Во вторник, 25 июня 2024 года, в рамках Недели высокой моды в Париже состоялся показ новой кутюрной коллекции российского модного дома Yanina. Показ прошёл на Вандомской площади - месте проведения самых знаковых и масштабных модных мероприятий. Новая коллекция Couture Fall/Winter 24/25 Юлии Яниной носит название Magic Garden ("Волшебный сад") и вдохновлена красотой цветочных бутонов.
За долгую историю дома YANINA Couture одели немало российских и зарубежных звезд, от Ларисы Долиной и Елизаветы Боярской до Джиджи Хадид, Гвен Стефани и Джей Ло.
Русская культура вышла из тени и стала неисчерпаемым источником вдохновения для великих кутюрье еще в начале прошлого века и до сих пор продолжает питать мировую моду.
В этой статье мы поговорим о том, как Европа начала вдохновляться Россией, кто в этом виноват, я расскажу о 5 дизайнерах, которые по-своему, но безумно красиво рассказывали о России всему миру через свои коллекции.
Как все начиналось?
Началось все с Сергея Павловича Дягилева и его «Русских сезонов»
Пока Россия в 1905 году переживала первую русскую революцию: 22 января 1905 года царские войска расстреляли мирную демонстрацию народа, двинувшегося к Зимнему дворцу просить у императора Николая II защиты от притеснений, моряки организовывали восстания, вышел манифест об учреждении Государственной думы, — Дягилев с 6 марта по 26 сентября устроил в Таврическом дворце масштабную выставку портретного искусства, где было представлено более 2 тысяч полотен, на следующий год он организовал выставку в Париже, затем поставит цикл из пяти так называемых «исторических» концертов русской музыки на сцене Гранд-Опера, потом взбудоражил Париж оперой «Борис Годунов» и чуть позже, в 1909 году он заставит полюбить сначала Париж, а потом и весь мир РУССКИЙ БАЛЕТ.
Балеты Дягилева стали для чинной парижской публики начала прошлого века настоящим откровением. Яркие, избыточные, по-язычески неистовые и по-восточному громкие, они моментально сделали парижан фанатами всего русского. Ошеломительный успех «Русских сезонов» можно объяснить гениальным маркетинговым подходом Сергея Павловича. Европе хотелось чего-то свежего, нового, необычного и Дягилеву пришло в голову продавать иностранцам сказку о России как восточной стране, которую европейцы таковой всегда и считали. Театральные сюжеты «Русских сезонов» из раза в раз переносили зрителей в Персию, Центральную Азию, Турцию или на Кавказ.
Декорации, афиши и костюмы для Русских сезонов всегда создавались звездами того времени – вначале Леоном Бакстом, Валентином Серовым, Александром Бенуа, а затем европейскими звездами того времени – Пикассо, Матиссом, Анри Лораном и даже великой Коко Шанель.
В главе «Русские» своей автобиографической книги «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой» она напишет: «Дяг заставил Париж, а за Парижем и весь мир понять, что в России не одни грязные мужики в лаптях, там кладезь гениев». Она восхищалась трудолюбием русских, спонсировала балеты Дягилева и принимала активное участие в создании «Голубого экспресса» на либретто Жана Кокто.
После первого же сезона дягилевских балетов вся парижская публика переоделась в тюрбаны с перьями, шаровары, золотую парчу, боярские меха, султанские кафтаны и высокие сапоги с вышивкой. Парижские модельеры перенесли сценические костюмы на улицы, и это навсегда изменило историю моды.
5 дизайнеров, которые вдохновлялись Россией.
1. Поль Пуаре
«Я до сих пор помню Москву с её иконами, Кремлём, колокольнями, храмом Василия Блаженного, извозчиками, грандиозными осетрами, замороженной икрой, с изумительной коллекцией новой живописи г-на Щукина и вечерами у ‘Яра'».
Так в своих мемуарах «Одевая эпоху» описывал Москву Поль Пуаре. Кутюрье, считающийся тем самым «освободителем женщин от корсетов» и сыгравший немаловажную роль в моде начала XX века.
Русские мотивы в творчестве Пуаре появились благодаря двум событиям: первое – влияние «Русских сезонов», хоть сам он это и всячески отрицал, но восточные мотивы в работах Пуаре очевидным образом стали появляться именно после успеха дягилевских балетов «Шахерезада» и «Клеопатра», костюмы к которым создал Леон Бакст. Шаровары, кафтаны и тюрбаны появились в европейской моде именно с легкой руки Поля, после постановок Дягилева.
По Парижу даже ходили упорные слухи, что после премьеры этих постановок модельер пригласил русского художника (Леона Бакста) создать несколько эскизов для своих коллекций. Сам он это отрицал — как и то, что вдохновлялся работами своего коллеги из далекой России. Однако не заметить параллели с костюмами Бакста в коллекциях Poiret того периода решительно невозможно.
Второе событие, повлиявшее на Поля Пуаре – визит в Петербург и Москву в 1911 году во время своего европейского турне, после которого он создаст коллекцию, посвященную России под названием «Казань».
В России, кстати, Поля с распростёртыми объятиями приняла российский дизайнер Надежда Ламанова, которая имела звание «Поставщика Двора Ея Императорского Величества» и которую нередко сравнивали с Коко Шанель. Ламанова не только предложила Пуаре провести показ мод для московской публики в своём доме и показала другу главные достопримечательности города, но также открыла для него мир народных русских костюмов.
В Париж Пуаре вернулся с чемоданами сарафанов, косовороток, рубах, кокошников, платков и вышитых рушников. И тогда же решил создать коллекцию «Казань», ведущими мотивами в которой стали русские орнаменты и силуэты. В неё вошли свободные платья белых и бежевых цветов, украшенные вышивкой красными нитями.
Знали ли Вы про русский след в мировой моде? Какие Ваши впечатления? Хотите продолжения?
__________________________________________________________________________________________
Спасибо, что дочитали статью до конца! Если она была интересной, поддержите лайком, подпишитесь на канал и высказывайте ваше мнение в комментариях.
_________________________________________________________________________________________
Больше полезной информации в живом и легком режиме в моем Telegram канале https://t.me/Svetlana_Makarova_Style
Подписывайтесь! Я вам буду очень рада.