Найти тему
АвиаОбоз

Одиссея коммерческой авиации Китая: от Y-10 до C919. Часть 1

5 мая 2017 года внимание китайской гражданской авиации было полностью сосредоточено на международном аэропорте Шанхай Пудун. В тот день первый успешный полет самолета C919 китайской разработки ознаменовал исторический прорыв для гражданской авиации страны. Simple Flying прошел по длинному историческому пути

Среди толпы, встречающей первый полет был пожилой мужчина с седыми волосами в черном костюме, внимательно наблюдавший за процессом. Его зовут Ченг Буши.

Он родился в 1930 году и в 1951 году начал работать авиаконструктором, всего через два года после основания Китайской Народной Республики. На пике своей карьеры он занимал должность заместителя главного конструктора проекта Y-10, курируя общее проектирование, аэродинамический анализ и летные испытания.

Ченг Буши на месте первого полета C919 Фото: COMAC
Ченг Буши на месте первого полета C919 Фото: COMAC

Однако из-за разнообразных политических причин во время и после темного периода Культурной революции проект Y-10 в конечном итоге был отложен. И наконец, в возрасте 87 лет он стал свидетелем события, когда в небо взлетел большой пассажирский самолет собственной разработки Китая.

Какой тернистый путь прошел китайский народ в самостоятельном создании больших пассажирских самолетов за более чем 70 лет, прошедших с момента основания Китайской Народной Республики, и какую важную роль сыграл на этом пути город Шанхай? Чтобы понять все это, мы начнем с авиакатастрофы, произошедшей почти 70 лет назад.

Глава 1. Трагедия

11 апреля 1955 года на высоте 5,5 тыс. метров над Малайзией у самолета Lockheed L-749A Constellation, построенного американской корпорацией Lockheed, произошел взрыв правого двигателя. Дым окутал кабину за считанные секунды и самолет рухнул в море. В результате взрыва самолет развалился на три части, погибли все восемь китайских пассажиров, находившихся на борту.

Злополучный самолет был «Кашмирской принцессой» авиакомпании Air India, перевозивший членов китайской делегации, направлявшихся на первую азиатско-африканскую конференцию в Индонезию. Первоначально среди пассажиров должен был быть премьер-министр Китая Чжоу Эньлай, но изменения в последнюю минуту его планов привели его в Индонезию через Бирму, что избавило его от трагического полета.

Lockheed VC-121E Super Constellation-1. Фото: Википедия
Lockheed VC-121E Super Constellation-1. Фото: Википедия
-4
-5

После случившегося Китай сразу направил персонал для расследования инцидента. Им не потребовалось много времени, чтобы раскрыть причины трагедии: это было убийство, организованное гоминьдановскими властями на Тайване. Они подкупили наземный персонал гонконгского аэропорта Кай Так, чтобы те заложили бомбу в крыло самолета.

Катастрофа вызвала глубокие размышления среди руководства Китая. В эпоху «самостоятельности» этот инцидент подчеркивал необходимость для Китая производить собственные гражданские самолеты. Если бы Китай мог делать это, его лидерам больше не пришлось бы полагаться на иностранную авиацию для поездок, даже в соседние страны, такие как Индонезия.

В то время крупнейшие мировые державы уже имели собственные самолеты для своих лидеров, обеспечивая как безопасность, так и демонстрацию национальной силы. Во время Холодной войны самолеты символизировали не только практическую полезность, но и престиж.

На Женевском саммите в июле 1955 года лидер СССР Никита Хрущев был глубоко впечатлен, когда увидел Lockheed VC-121E президента США Эйзенхауэра. Массивный самолет с четырьмя двигателями и тройным вертикальным оперением произвел на него неизгладимое впечатление.

-6

По возвращении домой Хрущев немедленно созвал лучших инженеров страны для разработки большого самолета. К началу 1956 года на свет появился первый в мире успешный реактивный лайнер Ту-104. Это было вызвано не технологическим прогрессом или рыночным спросом, а необходимостью укрепить престиж руководителя КПСС во время холодной войны.

Ту-104, созданный на базе бомбардировщика Ту-16, отличавшийся мощными двигателями и просторной кабиной, быстро стал мировой сенсацией. Его размеры и элегантность привлекли внимание многих руководителей государств, даже британской королевы. Будучи гордостью советской авиации, Ту-104 стал любимой игрушкой Хрущева, сопровождавшей его повсюду.

Ту-104 взлетает из Новосибирска
Ту-104 взлетает из Новосибирска
-8
-9
-10
-11

В 1958 году, когда Хрущев посещал Китай, его самолет приземлился в пекинском аэропорту Наньюань. Хотя период медового месяца между Китаем и СССР закончился, отношения еще не испортились. С одобрения Советского правительства Китай организовал визит специалистов в области авиационного проектирования. Молодой авиаконструктор Ченг Буши позже вспоминал: «Я никогда не видел такого большого самолета».

Среди других наблюдателей были Ма Фэншань, Чжао Гоцян и Чжэн Цзоди — люди из различных НИИ и производственных предприятий Китая. Они даже не подозревали, что спустя годы соберутся вместе, чтобы вступить на тернистый путь коммерческой авиации Китая.

Глава 2. Пионеры

В 1964 году Сианьский авиастроительный завод следуя прямым указаниям премьер-министра Китая Чжоу Эньлая взял на себя задачу переоборудовать бомбардировщик H-6 для перевозки атомных и водородных бомб.

Руководители Сианьского предприятия сразу прямо заявили, что они все смогут выполнить, но им нужен один человек с Харбинского авиационного завода - Ма Фэншань.

Сианьский авиастроительный завод уже давно был знаком с именем Ма Фэншаня. В отделе безопасности предприятия хранился секретный документ под названием «Записки Ма Фэншаня» — тщательно охраняемая записная книжка, посвященная его учебе в СССР.

Доступ к ней требовал политической проверки, и руководство должно было лично поручиться за читателя, которому не разрешалось делать заметки, фотографировать или оставлять документ на ночь.

Заметки Ма Фэншаня представляли собой подробный рукописный учебник по авиационному проектированию с множеством иллюстраций.

Ма Фэншань родился в провинции Цзянсу, и в 1949 году поступил на факультет авиационной техники университета Цзяотун, став частью первого поколения авиаконструкторов Нового Китая. В сентябре 1952 года он досрочно окончил учебу и начал работу на Харбинском авиационном заводе.

В мае 1959 года Ма с группой других специалистов отправился на учебу на завод по производству Ту-16 в Казани. Советские эксперты были щедры и заверили китайских студентов, что им не нужно делать записи, поскольку все материалы будут отправлены в Китай позже. Большинство студентов поверили этому и не делали заметок.

-12
-13
-14

По возвращении в Китай студенты так и не получили обещанную посылку с материалами. Перемены в китайско-советских отношениях означали, что советские эксперты и их чертежи не попали в Китай, оставив страну в затруднительном положении на критическом этапе проекта H-6.

К счастью, Ма, хорошо владевший русским языком, старательно вел записи, фиксируя все: от статических испытаний до расчета конструкции и ключевых параметров. Его записная книжка стала сверхсекретным документом, сыгравшим важную роль в проекте H-6, что привело Ма к быстрому росту по служебной лестнице - до заместителя главного инженера.

Ма Фэншань, признанный талантливым специалистом, сыграл ключевую роль в успешном развитии H-6. Этот самолет совершил первый в Китае испытательный сброс водородной бомбы 17 июня 1967 года, став основой бомбардировочного парка вооруженных сил страны в 21 веке. Этот успех подтолкнул Китай последовать советскому примеру: сделать бомбардировщики реактивными авиалайнерами.

Продолжение следует...

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале