Друзья, наконец-то я вернулся с главного российского отраслевого выставочного события EXPO 2024, где отработал 5 дней. Начал на день раньше официального открытия и все равно мне времени не хватило. Впечатлений масса, много чего увидел, узнал, в общем, есть чем поделиться.
В этом году синергия выставок EXPO 2024 объединила четыре выставки – СТТ Expo, COMvex, СТО Expo и Logistika Expo. Первая посвящена строительной технике, вторая – коммерческому транспорту, третья – запчастям и сервису, четвертая – логистике и складской технике.
Нынешнее мероприятие стало самым масштабным за всю свою историю. Напомню, что первая выставка СТТ, которая в дальнейшем дала жизнь другим выставкам синергии ЕХРО, состоялась в 2000 году. Я впервые посетил СТТ в 2001 году, тогда она проходила на Ходынском поле, на территории бывшего аэродрома и была очень скромных размеров. С 2005 года выставка базируется в столичном МВЦ "Крокус Экспо". В этом году выставка заняла все возможные внутренние и внешние площади и превысила рекордные 200 тыс. кв. м, а количество представленной техники составило более 3000 единиц.
На фоне массированной китайской экспансии отечественные производители взбодрились и активизировались, причем не только на выставке. Хотя, на ней тоже. Кто-то раньше вообще не участвовал в выставке, кто-то вернулся после длительного "загула". Но главное, что предприятия зашевелились – создают новую технику и агрегаты, расширяют мощности, в общем, как могут стараются не потеряться в бурную эпоху передела рынка. Надо признать, это дается нелегко в соперничестве с большим восточным братом. Собственно, ЕХРО наглядно продемонстрировала – где мы и где они. Навскидку, китайской техники было процентов 90.
Впихнуть весь громадный объем собранных материалов в одну статью не получится. Начну с нашего автопрома. Что интересно, на этот раз на выставке присутствовали не только крупные всем известные автозаводы, но и малые предприятия, которые зачастую остаются в тени гигантов.
Ссылки на другие статьи о технике, представленной на ЕХРО 2024, см. в конце статьи.
КАМАЗ
В этом году КАМАЗ привез на выставку более 20 экспонатов – от флагманского семейства К5 до нестареющего К3, а также прицепную технику. Не буду утомлять длинным перечнем всех представленных машин, остановлюсь на новинках семейства К5. Грузовики нового поколения, созданные в тесном сотрудничестве с европейскими партнерами, в 2022 году остались без комплектующих. В результате проведенной колоссальной работы с альтернативными поставщиками, КАМАЗу в феврале 2023 года удалось вернуть на конвейер магистральный тягач КАМАЗ-54901 на новой, так называемой, "санкционноустойчивой" компонентной базе (чего греха таить, в значительной степени китайской). Из ключевых агрегатов стали использоваться мосты Hande и коробки передач Fast Gear.
В условиях санкций освоение широкой гаммы модификаций К5 по понятным причинам затянулось. Тем не менее, КАМАЗ ведет в этом направлении поэтапную работу, переводя на "санкционноустойчивые" компоненты всю линейку К5.
Наиболее интересная новинка – тягач КАМАЗ-54902 с колесной формулой 4х2. Это бюджетная версия, предназначенная для региональных перевозок. Основные отличия от флагмана – зауженная (2300 мм) низкая кабина с одним спальным местом. Двигатель тоже другой: вместо КАМАЗ-910 (экс-Liebherr) рабочим объемом 13 л мощностью 482 л.с., установлен 8,9-литровый 400-сильный турбодизель КАМАЗ-689 (экс-Cummins). Движок агрегирован с 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач Fast Gear. Ведущий мост – Hande. Тягач рассчитан для работы в составе автопоезда полной массой 44 т. Кстати говоря, ограниченную партию таких тягачей на "недружественных" агрегатах КАМАЗ изготовил еще в 2021-2022 гг. И вот два года спустя тягач запущен в серийное производство. В продаже новинка ожидается уже в июне. Ожидаемая цена тягача 8 млн рублей – на 2 млн дешевле, чем флагман КАМАЗ-54901.
Три модели самосвалов семейства К5 уже заявлены на сайте КАМАЗа как серийные, но на сайтах дилеров мной они пока не обнаружены. Из этой троицы на выставке были представлены самосвалы КАМАЗ-6595 (6х4) и КАМАЗ-65951 (8х4). Грузоподъемность первого – 25 т, допустимая масса автомобиля – 41 т, соответствующие параметры второго – 32,5 т и 50 т. Обе машины снабжены 460-сильным двигателем КАМАЗ-910 и механической 16-ступенчатой коробкой передач.
Из задела на перспективу камский автогигант показал самосвальное шасси КАМАЗ-65958-АА с колесной формулой 8х8, односкатной ошиновкой и внедорожной резиной. Грузоподъемность – 29 т. Самосвал может работать в составе автопоезда полной массой 74 т. Мощность двигателя – 560 л.с.
Еще один перспективный самосвал – КАМАЗ-65959 с колесной формулой 6х6. Его особенность – односкатная ошиновка и "зубастая" резина. Способен взять на борт 18 т груза, полная масса составляет 35 т. Двигатель – 460 л.с.
3-осный седельный тягач КАМАЗ-65954 – тоже внедорожник . На нем стоит более мощный, 560-сильный мотор. Эта модель способна тянуть полуприцеп полной массой 87 т.
КАМАЗ-65658 с колесной формулой 6х2 был представлен в двух вариантах – в виде шасси и в комплекте с фургоном-рефрижератором. Полная масса составляет 26 т. Двигатель 390 л.с. работает в паре с автоматизированной КПП.
Возвращаясь к вопросу "санкционноустойчивой" компонентной базы, приведу слова гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина: "Ресорсинг, который мы сделали, отказываясь от проверенной компонентной базы, даром нам не обошелся. Мы понесли достаточно серьезные потери в качестве" (газета "Бизнес-Онлайн"). В январе корпоративное издание "Вести КАМАЗа" сообщило, что количество рекламаций по грузовикам К5 в 2023 году выросло почти на 35% относительно предыдущего года. При этом в компании понимают, как улучшить ситуацию.
Компас
Экспозиция грузовиков Компас стояла на выставке особняком от КАМАЗа. Представляло технику ООО "Тракс Восток Рус" (экс-"ДК РУС"). Официально эта компания является производителем и дистрибьютором Компасов, хотя на передке эмблема и надпись КАМАЗ никуда не исчезла. Производство китайско-российских среднетоннажников ведется на заводе КИП "Мастер" (прежде на этой площадке собирали грузовики FUSO). Компасы уже удалось частично локализовать: для них самостоятельно делают рамы, сваривают и окрашивают кабины из штампованных панелей, поступающих с китайского завода JAC. По проекту локализация рассчитана на несколько лет. К слову сказать, в 2023 году было реализовано около 4000 ед. автомобилей семейства Компас.
На стенде были только серийные машины с разными надстройками – Компас 5, Компас 9 и Компас 12 (полной массой 3,5, 9 и 12 т соответственно). А вот более легкий Компас 3, который обещали запустить в серию уже в 2024 году, увы, не привезли. Также, как и освоенный недавно Компас 6 полной массой 5,6 т.
Урал
Автомобильный завод "Урал" привез на выставку разноплановую технику – от серийных Урал NEXT до бескапотников дорожной серии 6х4. Однако в центре внимания конечно же был новый Урал-80. Это своего рода оптимизированный Урал NEXT с колесной формулой 4х4. В отличие от своего старшего брата, оснащенного 6-цилиндровой рядной "шестеркой" ЯМЗ-536 мощностью 256 л.с. и максимальным крутящим моментом 1049 Нм, новинка укомплектована новым 4-цилиндровым двигателем ЯМЗ-535 мощностью 238 л.с. и максимальным крутящим моментом 882 Нм. Урал-80 получил оригинальное оперение кабины (более короткий капот) и колеса меньшей размерности. Полная масса Урал-80 ниже, чем у Урал NEXT 4х4 – 12,6 т против 13,3 т. Выставочный образец оснастили бурильно-крановой установкой. Запустить новинку в серийное производство планируется не ранее 2025 года.
Миасские автомобилестроители продолжают развивать тему бескапотных грузовиков дорожного семейства с колесной формулой 6х4. Увы, лично мне доводилось их видеть только на выставках, в жизни не встречал ни одного автомобиля. Собственно, не удивительно, согласно статистике продаж за 2023 год бескапотные Уралы 6х4 даже не попали в ТОП-25, где на последнем месте грузовик другой марки с годовым результатом 100 ед. Если кто помнит, в 2000-е годы АЗ "Урал" выпускал в небольшом количестве бескапотные машины 6х4 и 8х4 и они реально встречались, пусть и не часто. Очевидно, что нынешнее возвращение к теме бескапотников идет со скрипом.
На этот раз предприятие показало две модели спецтехники на неполноприводных шасси Урал-С34520 с колесной формулой 6х4 – автомобиль для ремонта контактной сети и ломовоз. Как отмечает производитель, грузоподъемность шасси составляет 18,6 т, а три варианта исполнения колесной базы дают возможность устанавливать широкий спектр специальных надстроек.
Среди бескапотников присутствовала и полноприводная версия с двускатной ошиновкой задних колес – седельный тягач Урал-63704 с колесной формулой 6х6, оснащенный краноманипуляторной установкой. На автомобиле установлен двигатель ЯМЗ-653 мощностью до 420 л.с. и 16-ступенчатая механическая коробка передач Fast Gear.
К слову, АЗ "Урал" закончил минувший год в целом успешно. В 2023-м с конвейера предприятия сошло порядка 14 тыс. грузовиков – на 40% больше, чем годом ранее. Кроме того, за год предприятие инвестировало свыше 7 млрд рублей в новые проекты.
ГАЗ
Горьковский автозавод отметился двумя новинками, которые в текущем году уже вышли из стадии опытных образцов и запущены в серийное производство – это полноприводный цельнометаллический фургон Соболь NN 4х4 и бескапотный среднетоннажник Валдай 12 полной массой 12 т.
Валдай 12 стал вторым в линейке Валдаев после Валдай 8 с полной массой 7,5 т. Грузоподъемность шасси Валдай 12 составляет 8 т. В основу модели положена новая прямая рама с лонжеронами постоянного сечения. Предусмотрены четыре варианта длины колесной базы (3310, 3860, 4710 и 5310 мм), причем самая длинная рама изготавливается из цельных лонжеронов без вставок и удлинителей, а верхние полки лонжеронов полностью освобождены от крепежа для удобного монтажа надстроек. Первыми на конвейер поставлены два варианта с наиболее длинными колесными базами, чуть позже появятся две более короткие. Как отмечают на ГАЗе, длиннобазные шасси наиболее востребованы на рынке, их широко используют для фургонов и европлатформ. Короткобазные варианты будут применяться для коммунальной техники и самосвалов.
Кабина у Валдай 12 более вместительная – со спальником. С освоением производства большой кабины она опционально будет устанавливаться и на Валдай 8. Привод автомобиля осуществляется от дизеля ЯМЗ-534 мощностью 170 л.с., который работает в паре с новой ГАЗовской 6-ступенчатой коробкой передач. По информации ГАЗа, такой тандем обеспечивает хорошие тягово-динамические характеристики, а появление в трансмиссии шестой передачи позволяет поднять крейсерскую скорость и значительно сократить потребление топлива на загородных маршрутах. Передняя подвеска Валдай 12 – классическая, на длинных малолистовых рессорах, задняя – на пневмобаллонах.
Отмечу, что сейчас для младшего автомобилей Валдай 8 кабину сваривают и красят на ГАЗе из поступающих с китайского автозавода Foton штампованных деталей. По сравнению с исходным китайским вариантом кабина основательно доработана по шумо-, тепло- и виброизоляции.
Соболь NN 4x4 стал логичным развитием нового поколения малотоннажников Соболь. Полноприводная модель в отличие от своего предшественника получила оригинальный передний модуль с подрамником, редуктором и независимой пружинной подвеской. Другой полностью новый узел – раздаточная коробка с прямой передачей, планетарным понижающим редуктором и электронным управлением посредством поворотного селектора на панели приборов. Отказ от рычагов механического переключения режимов раздаточной коробки позволил уменьшить уровень шума в кабине, а применение шарниров равных угловых скоростей в приводах передних колес и карданной передаче обеспечило минимальный вибрационный фон и повышает плавность движения автомобиля. Оба межколесных дифференциала снабжены блокировками. Машина комплектуется дизельным двигателем G 2.5 мощностью 149,6 л.с. Пока это Foton, в перспективе ГАЗ планирует его полностью импортозаместить. Образец, показанный на выставке, получил новые опции – климат-контроль и подогрев руля (раньше был только кондиционер). Уже появились заводские парктроники и радары слепых зон в зеркалах. Также скоро будет система контроля давления в шинах.
Как я уже отметил, Валдай 12 и Соболь NN 4x4 уже собирают на конвейере. В продажу поступят по мере наполнения складов дилеров.
Кстати говоря, на выставке Валдай 12 также демонстрировался на стенде Смоленского завода КДМ. В данном случае, в виде комбинированной дорожной машины ЭД-270. Модель укомплектована распределителем противогололедных материалов с объем кузова 4 куба, межбазовой щеткой и композитным отвалом. Старт продаж новинки намечен на 1 августа, сейчас модель уже доступна к предзаказу.
МАЗ
Минский автомобильный завод презентовал концептуальный тягач MAZ-X. Как отмечают на предприятии, возрастающая конкуренция в сегменте седельных тягачей требует применения принципиально новых решений в конструкции и энергоэфективности. Новинка, созданная Минским автозаводом совместно с партнером – компанией "АМБ-Инжиниринг", базируется на гибридной платформе, имеющей электромеханическую трансмиссию и аэродинамическую низкопольную кабину модульного типа с применением легких композитных материалов. Производитель подчеркивает, что уменьшенная снаряженная масса (7550 кг), аэродинамический дизайн кабины, односкатная ошиновка и более высокий уровень КПД привода обеспечивают высокую эффективность эксплуатации.
Снижения собственной массы автомобиля удалось добиться за счет отсутствия трансмиссии, облегченной кабины с алюминиевым каркасом и пластиковыми панелями, облегченной пространственной рамы на двух лонжеронах Z-образного профиля и односкатных шин.
МАЗ-Х оснащен гибридной силовой установкой, состоящей из дизельного двигателя Weichai мощностью 300 л.с., двух электромоторов мощностью по 180 кВт каждый, а также буферного накопителя энергии с системой рекуперации. Полный запас хода составляет 3000 км, запас хода от батареи – 10 км. Автомобиль имеет независимую подвеску передней и задней осей с системой электронного управления.
Низкопольная кабина модульного типа позволяет свободно перемещаться в полный рост. Доступ в нее осуществляется через единственную, размещенную со стороны обочины, дверь прислонно-сдвижного типа. Заниженный вход в кабину на уровне 340 мм от дороги обеспечивает удобство посадки/высадки. Комфорт в дороге обеспечивают кондиционер, мультиварка, СВЧ-печь, электрочайник, мультимедийная система и прочие "девайсы".
Как отмечает производитель, МАЗ-Х характеризуется высоким уровнем безопасности. Панорамное изогнутое лобовое стекло обеспечивает хороший обзор, вместо зеркал установлены видеокамеры, в наличии круиз-контроль, электронная система торможения, система курсовой устойчивости, система контроля мертвых зон.
Тягач МАЗ-Х – не единственный в семействе. Разрабатывается целая линейка грузовой и специальной техники. Старт продаж намечен на 2026 год.
Еще один тягач, который минчане привезли на выставку, – МАЗ-541SA5. На Минском автозаводе все же решили возродить проект евро-тягача, концепт которого дебютировал ровно 10 лет назад. Тогда машина получила новый дизайн (правда на каркасе серийной кабины) и базировалась на мерседесовских агрегатах. До полноценного серийного производства тягач так и не дошел, было изготовлено менее 40 экземпляров "европейца". В новых экономических и политических реалиях пришлось заменить "недружественные" комплектующие на китайские: 550-сильный двигатель Weichai WP13 и 12-ступенчатую роботизированную коробку передач Fast Gear. А вот гипоидный мост – собственного производства МАЗ. Кабина осталась прежней, как минимум внешне. При этом, согласно информации завода, существенно улучшена эргономика рабочего места и места для отдыха водителя. Кроме того, повышен уровень активной и пассивной безопасности.
Экспозиция Минского автозавода была интересна не только грузовиками. Чего стоит почти 15-метровый 3-осный туристический автобус МАЗ-350046 с колесной формулой 6х2. В его салоне с комфортом может разместиться 61 пассажир. Объем багажных отсеков составляет 11,1 куб. м. Автобус оснащен пневматической подвеской. Что интересно, к проектированию этой машины на заводе приступили в 2013 году. Изначально планировалось, что главным козырем туристического лайнера должны были стать европейские комплектующие. Однако ситуация изменилась. Пришлось перейти на так называемую "санкционноустойчивую" компонентную базу. Теперь на автобусе стоит двигатель Weichai экологического класса Евро-6 мощностью 400 л.с., а вот ведущий мост и управляемая ось собственного производства.
АМТ
Все ли знают миасский завод "Урал- Iveco", который потом стал Iveco-АМТ? В былые времена российско-итальянское совместное предприятие выпускало собственные модификации грузовиков Iveco, которые головная компания не производила. Причем, завод выполнял не просто крупноузловую сборку, а осуществлял сварку и окраску кабин, изготовление рам и надстроек. После февральских событий 2022 года компания Iveco вышла из состава акционеров и перестала поставлять комплектующие. Теперь завод называется AMT N.V., а на смену итальянскому партнеру пришел китайский, правда, тоже с итальянскими корнями. Компоненты для автомобилей марки АМТ поставляет завод Saic Hongyan Automotive – совместное предприятие Iveco и Saic Motor.
На выставке завод показал новую модель – самосвал АМТ 758901 CNG (8х4), работающий на газомоторном топливе. Машина полной массой 50,5 т рассчитана на перевозку 30 т груза. Также возможна эксплуатация в составе автопоезда полной массой до 87 т. 12,8-литровый двигатель CQ3317HD12466N развивает мощность 500 л.с. В паре с ним работает механическая 12-ступенчатая коробка передач Fast Gear. Самосвал комплектуется утепленной полноразмерной кабиной шириной 2500 мм с одним спальным местом. В базовой комплектации имеется система климат-контроля.
Еще один выставочный экспонат – тягач АМТ 633910 (6х6). Автомобиль не является новинкой, но как отметили на заводе, его доработали и улучшили. Тягач может работать в составе автопоезда полной массой до 130 т. Двигатель – Cursor 13 мощностью 560 л.с., коробка передач – Fast Gear, 12-ступенчатая.
Шасси АМТ 432901 с колесной формулой 4х2 – совсем-совсем новинка, первый экземпляр. Машина полной массой 20 т (при снаряженной массе 7,1 т) получила двигатель Cursor 9 мощностью 320 л.с. и механическую 12-ступенчатую коробку передач. Автомобиль может поставляться с колесной базой от 3000 до 5520 мм.
Все три представленные модели имеют подготовку под эксплуатацию до минус 45 градусов.
Хант
А вот о тяжелых грузовиках Хант, полагаю, не многие слышали. Выпускает их небольшое молодое предприятие "Завод тяжелых машин", которое было основано в 2015 году, тоже, кстати, в городе Миасс. По словам представителя завода, производственная мощность составляет до 500 машин в год. По факту, выпуск пока в разы меньше, но в последние 2 года объемы заметно выросли. Основная специализация – полноприводные самосвалы и седельные тягачи повышенной проходимости и высокой грузоподъемности, а также полноприводные шасси с колесными формулой от 4х4 до 14х14 для установки различного спецоборудования. Среди разработок завода есть шасси с колесной формулой 10х10 для автокрана "Галичанин" КС-84713 грузоподъемностью 100 т.
Основные компоненты – кабины, двигатели, КПП, мосты – завод покупает в Китае. Рамы и самосвальные кузова делает свои. Ряд комплектующих закупается в России, например, топливные баки. Силовая линия Хантов, классическая, широко применяемая как на китайских, так и на ряде отечественных грузовиков – двигатель Weichai, коробка передач Fast Gear, мосты Hande. Преимущественно выпускаемая техника эксплуатируется в северных регионах и имеет соответствующую подготовку.
На выставке были представлены две машины – 500-сильный самосвал Хант 8051В50 (8х4) грузоподъемностью 33 т и седельный тягач Хант 64821Х (8х8) той же мощности, рассчитанный на работу в составе автопоезда полной массой 120 т.
Промтех
Нижегородский завод "Промтех" известен своими глубокими доработками легковых и малотоннажных грузовых автомобилей. Несколько лет назад предприятие освоило производство каркасно-панельных кузовов грузового и пассажирского назначения увеличенной вместимости на базе "Ларгуса", "Гранты" и "Нивы".
Главной премьерой выставки стали Lada Largus КUB в исполнении промтоварного фургона и "социального такси" – модели на базе автомобилей Lada Largus, производство которых было возобновлено в мае на АвтоВАЗе. В отличие от Lada Largus КUB предыдущего поколения образца 2015 году, новые машины выполнены в единой стилистике с серийными моделями Lada Granta КUB и Niva KUB. Переход к единому дизайну позволил увеличить вместимость грузового отсека и пассажирского салона относительно Lada Largus КUB предыдущего поколения. По факту, возможности "кубов"относительно базового автомобиля Lada Largus выросли: на 40% в плане вместимости и на 25% в плане грузоподъемности. Кроме того в грузопассажирском варианте существенно вырос размер грузового отсека, как в 5- так и в 7-местном исполнении, а у пассажирских и специальных модификаций увеличилась площадь остекления, улучшилась посадка и вырос уровень комфорта.
Еще один интересный экземпляр – скорая помощь Капитан-Т KUB АСМП на шасси китайского малотоннажника Dongfeng Capitain-T. В начале этого года канал "Строительная техника и транспорт" уже рассказывал о пассажирском варианте Руслайнер-728 на этом же шасси (читайте о нем ЗДЕСЬ), теперь настал черед медицинской спецверсии. Данная модель изготовлена по технологии KUB с кузовом в виде каркаса из стальных труб, обшитого снаружи композитным материалом, а изнутри пластиковыми панелями с проложенными между ними утеплителем и шумоизоляцией. Шасси также подверглось доработке: на нем установлена задняя регулируемая рессорно-пневматическая подвеска. Новинка сочетает в себе малые наружные габариты (длина 5600 мм) с большим медицинским салоном (3425х1888х1888 мм). По вместимости автомобиль получился просторнее аналогов с такими же внешними габаритами. В нем можно одновременно перевозить, как лежачего больного, так и пациента в кресле-каталке.
Также "Промтех" показал цельнометаллический фургон МАЗ-365022 полной массой 4,2 т (он же JAC Sunray, который собирают на заводе "Брестмаш", а в РФ его выпускают под маркой Sollers Atlant). С 2019 года было произведено несколько сотен таких автомобилей, которые активно используются белорусами в качестве АСМП, транспорта МЧС, МВД и других ведомств. "Промтех" выпускает на базе этих фургонов автомобили скорой помощи класса В и С, реанимобили, в том числе бронированные, а так же микроавтобусы для перевозки маломобильных граждан как на стандартных сиденьях, так и на креслах-каталках. Кроме того, нижегородцы предлагают и различные фургоны так же на базе модели МАЗ-365022, но в модификации шасси с полной массой 3500 кг.
ЯМЗ
Ярославский моторный завод "Автодизель" представил новые дизельные и газовые двигатели.
ЯМЗ-535 – 4-цилиндровый рядный дизельный двигатель с увеличенной размерностью цилиндра (110x135 мм), отвечающий нормам Евро-5. По сравнению с серийным мотором ЯМЗ-534 его рабочий объем увеличился с 4,4 до 5,1 л. Мощность двигателей этой серии варьирьируеся от 170 до 260 л.с., а максимальный крутящий момент – от 780 до 890 Нм.
ЯМЗ-537 CNG – 6-цилиндровый рядный газовый двигатель уровня Евро-5 с размерностью цилиндра 110x135 мм, рабочий объем которого по сравнению с мотором ЯМЗ-536 вырос с 6,6 до 7,7 л. Оснащен принудительным искровым зажиганием и системой распределенного впрыска газа с электронным управлением. Диапазон мощности – от 210 до 300 л.с., максимальный крутящий момент – от 830 до 1250 Нм. В качестве топлива используется компримированный природный газ (метан).
ЯМЗ-770 – рядный 6-цилиндровый дизель класса Евро-5 с размерностью цилиндра 130х156 мм и рабочим объемом 12,4 л. Моторы этого семейства покрывают диапазон мощности от 360 до 620 л.с. и крутящего момента от 2200 до 2550 Нм. Блок и головка цилиндров изготавливаются из чугуна, а поршни могут быть как алюминиевыми (для версий со степенью сжатия 17,5 и мощностью не более 550 л.с.), так и стальными (для форсированных версий со степенью сжатия 20 и мощностью до 620 л.с.).
На выставке впервые демонстрировался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-855 с размерностью цилиндра 140x140 мм и рабочим объемом 25,9 л. Его номинальная мощность составляет 1054 л.с., максимальный крутящий момент – 4300 Нм. Двигатель оснащен аккумуляторной системой подачи топлива Common Rail. Ресурс достигает 50 000 моточасов. Такими двигателями будут комплектоваться карьерные самосвалы, промышленные тракторы, дизель-генераторные и насосные установки.
О другой наиболее интересной технике – автомобильной, специальной и строительно-дорожной – я расскажу в последующих публикациях.
ССЫЛКИ НА ДРУГИЕ СТАТЬИ О ТЕХНИКЕ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ НА ЕХРО 2024:
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!