Найти тему
Издательство "Гангут"

Дневник мальчишки с улицы Марата

Репродукция с графического рисунка  художника А.Ф. Пахомова «В очаге поражения».
Из фондов Отдела эстампов РНБ
Репродукция с графического рисунка художника А.Ф. Пахомова «В очаге поражения». Из фондов Отдела эстампов РНБ

Дети осажденного города были вынуждены посещать холодные помещения детских садов и школ, в основном, только ради получения еды, скудного обеда. Образовательные занятия, чаще всего, сводились к нерегулярным урокам по тем предметам школьной программы, которую могли давать полуголодные преподаватели. Это подтверждают строки из блокадного дневника подростка с улицы Марата Германа Алексеевича Попова, пережившего все 900 дней и ночей блокады, награжденного медалью «За оборону Ленинграда»:

«6 сентября 1941 г. Уже три дня враг обстреливает город из дальнобойных орудий. На Глазовской улице, недалеко от нас много убитых и раненых. Я видел дом на Глазовской улице. Там только 2-й и 3-й этажи, туда попал снаряд. Четвертый этаж чудом уцелел. Рядом школа, у нее выбило все стекла.

20 сентября. Тревога началась минут через 40. В газоубежище, куда я все-таки попал, принесли листовки, которые сбросил германский самолет. На одной было напечатано: «Переходите к нам. Мы вам дадим пропитание и приютим. Мир измученной родине! Торопитесь! Переходите к нам! Вы будете получать от Германии всё». МЫ ВСЕ ЛИСТОВКИ ПОРВАЛИ НА КЛОЧКИ.

14 октября. Я сегодня с ребятами разбирал деревянное строение на дрова, таскал балки и заработал 50 копеек. «Сходите, ребятишки, в кино», — ​сказал нам управдом дядя Саша.

8 ноября. Был обстрел Московского района, где мама работает в школе. На Международном проспекте разрушены некоторые дома. Провода оборваны. Трамваи и троллейбусы не ходят.

20 декабря. Испекли из кофейной гущи печенье. Вышло довольно хорошо.

24 декабря. Вчера я начал учить числа в пределах до тысячи. Занимаюсь, несмотря ни на что.

13 января 1942. Мне исполнилось 9 лет и девять месяцев. И вот счастье: я нашел в буфете 3 конфеты, а мама бутылку с соусом «Кабуль», бутылку из-под подсолнечного масла и коробку с прилипшими крошками карамели.

24 января. Бабушка доживает, наверное, последние часы. Мне очень жалко.

6 февраля. Четыре дня назад умерла бабушка. А 3 февраля, в день рождения мамы, умер папа.

6 марта. Мы с мамой второй день сидим без хлеба. Мама пришла с работы, и мы с ней пошли в магазин, где у нас вытащили карточки.

10 марта. Сегодня мы с мамой пошли в ее школу (километров пять с лишним). Там был обед для приглашенных учителей (и мне тоже дали): горох, ячневая каша, желе и кофе с коржиком.

11 марта. Опять обстрел. С 9 марта мы с мамой стали понемногу заниматься. С сегодняшнего дня приступили к немецкому языку. Дело идет довольно хорошо.

10 апреля. Сегодня мы с мамой пошли в Воронежские бани. Нам достала соседка билеты в баню. Долго стояли в очереди. В бане было тепло и хорошо, а в раздевалке холодно. Мама оттуда сразу пошла к доктору, а я домой.

25 апреля. Мы с соседкой Галей пошли регистрироваться в школу. В одной школе ничего не вышло. Зарегистрировались в 321-й, на Социалистической улице. Там будет столовая.

26 мая. У нас в школе был сбор цветных металлов для Красной Армии. Я отнес старый медный чайник и мешочек со старинными монетами, которые собирал мамин папа, дедушка Николай.

30 мая. Не занимались. Меня и еще 17 человек из нашего класса перевели в другую школу. Она только открывается. Есть своя столовая и кухня. Мне будет близко ходить туда—угол Марата и Кузнечного.

30 июня. Сегодня мама еле осталась жива. В Московском районе был ужасный обстрел, и мама попала под него.

7 июля. Завтра мы с маминой школой едем работать в совхоз по Финляндской железной дороге.

31 июля. Маму уволили с работы за то, что имеет меня и не эвакуируется.

28 августа. Зарегистрировался в 301-ю школу, угол Лиговки и Свечного переулка.

1 сентября. Сегодня был в новой школе. Были уроки арифметики, русского языка и два урока чтения.

30 октября. Мама не заплатила за квартиру за три месяца, а порядок такой: карточки не получишь. А это равно постепенной смерти.

28 декабря. В школе была линейка. Директор сказала, чтобы к 30 декабря все, кто избран на слет, были в белых чистых рубашках, в черных брюках, в начищенных ботинках и подстриженные.

6 января 1943. Милиционер оштрафовал маму на 20 рублей за неправильный переход улицы. Милиционеры следят за порядком зорко…

14 января. Нам выдали мандаты. И мы вместе с директором двинулись к Фрунзенскому райкому комсомола. В зале было электричество и тепло. Выступало немного. За окнами все время стреляли, но слет продолжался.

18 февраля. Лежу со скарлатиной в больнице им. Карла Либкнехта.

1 марта. Умерла одна девочка из нашего отделения. Пришла ее мама и стала плакать.

4 марта. Я все время голоден. Есть ужасно хочется.

8 декабря. С осени я в своей школе на Лиговке. Сегодня девять человек из нашего 4 «А» класса вместе с другими ребятами пошли во Фрунзенский райсовет. Нам вручили медали «За оборону Ленинграда».

27 января 1944. Ура! Ленинград полностью освобожден от блокады».

Герман Алексеевич Попов принадлежал к тому поколению ленинградцев, о которых поэт Ю. Воронов сказал: «Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом паспорта…».

Перед Вами был представлен отрывок из книги "Непокорённые блокадой" Альберта Измайлова

Приобрести и прочитать книгу полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut