Конспект книги третьей Собора Парижской Богоматери. Глава первая.
Роман "Собор Парижской Богоматери" будет интересен историкам, архитекторам, философам и любителям исторического романа, как такового.
Меня немного удивило, что автор вставил в роман целые книги и главы, посвященные исторической справке Парижа 15 века, не плавно вписывая эти детали в текст, а прямо расписывая "статьи". Внимание уделяется карте города, историческим архитектурным памятникам, зданиям и критике на тот момент современной моды.
Если у Вас при прочтении романа от этих глав возникало только раздражение и желание их пропустить, никто не запрещает лишь немного пробежаться глазами по тексту.
Я же воспринимала их как своего рода историческую книгу внутри книги. Поэтому мне захотелось сделать небольшой конспект по материалу.
Итак, сам конспект:
Собор Парижской Богоматери потерпел некоторые разрушения и изменения от рук человека, вдохновленного новой модой и не ценящего моду старую еще в 17 веке. Люди уничтожили статую Святого Христа, славившуюся среди других статуй, как славится большой зал дворца правосудия среди других зал, также уничтожили коленопреклонённые статуи, которые населяли все просветы между колоннами в храме.
Архиепископы 17 века "измазали" собор ярко-желтой краской, о которой в свою очередь можно сказать: это желтая краска такого прекрасного свойства, так хорошо сохранилась, что более чем столетний промежуток времени не заставил ее полинять." (Палачи своего времени желтой краской очищали здания, запятнанные каким-либо действом (например, измена коннетабля)).
Древний готический алтарь заменили тяжелым мраморным саркофагом, украшенных головами ангелов и облаками.
И в итоге чудесное искусство, созданное вандалами - убито академиками. Теперь собор Парижской Богоматери нельзя назвать цельным историческим памятником средневековья. Это здание переходной эпохи. В собор вошли все разновидности зодческого искусства: часть романского аббатства, часть церкви философической, часть искусства готического и саксонского, массивный круглый стол времен Папы Григория 7
Всего разрушений было три вида: разрушения, оставленные временем, которое набросило на все слои строения ржавчины (например, ступени уничтожило время, поднимая уровень почвы города).
Второй вид разрушения политические и религиозные смуты. Они оборвали скульптуры, выбили розетки, разбили украшения, уничтожили статуи (за короны на головах и митры)
Розетки - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме.
Наконец, последней каплей стала новая мода. И мода наделала больше вреда, чем революция. Она резала и кромсала, уничтожая символы, красоту и смысл здания, подкрепляя это действо убеждением о хорошем вкусе. (17 век - стиль барокко и логично, что элементы барокко в готическом здании будут совершенно неуместными. Надутые херувимчики, толстые амуры, мраморные элементы - все это Гюго считает однодневными безделушками. Например, готическое резное кружево заменили завитушками времен Людовика 15)
И в итоге чудесное искусство, созданное вандалами - убито акдемиками. И теперь собор Парижской Богоматери нельзя назвать цельным историческим памятником средневековья. Это здание переходной эпохи. В собор вошли все разновидности зодческого искусства: часть романского аббатства, часть церкви философической, часть искусства готического и саксонского, массивный круглый стол времен Папы Григория 7
Но такой памятник тоже интересен архитекторам и историкам, ровно также, как памятник чистый.
Момент про желтый цвет был мне особенно интересен, поэтому я еще немного покопалась в интернете в поиске дополнительной информации:
В средневековой Франции за измены, предательство красили двери Желтым цветом. Точнее его самым неприятным оттенком. Темно-желтый(грязно-желтый) цвет обычно ассоциируется с изменой, скупостью и недоверчивостью. В христианстве за этим оттенком закреплен цвет Иуды Искариота (нечистое золото) Цвет, несущий в себе измену, недоверие, скупость.
Осужденные инквизицией еретики, как правило, отправлялись на эшафот в желтых одеждах, что указывало на их измену Богу. Трусов часто именовали «желтопузыми» или «людьми с желтой печенкой»: бытовало мнение, что печень труса лишена крови, дающей храбрость, а потому имеет желтый цвет. Желтый цвет также является знаком болезни. Флаг «Йеллоу Джек» сигнализирует, что на борту корабля есть инфекционно больные, нуждающиеся в карантине.
Источник информации о желтом цвете: Энциклопедия знаков и символов авторства Фоли Дж.