Найти тему

Параллельная реальность или, если нельзя, но очень хочется, то можно

По прошествии почти месяца после окончания масштабной синергии выставок EXPO 2024, прошедшей в МВЦ "Крокус Экспо" в конце мая, я продолжаю разгребать привезенные материалы. Вкратце напомню, что нынешнее выставочное событие объединило четыре выставки смежной тематики – СТТ Expo (строительная техника), COMvex (коммерческий транспорт), СТО Expo (запчасти и сервис) и Logistika Expo (логистика и складская техника).

Ссылки на первые две публикации с EXPO 2024, посвященные нашему автопрому и нашему стройдормашу, даны в конце статьи.

На этот раз хочу поделиться некоторыми наблюдениями о технике известных мировых брендов, которая на выставке тоже присутствовала – и европейская, и японская, и корейская. С одной стороны, компании из так называемых недружественных стран вроде бы официально ушли из России, но их машины, по-прежнему, вполне успешно продаются, правда, уже не в былых объемах.

Взять, например, грузовики. По данным аналитической компании "Автосельхозмаш-холдинг", за первые 5 месяцев 2024 года в России было зарегистрировано 50.586 новых грузовых автомобилей (без учета малотоннажных). Из этого количества на "недружественные" марки (Mercedes-Benz, Scania, MAN, Volvo, DAF, Renault, Iveco, Tatra, Isuzu, Hino, Fuso, Hyundai и ряд других) суммарно пришлось 3059 ед. Конечно, это не так много, как было до февраля 2022 года. Тем не менее, факт налицо – поставки имеют место быть. Причем, по некоторым маркам отмечен значительный рост по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Речь, в первую очередь, о Mercedes-Benz (1311 ед., в 3,1 раза больше, чем год назад) и Isuzu (567 ед., в 2,1 раза больше, чем год назад). По остальным маркам нынешний результат либо близок к прошлогоднему, либо несколько меньше, либо чуть больше.

Результат по легким коммерческим автомобилям за первые 5 месяцев 2024 года скромнее. Из зарегистрированных 39.185 ед. на "недружественные" бренды (Mercedes-Benz, Ford, Volkswagen, Iveco, Fiat, Kia и др.) пришлось всего 1.735 ед. Причем, в целом, по сравнению с прошлым годом наблюдается спад.

Аналогичная история со строительной и дорожной техникой.

Как видим, благодаря "серому" (пардон, "параллельному") импорту в Россию поступает все то, что в принципе не должно поступать после событий 2022 года. Часть техники везут кривыми путями "напрямую" из Германии, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Кореи, а часть, причем, основную – из Китая. Ведь в Поднебесной давно и прочно обосновались практически все мировые производители, как автомобилей, так и строительно-дорожной техники.

Вот лишь несколько примеров с EXPO 2024. Грузовики, ввезенные по параллельному импорту из Европы, присутствовали на нескольких стендах разных поставщиков. Кстати, на прошлогодней выставке мною был замечен всего один параллельный импортер по части коммерческих автомобилей, который представлял грузовики Isuzu.

Тягачи Mercedes-Benz, Scania, Volvo, DAF – все, что душе угодно, у одного поставщика. Понятное дело, вся техника без ОТТС. Но, как заверил продавец, для постановки на учет предоставляются все необходимые документы.

Судя по многочисленным объявлениям на Авито о продаже новых европейских тягачей, ценник на версию 4х2 с 500-сильным двигателем начинается от 17,5 млн руб.

Другая компания-импортер тоже демонстрировала чистокровных европейцев – Scania и DAF.

Идем дальше – еще один европейский тягач Volvo.

-4

Вот еще европеец, на этот раз MAN. Причем, не простой седельный тягач, а тягач-тяжеловоз с технологией балластной сцепки для работы в составе автопоезда массой более 250 т в одиночном варианте. Собственная масса MAN TGX41.640 с колесной формулой 8x4 составляет 60 т. Он может работать в паре с низкорамными тралами-тяжеловозами, с прицепными модульными системами особо большой грузоподъемности, а также для буксировки самосвальных полуприцепов многосекционного типа массой до 200 т. Тягач способен к выполнению не только тяговых, но и толкающих работ, с возможностью наращивания тяговых возможностей за счет использования в связке двух и более тягачей. Машина оснащена 16-литровым 640-сильным двигателем и автоматической КПП ZF с встроенным гидротрансформатором и тормозом-ретардером.

Цена такой экзотики – 44 млн руб.

-5

Этот MAN хотя и 8х4, но уже не столь экзотичен – "всего лишь" металловоз с гидроманипулятором, тоже, кстати, "недружественным".

-6

И уж совсем редкий "зверь" в наших краях – Tatra. В нулевые Татры поставлялись в Россию сотнями в год, теперь – единицами. Как оказалось, этот экземпляр седельного тягача Tatra Phoenix 8х8 выпущен аж в 2020 году. На Авито за такой же просят 44 млн руб.

-7

А вот с этими "Мерседесами" еще более интересная история. Я, честно говоря, сбился со счету, на скольких стендах присутствовали Mercedes-Benz Actros, испещренные китайскими иероглифами. Замечу, что это не поддельные "Мерседесы", а самые что ни на есть настоящие. Их выпуск начался в конце 2022 года в Пекине, на совместном предприятии Beijing Foton Daimler Automotive. Помимо иероглифических надписей от своих немецких собратьев они отличаются более низкой кабиной, бюджетной комплектацией: более дешевой отделкой интерьера кабины, аналоговой панелью приборов (с циферблатами), серым неокрашеным пластиком внешних панелей нижней части кабины. И... окошками в задней стенке – классика китайских тягачей. Агрегаты – двигатель, коробка передач, мосты – мерседесовские. Правда, мне так и не удалось выяснить – это оригинальные комплектующие из Германии или все же лицензионные китайские копии. Я склоняюсь ко второму варианту.

На выставке были тягачи с колесной формулой 4х2 и 6х4. По информации одного из продавцов, машины ввозятся по параллельному импорту и даже внесены в список Минпромторга.

Цена на новый китайский Mercedes-Benz Actros 1853 (4х2) на Авито начинается примерно от 12 млн руб. Для сравнения: КАМАЗ-54901 (4х2) там же торгуют за 9,5 млн руб., Sitrak C7H Max (4х2) – около 9 млн руб.

Грузовики Isuzu на китайский лад также присутствовали на выставке. Правда, продавец решил заклеить непрозрачной пленкой название марки автомобилей, видимо, чтобы уж точно никто не догадался, что это за бренд.

-9

Выпускает китайских японцев совместное предприятие Qingling Motors Co., Ltd., созданное в 1985 году Isuzu Japan и Qingling China. Линейка производителя представлена малотоннажными, среднетоннажными и тяжелыми грузовиками, а также пикапами.

На выставке был показан представитель тяжелого семейства – GIGA, а также несколько вариантов среднетоннажников ELF с разными надстройками, включая автобетоносмеситель.

-10

АБС на шасси Isuzu ELF особенно заинтересовал, ибо редкость редкостная. Подумалось, а почему у нас нет такого на базе КАМАЗ Компас или ГАЗ Валдай? Ведь в 2000-е годы предприятие "Дизель-ТС" из города Дзержинск Нижегородской области выпускало бетномешалки на базе ЗИЛ-130 (АМУР- 53131), а в 90-е годы Туймазинский завод автобетоновозов создал АБС на шасси ЗИЛ-433362. Понятно, что тема 2-кубовых АБС не сильно востребована, но если кто-то это делает, значит это кому-нибудь нужно.

По комплектации китайские Isuzu отличаются от японских аналогов. Особенно удивило отсутствие пластиковой обшивки задней стенки в кабине ELF – просто голый металл. Плюс к этому упрощенная тормозная система и отсутствие некоторых электронных систем стабилизации.

-11

Китайский Ford я идентифицировал по эмблеме, но то, что это именно Transit понял не сразу. Ни в Европе, ни в России таких прежде не было. Как оказалось, эволюция "Транзитов" в КНР идет своим путем. Выпускаются эти автомобили на совместном предприятии JMC-Ford, ведущем свою историю с 1993 года. Перелицовывая "Транзиты" предыдущих поколений, китайцы создают собственные "новые" версии. Как заверил меня китайский товарищ на стенде, представлявшем Ford Transit, этот "Транзит" лучше, чем европейский. Мэтр Станиславский наверняка бы сказал в таком случае – не верю! На автомобиле установлен дизельный двигатель объемом 2,2 л мощностью 155 л.с. и механическая коробка передач. Аналогичный заднеприводный фургон на Авито оценивается в 5,7 млн руб.

