О необходимости этой дороги говорят со времен СССР. Она должна пройти через Кавказские горы, что требует строительства ряда сложных инженерных сооружений. Соответственно, технические трудности и высокая стоимость проекта по-прежнему являются главными причинами, из-за которых данная трасса до сих пор остается только на схемах.
Хотя и в отношении трассировки нет единого мнения. За десятилетия было предложено несколько вариантов соединения курортов Краснодарского края и Северного Кавказа. В последние годы данный проект известен как «Архыз – Красная Поляна», предусматривающий строительство 111 км двухполосной дороги. Три года назад инвесторы оценили инициативу примерно в 90 млрд руб., хотя озвучивались и другие цифры. А в 2023-м в Минтрансе РФ заявили, что реализация столь масштабной задумки обойдется в 200 млрд руб.
Осенью прошлого года директор транспортно-логистической компании «Инструмент Логистик» Максим Лыков рассказал «Строительному миру», что подобных дорог в стране еще не строили. По словам эксперта, проект является крайне сложным с технической точки зрения из-за особенности рельефа местности. Он подчеркнул, что на сооружение совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер – Красная Поляна (48 км) потратили в прошлом десятилетии 285 млрд руб. Хотя изначально (в 2006 г.) озвучивалась сумма в 91 млрд руб.
Таким образом, по мнению Лыкова, будущая стройка может обойтись $10 млрд. В то же время он обращает внимание на мультипликативный эффект для местных экономик, который составит несколько триллионов рублей. Подчеркивает эксперт и стратегическую важность дороги, ведь она существенно улучшит транспортную связь Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Подробнее с обширным комментарием Максима Лыкова нашему каналу можно ознакомиться по ссылке в конце статьи.
Тем временем, в июне 2024-го стали известны новые подробности. Специалисты компании «Автодор» с целью удешевления проекта предложили тянуть трассу от Красной Поляны до поселка Дамхурц, от которого в свою очередь до Архыза по действующей дороге около 48 км. Таким образом, построить с нуля предстоит почти 50 км. Примерно треть пути (14,3 км) пройдет по тоннелям — предусмотрено три таких объекта. В данном варианте реализация проекта обойдется примерно в 174 млрд руб.
Это предложение, как пишет агентство «Интерфакс», ссылаясь на сообщение «Автодора», направлено на рассмотрение в профильное ведомство. Инициаторы кампании не исключают, что в случае одобрения проекта к его реализации могут приступить до конца текущего десятилетия.