бы промышленность оказывала помощь в ремонте радиолокационных станций в войсках, на самом деле встраивая новую аппаратуру Государственного опознавания в старые радиолокационные станции. В самый разгар замен аппаратуры, из объединения пришла телеграмма с предписанием убыть капитану Казаченко для обучения и освоения новой системы на центральные офицерские курсы радиотехнических войск противовоздушной обороны. Курсы находились в городе Владимир. Поезд за сутки с небольшим довез Сергея в Москву. На электричке поздно вечером добрался до Владимира. Прекрасные просторные, чистые помещения общежития, комната на двоих встретили Сергея в учебной части. Учеба после напряженной работы в войсках была как отдых. Однако Сергей к изучению техники подошел очень ответственно. Группа, в которой он изучал аппаратуру системы Государственного опознавания, была одна из самых первых групп, и учебной литературы практически еще не было. Учили, используя заводские технические описания и техническую эксплуатационную документацию.
         Преподаватель - капитан Журанюк Василий Владимирович, только что назначенный на эту должность, очень грамотно вел совершенно новую дисциплину, как для себя, так и для слушателей. Вечером после занятий часто сидели самые «заведенные» и вместе с преподавателем разбирали бесконечные синьки схем нового наземного радиолокационного запросчика Государственного опознавания.  Между напряженной учебой слушатели посетили музеи города. Поразили Сергея крепость, монастырские стены и великолепные церкви. В центре города в монастыре покоились мощи легендарного Александра Невского. Прекрасные художники, настоящие мастера своего дела, создавали древний город. Дух воинства, непокоренной русской земли, витал в стенах крепости. Золотые Ворота - символ древнего города были открыты для друзей и наглухо закрыты для врагов. Также и небо над нашей страной было открыто для всех, кто пришел к нам с миром и закрыто для недругов, тех кто пришел со злым умыслом. Произведением искусства встали стены древнего Суздаля. Группа слушателей с восторгом наблюдали прекрасные строения древней земли Русской. Сергей представил себе перед воротами крепости тесные ряды воинов в кольчугах, на солнце блестели клинки сабель, копья. Такую силу сломить было невозможно.
Зачеты и экзамены Сергей сдал одним из первых. ЦОК дал очень хорошие практические знания на много лет вперед. В последующем часто приходилось ремонтировать и эксплуатировать новую систему, полученные знания как нельзя лучше пригодились в войсках.

                КАРЕЛИЯ. РЕБОЛЫ
             Новая система государственного опознавания в массовом порядке внедрялась в войска. Из штаба архангельской отдельной армии ПВО пришло указание провести облеты подразделений, оснащенных новой системой государственного опознавания. Командир полка подполковник Волунгис поставил задачу Сергею Петровичу лично руководить облетом в подразделении Реболы, где были две радиолокационные станции, оснащенные новой системой. Поздно вечером Сергей убыл на поезде до станции Муезерка. Утром на бензовозе преодолев стокилометровый маршрут прибыл в батальон. По приборам и по имитаторам настроили и несколько раз перепроверили работу аппаратуры. Знания, полученные во Владимире, пошли на пользу. Самолет–лаборатория был уверенно опознан новой аппаратурой. Облет прошел успешно и со снимками фото контроля Сергей Петрович отправился в обратный путь. Как выяснилось позже, только петрозаводский полк сработал на «отлично». Сработало то, что фото контроля системы "Пароль", еще никто не видел. Было приятно получить благодарность от начальника штаба армии.

-4

Глава 22. Целина

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ 1982 год
        Целина. Это не то о чем вы подумали. Это не роман Леонида Ильича Брежнева. Это не отрывки из Ивана Бровкина про оренбургские степи.  Все гораздо проще. Для оказания помощи для перевозки урожая в регионах СССР от каждого объединения назначалось две три автомобильные роты, формируемые по военному времени.  Каждая рота формировалась на базе  боевых частей ЗРВ,  РТВ  и ИА. Непосредственной задачей этих боевых частей в ходе «битвы за урожай» было выделить личный состав и автомобильный транспорт для вывоза урожая с полей на элеваторы и в хранилища. Военнослужащие, которые в этом участвовали, вспоминают тяжёлый труд до 20 часов в сутки в течение нескольких месяцев, пока шла уборка. Командир полка полковник Волунгис собрал своих заместителей на совещание по подготовке к предстоящим мероприятиям.
        - Начальнику штаба координировать все мероприятия по подготовке к целине. Начальнику тыла обеспечить питанием и размещением прибывших водителей из запаса. Начальнику политотдела обеспечить высокий моральный дух и социалистический настрой воинов.  Ну и самая главная роль в подготовке, отправке и работе автомобильных подразделений на уборке урожая ложится на моего заместителя  по вооружению. А все это не должно, каким либо образом, мешать повседневному боевому дежурству полка.
      Петрозаводский радиотехнический полк по заданию формировал один взвод автороты. С некоторых пор заместителю командира полка  по вооружению подчинили автомобильную службу. Сергей Петрович спланировал подготовку к целине и задолго до начала весенних деньков работа закипела.
      Работа началась: поездка по подразделениям, проверка готовности автомобилей, работа в военкоматах по подбору призываемых водителей из запаса, планирование отправки эшелона, убытие рекогносцировочных групп в заранее заданные сельскохозяйственные регионы страны, обустройство полевых лагерей, проблемы с водой, горячим питанием, запчастями и дисциплиной. Вместе с тем все эти мероприятия не должны был влиять на боеспособность части. И вот наконец отгружен эшелон в Алтайский Край. По окончании уборки Сергей Петрович встречал эшелоны с автомобилями.  Люди и техника не подвели. Грамоты и переходящее знамя опергруппы объединения были подтверждением отличной работы воинов.
         Специалисты могут по-разному оценить низкую или высокую эффективность работы таких воинских частей в сельскохозяйственной деятельности страны. Но с военной точки зрения это была мощная тренировка мобилизационных процессов. Правда, в ходе мобилизации не затрагивалась приписная техника из хозяйств, военкоматы работали на призыв укомплектование только людских ресурсов. Автомобили высокой проходимости поставляли войска. Но организация эксплуатации огромного автомобильного хозяйства отлаживалась в ходе работы автобатов. Это огромный опыт, который возможно отсутствует в настоящее время.  Процесс был отработан и все недостатки в ходе мобилизации тщательно анализировались и принимались соответствующие меры.

-5

Глава 23. Карелия

Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор...
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер.

                Советские песни 70-х 80-х
                Музыка А. Колкера
                На стихи Кима Рыжова


                БЕСОВЕЦ 1982 ГОД
                Вечером командир полка полковник Волунгис Ян Пранович пригласил своих заместителей.  Командир с уважением относился к своим заместителям - мои подполковники, с гордостью и любовью называл он их, часто собирал их вместе. В кабинете командира они докладывали о делах полка каждый по своему направлению. На основании их доклада, командир принимал решения, и они неукоснительно воплощались в жизнь. Заместители работали дружно, помогая, друг другу во всем. Сергей получил большой опыт руководить подчиненными, наблюдая за спокойными действиями командира. При такой работе, дела в полку заметно улучшались.
В кабинете командира полка, на одном из совещаниё, красный и надутый сидел заместитель командира полка по политчасти подполковник Николай Афанасьевич Яровой. 
        Потрясая в руке брошюрой - инструкцией политорганам в вооруженных силах     - он вещал,
         -  Политработник не офицер, он представитель партии в армии.
         - Послушай, замполит ... - начал начальник штаба подполковник Князев.
         - Я не замполит, - взвизгнул Николай Афанасьевич - Я начальник политотдела!
      Я по положению первый секретарь обкома. Офицеры политотдела не должны ходить в наряды, они должны заниматься партработой.
Оказывается, вчера в ночь, проверяя службу, начальник штаба отчитал пропагандиста полка за упущения - обязанности дежурного по полку пропагандист выполнял спустя рукава.
       - Я могу даже командира привлечь к партийной ответственности, - продолжал он торжественным тоном, - если посчитаю нужным. Заместители молча переглянулись, встали и вышли из кабинета, с молчаливого разрешения командира. С этого дня люди стали сторониться офицеров политотдела. Неприятный осадок остался надолго.

                МИНОЗЕРО 1982 ГОД
            Командир полка утром на совещании проводил инструктаж по проведению плановых учений в составе дивизии ПВО с применением боевой авиации и учебными действиями зенитных ракетных дивизионов. Для более качественного выполнения предстоящих учений он предложил своим заместителям заблаговременно убыть в наиболее слабые подразделения полка для безусловного выполнения ими своей боевой задачи. Сергею Петровичу досталась рота в поселке Минозеро. На самом деле такой поселок существует только на карте. Вокруг роты полностью отсутствуют какие-либо населенные пункты, кроме пограничной заставы с тем же наименованием. Рота находилась на северо-западе полка, практически в несколько десятках метров от границы с Финляндией. На короткой постановке задачи офицерам службы вооружения Сергей определил состав группы, отдал команду готовить самое необходимое техническое имущество, теплую одежду, валенки. Начальнику мастерской капитану Сергею Шорохову он отдельно поставил задачу готовить подвижную мастерскую на автомобиле ЗИЛ-131. Рано утром группа офицеров выехала в сторону границы с Финляндией.  На всем пути их сопровождал сказочный карельский зимний лес. Природа, казалось, спала зимним сном, не забывая, однако изредка из-под снега подставлять под колеса автомобиля каменные валуны. Преодолевая снежные заносы, с трудом к вечеру доехали до Государственной границы. Чтобы попасть в роту, нужно было проехать за ворота электронной системы охраны Государственной границы СССР. Дежурный наряд пограничников, проверив документы, пропустил автомобиль за ворота системы. Система — это обычные деревянные столбы с изоляторами и натянутой колючей проволокой. При обрыве проволоки система срабатывала и подавала сигнал.
     Наряд, прибывая к месту разрыва, искал причины нарушения и устранял их. Дальше по бездорожью пробивались к роте. Пограничники помогли: пустили впереди трактор. К ночи прибыли в роту. Командир роты был не очень рад прибывшим. Наспех поужинав, приступили к проверке техники. Состояние техники было удручающее. Разбив офицеров на группы, Сергей приступил к ремонту и восстановлению радиолокационной техники роты. Начальника мастерской отправил ремонтировать радиолокационную станцию обнаружения маловысотных целей П-15, двух других офицеров из полка послал восстанавливать радиолокационную станцию метрового диапазона П-18, сам отправился на радиовысотомер ПРВ-16. Около четырех часов утра собрал на пункте управления роты всех офицеров. Подводя итоги, сказал:
         - Основные станции роты и высотомер до начала поверки не способны были выполнить задачу.
        – Командир, объясни, как ты дошел до такой жизни. Командир роты начал оправдываться, ссылаясь на нехватку офицеров, хозяйственный заботы и другие на его взгляд существенные причины.
        - Нет, это не то, все очень просто, нужно самому знать и любить технику, а все остальное приложится, - сделал заключение Сергей. После чего, перед началом боевой работы решили отдохнуть. В ленинской комнате уже стояли кровати для прибывших офицеров. Через несколько часов Сергей поднял и отправил отдохнувших людей на станции. Тут же прозвучала поступившая из полка команда на приведение роты в полную боевую готовность. Рота успешно выполнила свою задачу, все истребители, выполнявшие в ходе учений роль маловысотных целей условного противника, были обнаружены на предельных дальностях и соответственно условно уничтожены ракетчиками.
        - Запомни командир, - обращаясь, на прощание к командиру роты сказал Сергей, - если не знаешь технику, учи, от этого твой авторитет не упадет, наоборот. Ну а если не хочешь учить, считаешь, что всего достиг, то пиши рапорт и иди замполитом, заместителем по тылу, куда угодно только подальше от техники.  Нужно сказать, что командир роты резко изменил свое отношение к технике и через несколько лет Сергей встретил его уже командиром батальона, но это была уже другая история.

                ИТОГИ ПРОВЕРКИ
       Подведение итогов проверки проводимой группой офицеров управления отдельной армии ПВО было назначено в клубе соединения. Сергей и другие заместители, вместе с командиром полка прибыли и заняли отведенные в зале им места. Проверка прошла в штатном режиме, проверяющие офицеры остались довольны положением дел в полку. С докладом, по сути дела Сергей был уже ознакомлен. Руководитель проверки генерал Авдеев был очень большой любитель выпить.  Все время, когда офицеры соединения работали в подразделениях дивизии он провел в бане и конечно с возлияниями. Начало доклада начиналось с оценки действий соседнего полка. Состояние техники в этом полку оставляло желать лучше, коллега Сергея уже предпенсионного возраста подполковник Семенов не очень рвался работать в полную меру сил. Генерал взял черновые варианты доклада и, не совсем твердо держась на ногах, стал в очень резкой форме, добавляя от себя ругательства читать текст итогового доклада по этому полку. Листы с докладом путались в его дрожащих пальцах, выхватил не тот лист, он с трудом читал текст доклада и все перепутал. Сергей Петрович услышав свою фамилию, встал, как положено.
     - А, вот он бездельник, …  и генерал добавил, - выгоню из армии без пенсии, к чертовой матери…
От незаслуженной обиды Сергей, было, хотел возразить, но сидевший рядом командир предупредил
     -  Молчи! Когда очередь дошла до оценки деятельности работы Сергея Петровича, генерал, снова назвав фамилию Сергея начал хвалить и ставить его в пример другим.
     - Учись терпеть, но сам так никогда не делай, - позже сказал ему командир.
Полк выполнял ответственную задачу по охране воздушной границы СССР. Напряженность службы достигала в летний период критической точки. Масса легкомоторных самолетов и вертолетов кружило в воздухе с сопредельной стороны. Техника работала на износ. Только поддержание ее в высокой степени готовности позволяло полку выполнить поставленную перед ним боевую задачу. Все силы вкладывал Сергей Петрович в работу. Сутками, не слезая с УАЗика, мотался по всем подразделениям полка. Офицеры службы вооружения зачастую обижались на его требовательность, не выдерживая бешеного темпа работы, но в конце концов относились с пониманием, особенно, когда их работа давала ощутимые результаты по выполнению поставленных Сергеем задач.
      Новое назначение не заставило долго ждать Сергея. С огромным сожалением, попрощавшись с друзьями, сослуживцами, с командиром полка, отправился в радиотехническую бригаду, дислоцированную на Кольском полуострове к новому месту службы, на более ответственный участок.

-6

Глава 24. Новое место службы

«Кольский полуостров - непотопляемый авианосец Северного Флота».
  командующий Северным флотом Адмирал флота Капитанец Иван Матвеевич

                СЕВЕРОМОРСК. КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ.
                ЗАПОЛЯРНЫЙ. МАЙ 1983 ГОД
      Повышение по службе Сергей Петрович встретил спокойно, опыт работы есть, тяжелой офицерской работы, и ответственности он не боялся.  Став заместителем командира радиотехнической бригады по вооружению, он с удвоенной энергией принялся за работу. Бригада по сравнению с предыдущим полком во всех отношениях была гораздо сложнее. Зима кончалась, наступал период проведения регламентных работ - самая ответственная пора в работе инженеров. Полным ходом шла подготовка к навигационному завозу техники и технического имущества на побережье и острова. Конечно, как всегда тяжело было с жильем, но Сергей не унывал и работал в полную силу. Опыт работы в полку помог ему привести в порядок радиолокационную технику бригады. Начав с самого главного - с расстановки людей, Сергей Петрович получил ощутимые результаты.

                КАРАПУКАС
       Машина, натужно ревя перегруженным двигателем, упорно карабкалась вверх практически по бездорожью круто в гору. Колеса то попадали в колею, то выпрыгивали из нее и машину било бортами кузова о снежно - ледяные стены тоннеля, пробитого за зиму.  Сергей Петрович, оставив свой УАЗик у подножья горы, возле вентиляционного люка шахты, пересел на ЗИЛ-157 или как его ласково называли «дедушка Бэмс», чтобы подняться на позицию радиолокационной роты.  Рота располагалась на отметке 457 метров над уровнем моря, которая носила странное название Карапукас.
   Со стороны казалось, что кто-то очень большой специально поставил среди скал Кольского полуострова это пик с небольшой, плоской вершиной, чтобы поставить на него локаторы.  Господствующая высота, полное отсутствие углов закрытия давали большой прирост в дальности обнаружения крылатых ракет, самолетов и вертолетов потенциального противника, летящих на малых высотах.  Однако сильные ветра, снег и обледенение обламывали антенны радиолокаторов за один сезон. На вооружение радиотехнической бригады начали поступать новые радиолокационные станции «Перископ», предназначенные для работы именно с таких горных пиков. Для того чтобы работать в условиях любых ветровых нагрузок вплоть до урагана, «Перископ» должен быть укрыт радиопрозрачным куполом.
     Неимоверных трудов личному составу роты стоило затащить технику на высоту.  Много времени еще прошло с этого дня, когда Сергей Петрович впервые определил будущие места стояния локаторов. Прошло полгода, шли наладочные работы - через несколько дней техника должна стать на боевое дежурство. Станция была новая поэтому помощь в ее разворачивании оказывала горьковская заводская бригада. 
      Сергей Петрович сидел за экраном локатора, меняя режимы работы, включал самые критические. С большим удовлетворением он отметил - локатор «видел» что надо, цели обнаруживались практически с взлетной полосы норвежского аэродрома Киркинес.  Несколько таких же мощных локаторов были развернуты вдоль финской границы.  Ожидаемые крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах, должны быть надежно обнаружены и уничтожены благодаря «Перископу». Работа этого локатора показала огромное количество малоразмерных целей на сопредельной стороне. Небольшие вертолёты, которые собирали молочные продукты в хозяйствах. Воины называли их «молоковозы». Спортивные «Цесны» в больших количествах летающие из Норвегии в Финляндию. Даже рейсовые автобусы были видны как цели.  Воины научились чётко распознавать эти цели и, благодаря этому, были предотвращены попытки нарушить государственную границу.

      В настоящее время эти локаторы были досрочно сняты с вооружения и списаны, ввиду отсутствия специалистов и сложности их эксплуатации. Даже несмотря на то что Нижегородский «Электромаш» провел глубокую модернизацию этих радиолокаторов.

-7

Глава 25. Оснащение границ

В устье реки Харловки, впадающей в Белое море
и в поселке Дроздовка находятся только
подразделения радиотехнических войск для
обнаружения крылатых ракет летящих на малых
высотах на ракетооопасных направлениях.

                СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. СУДНО «ПАВЕЛ ПОНОМАРЕВ»
        В кубрике начальника штаба соединения больших десантных кораблей Северного флота, где Сергей Петрович принимал участие в совещании совместно с группой морских офицеров, была рабочая атмосфера. Руководил совещанием начальник штаба соединения капитан первого ранга Святошов, опытный и грамотный морской офицер. На столе лежали синьки с промерами глубин у берегов, куда необходимо было доставить новую технику. Острова Харлов и Кильдин, побережье Кольского полуострова имели в основном крутые скалистые берега, сложный рельеф дна. Морские офицеры озабочено разглядывали карты. Практически, большой десантный корабль «Петр Ильичев» не в состоянии был выгрузить технику на берег у мест стояния радиолокационных рот Харловки и Дроздовки. Сергей Петрович знал эти места не по карте, а своими ногами, на практике. Задача была очень трудной и в какой-то степени не выполнимой.
         - Большой «десантник» не может выгрузить технику у берегов по не промеренному рельефу дна - подвел итог совещания начальник штаба соединения,
         - А что скажет тыл флота? Вспомогательный флот не имеет кораблей с такой грузоподъемностью, и нет плашкоута для перевозки на берег техники ПВО. - Заявил начальник отдела вспомогательного флота Северного флота капитан первого ранга Клеменко Петр Петрович.
        Такие итоги совещания вконец расстроили Сергея Петровича. Однако задачи никто не отменял. Нужно было выполнять любыми путями. Приехав в Мурманск, Сергей в морском торговом порту принялся искать причал, где стоял сухогруз «Павел Пономарев». К капитану этого корабля ему посоветовал обратиться начальник отдела морских перевозок порта. Корабль «Павел Пономарев» заметно выделялся среди других кораблей, стоявших рядом на причале. На носу корабля был нарисован белый мишка - символ Арктики. Корабль «красного» - ледокольного типа, семитысячник, то есть водоизмещением семь тысяч тонн, имел вместительных три трюма и три твиндека.
        Старпом, относительно молодой - видимо ровесник Сергея, встретил радушно. В теплом кубрике старпома, после горячего чая, он внимательно выслушал и обстоятельно расспросил обо всех деталях предстоящей операции по доставке техники на побережье. После длительных колебаний и сомнений он согласился, но с одним условием Сергей Петрович должен сам, лично организовать разгрузку техники на берег, то есть, стоят на понтоне при погрузке техники для выгрузки на берег. По морским правилам за груз снятый с корабля команда не несет ответственности.

       Сначала они вымерили все на миллиметровке с контурами палубы, надстроек и внутренних объемов корабля. Затем вместе с грузовым помощником капитана они прошли на палубу корабля и прикинули, как можно организовать погрузку. Погрузка после подготовительных работ заняла минимальное время. Отход назначен на шесть утра и вот корабль проходит выход из Кольского залива в Баренцево море. Сергей Петрович стоял на палубе и видел, как проплывал мимо город Североморск и на берегу дом, где он жил рядом с памятником воину - Североморцу, в народе прозванному Алешей. Так с любовью называли памятник моряку с автоматом наперевес - защитнику мурманской земли. С корабля были видны даже занавески в окне на пятом этаже в квартире Сергея.
    Проходя выход из залива напротив острова Кильдин, капитан судна получил команду стать на якорь. Стояли осенние, уже короткие дни.
    Позже, поступила команда «Павлу Пономареву» в составе четырех сухогрузов отработать суточный поход в сопровождении конвоя боевых кораблей Северного флота - на флоте проходили учения. В открытом море ветер и волны раскачивали корабль, водой захлестывали технику, которая была закреплена на крышках люков. Вместо поворота направо из Кольского залива конвой двинулся налево, в сторону Норвегии. Пройдя из Баренцева моря в Норвежское, вдали от берега попали в шторм. Вдали, на берегу в фиордах показались города Норвегии. Сильный ветер и шторм измотали Сергея Петровича. Несколько раз конвой, идущий в нейтральных водах, облетал самолет - разведчик «Орион», встречным курсом прошел натовский разведывательный корабль «Мариата». Несколько человек на его палубе внимательно рассматривали загруженную технику. Однако вскоре поход закончился, конвой повернул обратно к берегам Кольского полуострова. Пробыв в плавании в общем счете около двух недель, корабль поменял курс на восток и уже подходил к позиции подразделения расположенного на берегу моря в устье реки Харлов. 

       Самое трудное было при выгрузке на берег. Водитель тягача КрАза, солдат - первогодок с третьей попытки не смог снять с плашкоута тяжелый прицеп, а ведь необходимо еще подняться по крутому скалистому берегу на позицию роты. Технику нужно было снимать с плашкоута во время прилива, чтобы он не «обсох». Прилив заканчивался и Сергей Петрович сам сель за руль тягача. Помог опыт Карелии, там приходилось карабкаться с тяжелой техникой на крутые склоны гор. Мощный, седельный автотягач Краз-260В на пониженной скорости, монотонно ревя мощным двигателем, медленно поднимался по скалам круто вверх. Чтобы попасть на корабль для второй ходки, обратно на понтон пришлось идти по морю по пояс в ледяной воде – начался прилив. Сергей первым вошел в воду по пояс, разгребая забинтованными руками кусочки льда. Забинтовать же руки пришлось от кровавых следов железного троса на ладонях. С предельным напряжением вся остальная техника была разгружена на других прибрежных позициях радиотехнических войск.

     В кратчайшие сроки офицеры и солдаты подразделений с неимоверным напряжением развернули и привели в готовность к боевому дежурству новую технику, в ходе работ, осваивали ее эксплуатацию и боевое применение. К началу зимы, автоматизированная система маловысотного радиолокационного поля вдоль северного побережья Кольского полуострова находилась на боевом дежурстве.

     В настоящее время роты Харловка и Дроздовка сокращены. Техника, завезенная Сергеем, стоит на берегу, на отвесной скале как памятник ракетоопасному направлению….

-8

Глава 26. Баренцево море

"Кто владеет Рыбачьим и Средним, тот держит в
 своих руках Кольский залив. Без Кольского залива
Северный флот существовать не может. Самое же
главное - Кольский залив нужен государству.
Мурманск - наш океанский порт..."
                адмирал Арсений Григорьевич Головко

                ПОЛУОСТРОВ РЫБАЧИЙ
                СЕВЕРОМОРСК. КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ.
                ВАЙТАЛАХТИ 1985 ГОД
           Убыв в командировку на побережье Баренцева моря, Сергей Петрович получил задачу от своего армейского руководства разобраться с состоянием и дальнейшей перспективой использования радиолокатора, который находился практически на самой северо-западной части побережья в его части.

       Уникальный локатор был создан и построен в начале 70 годов, и по тем временам он воплощал в себе лучшие технические решения и научные достижения, значительно опережая время. В огромном, трехэтажном здании с гигантской антенной на крыше, локатор производил внушительное впечатление даже внешне. Его мощная энергетика и тонкая обработка радиосигналов позволяла обнаруживать самолеты на запредельных дальностях, при немыслимых радиопомехах, которые мог поставить вероятный противник. 

             Достаточно сказать, что локатор обнаруживал американский самолет - разведчик SR-71, который всегда появлялся неожиданно, двигаясь на большой высоте вдоль западных берегов Норвегии, намного раньше других радиолокационных станций, круглосуточно и напряженно всматривающихся в приграничное небо Союза. Однако высокая стоимость эксплуатации и большое количество военнослужащих, обслуживающих его, после очередного сокращения, уменьшившегося вдвое, создавала большие проблемы. Запасные части уже давно не выпускались промышленностью. Техническое состояние в силу этих и других причин ухудшалось.

          Во всем этом предстояло разобраться и подготовить предложения для принятия решения о дальнейшей судьбе уникального локатора. Выйдя из казармы, Сергей Петрович вместе с прибывшим офицером из армейской инженерно-радиолокационной службы майором Миргородским Виктором Васильевичем направился на радиолокатор, который находился около двух километров от подразделения.  Ветер усиливался, и идти становилось все труднее и труднее. Выйдя на открытое место, офицеры с трудом передвигались, держась за веревку, натянутую вдоль дороги. Ветер настолько сильно бил в лицо, что даже казалось, волосы шевелятся на голове под шапкой, завязанной на подбородке.  Полы шинели разлетались выше пояса. В трехэтажном здании радиолокатора они согрелись, начальник станции майор Белый попоил горячим чаем.  Проходя по залам, где размещалась аппаратура, офицеры проверяли параметры систем локатора, последовательно поднимаясь с нижнего этажа к верхнему. 

          Сергея Петровича поражало то, что он впервые встретил реализованные принципы обработки сложных сигналов, описанных в учебнике по теоретическим основам радиолокации под редакцией Якова Давыдовича Ширмана.  Однажды листая пыльные машинописные работы в запасниках академической библиотеки, он наткнулся на кандидатскую диссертацию Якова Давыдовича, которую затем ученый совет Академии засчитал как докторскую. Схемы и даже рисунки из той далекой работы предстали перед ним в металле и в реальной аппаратуре.  Состояние радиолокатора позволяло работать еще длительное время. Однако был составлен список запасных частей необходимых для устойчивой работы станции.  Теплые, сухие помещения защищали сложнейшую аппаратуру от бушующей снаружи непогоды.  В завершение они поднялись на крышу здания, где по кругу, опираясь на рельсы, вздымалась вверх могучая и ажурная антенна локатора. Ветер, ударяясь в паутину элементов антенны, вызывал высокие, неземные, почти космические звуки — это пел локатор. Музыка локатора особенно сочеталась с северным сиянием, рассыпавшимся по всему небу.

        Небо очистилось, и перед ними открылась величественная картина: прямо перед станцией лежал западный залив Вайда, слева виднелась кромка берега — это Норвегия, справа могучий океан, за спиной полуостров Рыбачий. Проверка и осмотр закончился.  Локатор жив, и офицеры сели обсудить и выработать предложения по дальнейшей его эксплуатации.

В настоящее время, благодаря безлюдной местности, остатки локатора в более или менее хорошем состоянии находятся на Рыбачьем.

-9

Глава 27. На границе беспокойно

Глава 27. На границе беспокойно

Александр Щербинко

СЕВЕРОМОРСК.
                13 СЕНТЯБРЯ 1987 ГОДА.

             В одном из тяжелейших подразделений радиотехнической бригады Дальние Зеленцы был размещен пункт наведения истребительной авиации, поэтому готовность техники подразделения была под особым контролем. Климатические условия были таковы, что морской воздух и соляной туман на побережье уничтожали металлические антенны локаторов в течение  двух-трех лет. Недаром поблизости был расположен институт Баренцева моря. Институт, кроме флоры и фауны, изучал воздействие климата на различные объекты. Основная радиолокационная станция подразделения пришла в негодность, и свернутая стояла на причале, готовясь к отправке в капитальный ремонт. Подмены не было. Другие станции в тот день не несли дежурства.

             Кольский корпус ПВО, куда входила радиотехническая бригада охранял северные границы СССР, около которых с разведывательными целями курсировали самолеты НАТО. Их интерес к побережью Баренцева моря с базами советских атомных подводных лодок, был настолько велик, что летчики вылетали на перехват вражеских самолетов по нескольку раз в день. Средствами разведки бригады рано утром был обнаружен патрульный самолет «Орион» ВВС Норвегии. Самое неприятное, что этот норвежский самолет-разведчик мог находиться в воздухе без посадки и дозаправки топливом до 12 часов, контролируя перемещение советских кораблей и подводных лодок.
          Самолет, во-первых, находился в опасной близости от воздушной границы СССР, во-вторых, упорно бросал радиобуи по проходящим атомным подводными лодкам, выходящих из Кольского залива на боевое патрулирование.

               С аэродрома Килп-Явр подняли на перехват норвежца истребитель Су-27.  За штурвалом истребителя находился Василий Цимбал. Василия недавно перевели с Дальнего Востока. Там, он пролетая над американским кораблем, сдул с палубы вертолет. За хулиганство из дальневосточника он переквалифицировался в северянина.  Едва летчик увидел норвежский самолет, барражировавший над нейтральными водами около советской границы с явно разведывательными целями, как у него в голове тут же созрел план. Его истребитель проносился вокруг вражеского самолета не то, что на опасном расстоянии, он чуть ли, не задевал днищем своего истребителя кабину пилота «Ориона». Крутил вокруг него фигуры высшего пилотажа, несколько раз имитировал заход на атаку.
          Трудно себе представить, что испытывали в это время пилоты разведывательного самолета. Особенно тяжело им пришлось в тот момент, когда Василий Цимбал килем все-таки зацепил винт «Ориона», который сломавшись, пробил обшивку норвежского самолета. В итоге самолету-разведчику все же пришлось покинуть территориальные воды около советской границы и уйти на базу.
        Тем не менее, напоследок Цимбал снова догнал норвежца и сбросил немного топлива на кабину пилота. Большего унижения для пилота «Ориона» и придумать было нельзя.

       Вечером того же дня советскому послу в Норвегии была вручена нота протеста. Летчики и штурмана свалили инцидент на отсутствие радиолокационного контроля – опасное сближение результат плохой работы локаторов радиотехнической бригады.
       Сергей Петрович, соответственно, был наказан за якобы «плохое» состояние техники. Однако внеочередная проверка показала высокую готовность техники подразделения. Интенсивность разведывательных полетов после этого случая заметно снизилась.

Глава 27. На границе беспокойно (Александр Щербинко) / Проза.ру

Продолжение: https://dzen.ru/a/Zn1cR1OcW0MKwWFD

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Щербинко | Литературный салон "Авиатор" | Дзен