Фургон Iveco Daily тоже оказался китайским клоном, не похожим на своего брата-европейца. Выпуском такой техники занимается завод компании Naveco, расположенный в городе Нанкин. Naveco – это совместное предприятие, созданное Iveco и Saic. История производства Iveco Daily ведет отсчет с 1986 года. Меняя отчасти элементы экстерьера и интерьера китайцы до последнего времени параллельно выпускали сразу несколько поколений Iveco Daily, включая модель образца конца 80-х годов. Такую же, кстати, выпускали в Югославии под маркой Zastava. Эти грузовички и автобусы в больших количествах мне встречались в Сербии еще сравнительно недавно.

Полная масса китайского фургона составляет 4,2 т, длина – 5680 мм, колесная база – 3300 мм (длина грузового отсека – 3140 мм, объем – 11 м3). Машина оснащается 3-литровым дизелем мощностью 146 л.с. и механической коробкой передач. Цена – 4,2 млн руб.

На EXPO 2024 были не только автомобильные бренды из стран, отнесенных к категории недружественных, но и строительно-дорожная техника. По большей части – корейская, но не только она.

Для настоящих ценителей марки JCB предлагался популярный в России экскаватор-погрузчик 4СХ. Ведь до известных событий доля JCB на российском рынке экскаваторов-погрузчиков составляла порядка 40%, без преувеличения – это была марка № 1 в нашей стране. Отмечу, что после февраля 2022 года экскаваторы-погрузчики JCB продолжают поставляться в РФ, правда, в разы меньше. Причем, импортируются машины как британского, так и индийского производства.

-14

Японский бренд Kato был представлен на выставке только мини-экскаваторами.

-15

Словацкие мини-погрузчики известны у нас еще со времен СССР, сначала под маркой UNC, затем – Locust. С них начиналось лицензионное производство мини-погрузчиков в России в начале 90-х. В этом году на выставке также присутствовал этот бренд. Как его теперь расценивать, как "дружественный" или все-таки "недружественный"?

-16

Корейская строительная техника Hyundai продолжает успешно продаваться в России и после февраля 2022 года. Например, поставки экскаваторов (без учета карьерных и мини) в 2022 году даже выросли по сравнению с 2021-м – с 1231 ед. до 1626. В 2023-м компания поставила 1130 ед. Причем, в последнее время увеличивается доля импорта техники, выпускаемой в Китае, хотя корейская тоже по-прежнему поставляется. Как отмечает российский дилер, спрос на экскаваторы из Китая вырос, а на корейские – снизился, так как разница в цене существенная, а качество – неизменное. По словам поставщика, в условиях санкций и ограничений внешнеэкономическая деятельность постоянно трансформируется – разрабатываются новые логистические маршруты и различные условия платежей.

Еще одна корейская марка – Develon, ранее известная как Doosan, также была представлена на выставке наиболее востребованным ассортиментом строительных машин – экскаваторами, погрузчиками, буровыми установками. В настоящее время техника этой марки поставляется в Россию не только из Кореи, но и из Китая.

Этот 43-метровый автобетононасос без опознавательных знаков на шасси КАМАЗа на поверку оказался Liebherr'ом. До недавних пор АБН известной немецкой марки устанавливали на шасси КАМАЗ на дочернем предприятии Камского автозавода – Туймазинском заводе автобетновозов. При этом, производство собственных АБН было фактически прекращено. Теперь ТЗА, оставшись без немецкого поставщика, вообще не выпускает автобетононасосы. Данный экземпляр оснащен установкой 2022 года выпуска.

-19

Участники выставки EXPO 2024 предлагали не только коммерческие автомобили и строительную технику из так называемых недружественных стран, но из различные комплектующие и запасные части.

Так, ГК "Волгаэнергопром" представила дизельные двигатели Cummins: 2500-сильный QSK60-С2237 британской сборки с применением американских компонентов и европейского навесного оборудования, а также китайский КТА50-С1600 мощностью 1621 л.с. По словам поставщика, обе модели предназначены для применения в самосвалах БЕЛАЗ.

-20

Оригинальные запасные части на строительную технику мировых брендов Liebherr, Cummins, Komatsu, Caterpillar также присутствовали на выставке.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

ОБЕЩАННЫЕ ССЫЛКИ НА ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ С ЕХРО 2024: