Найти тему
Дмитрий Карташев

§ 8. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА. Обзор учебника «Обществоведение»

Вступление

Восьмой параграф посвящён разбору «общественного двигателя» — что заставляет поменяться даже столь монументальную штуку, как общественно-экономическая формация (ОЭФ).

§ 8. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА

Каждое общество, начиная с рабовладельческого, разделяется на классы: рабы и рабовладельцы, помещики-феодалы и крепостные крестьяне. Капитализм далеко не ушёл, здесь капиталисты и рабочие. Рассмотрим основные различия между ними.

Способ получения дохода и его размер. Если у рабочего это зарплата и иногда фиксированная договором премия (чтобы много не получалось), то у капиталиста это прибыль от владения собственностью на средства производства и в результате эксплуатации рабочего и присвоения плодов его труда. Вспомните, пожалуйста, этот абзац в конце года на корпоративе, когда директор в очередной раз расскажет про рост в 20%.

Подбираемся с вами к определению класса. Предоставлю полную версию от Ленина:

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Первая реакция — много букв, но не переживайте, дальше всё разжую. С двумя основными классами мы познакомились. Достаточно ли просто предъявить бумажку рабочим, где написано, что заводом владеет один человек, чтобы люди покорно это приняли? Конечно нет. Кому-то будет достаточно этой бумажки, другие же будут негодовать и, о ужас, начнут задавать вопросы.

Получаем, что одного экономического могущества маловато для сдерживания класса большинства. Нужны неэкономические методы. Перво-наперво нужно убедить класс большинства (рабочие), что положение вещей, где есть кучка богатых капиталистов и все остальные, живущие от ЗП до ЗП — это непосредственный выбор большинства. То есть ты сам, дорогой гражданин, выбрал такой порядок. А чего? Хочешь обратно рабом стать или крепостным? То-то же. Называется это одним словом — политика.

-2

Нужно закрепить это согласие на бумаге и следить, чтобы никто не нарушал положение вещей. С этим поможет юриспруденция. Если слова и бумажки всё ещё не убеждают класс большинства, в игру вступают правоохранительные органы. Но насилие пока ещё не научились полностью оправдывать, поэтому нужно с детства учить человека из рабочего класса, что всё устроено справедливо, что не нужно бороться за будущее. А вместо этого мы тебе дадим идеологию, если ты уж так хочешь искать смыслы.

Как вы поняли, это мы сейчас с вами рассмотрели надстройку при капиталистическом государстве. Кто же или что же должно всю эту надстройку создавать и поддерживать? Надеюсь, песенка про Буратино у вас всегда наготове в голове? Скажите, как его зовут?

ГО! папара-пара-па-па
СУ! папара-пара-па-па
ДАР! папара-пара-па-па
СТВО! папара-пара-па-па
ГО! СУ! ДАР! СТВО!
ГО! СУ! ДАР! СТВО!
-3

Запомните, дети, ой, просто запомните, что государство — это орудие в руках господствующего класса для подчинения и подавления угнетённых классов. Теперь должно быть ясно, почему большинство реформ большинству людей не пришей кобыле хвост. Просто реформы призваны в первую очередь отстаивать интересы меньшинства (капиталистов), а не большинства (рабочего класса).

Ну и зачем я вам пишу такие обидные, но всё же истины? Да дело в том что смена общественно-экономической формации влечёт за собой изменение классового содержания государства. Различают три типа эксплуататорских государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Мы сейчас проживаем преимущественно при последнем.

-4

Типы буржуазного государства могут быть самыми разными: конституционная монархия, президентское правление, парламентарная республика. Получается, отличаются по форме. А ещё важно учитывать политический режим. Так сможем спокойно все страны рассортировать.

Есть две основные формы правления: монархия (власть в руках одного) и республика (власть, осуществляемая выборными органами). А теперь самое важное: и при монархии, и в республиках форма правления будет защищать интересы господствующего класса. То есть меньшинства, если мы говорим про капитализм.

-5

Как же политический режим может осуществлять защиту интересов капиталистов? Можно кнутом, можно пряником, а можно комбинировать. На арену «цирка» выходит демократия — государственное устройство, которое провозглашает участие народа в управлении и свободу личности, то есть возможность граждан пользоваться политическими правами. Но всегда держи в голове, что как только интересы господствующего класса от нашей свободы будут попираться, тут же улетят ввысь заказы БДСМ на «Дикой ягоде».

Получается, что демократия носит классовый характер, то есть демократия при капитализме и при другом строе — абсолютно разные вещи. За примерами обратимся к школьному курсу истории.

-6

Древняя Греция, Афины: демократия, но рабам права и голос не давали. Средневековые городские республики (Венеция, Флоренция, Новгород на Руси): власть у купцов и зажиточных мастеров, остальные не у дел. Настоящее время: власть в руках буржуазии. Но любой же может выдвинуться в президенты? Да, любой. Вот только окончательные списки почему-то всегда поддерживаются и продвигаются буржуями. Лишнее доказательство, что наличие демократических институтов не меняет классового характера государства.

Что же нам теперь, выходить на улицу с требованием упразднить демократию? Не стоит, всё таки у плутовки есть свои плюсы: ничего лучше не придумали пока, это самая удобная форма для борьбы рабочего класса. Ну и на горькое вам немного шока от мудрых дедов-марксистов. Любая демократия сворачивает к фашизму, если господствующий класс чувствует запах жареного.

-7

Подлинная демократия (для большинства) возможна только в условиях социализма, господствующий класс — класс большинства, главные принципы демократизма находят прочную основу в экономических и социальных отношениях. Только так.

Классовая борьба (КБ) неизбежна из-за критических противоречий. Как мы с вами помним, смена ОЭФ происходит из-за нарушения баланса между производственными силами и производственными отношениями (БПСиО). И здесь важно определить, а какой класс на какой стороне при этих переменах выступал. Если класс выступал за отмену рабства или крепостного права, то это прогрессивный класс, а если сопротивлялся переменам, то реакционный.

-8

Так вот, смысл революционной борьбы — это сломить сопротивление реакционных классов. КБ и будет движущей силой истории во всех эксплуатационных формациях. Важный вывод и готовый мем получается.

Воспользуемся несложной цепочкой преобразования одной ОЭФ в другую:

Cтарая ОЭФ > Социальная революция (СР) > Новая ОЭФ.

Смсыл: кто встал у власти, так революцию и назовём. Экономическая основа для СР — это всегда нарушение БПСиО, их конфликт. Опыт истории говорит нам: нужна революционная ситуация, когда классовые антогонизмы (противоречия) обостряются.

-9

В качестве вывода давайте порассуждаем, а когда может возникнуть революционная ситуация? Когда большинству будет голодно жить? Точно ли революция приведёт к изменению жизни большинства в лучшую сторону? Нет, неточно, но можно увеличить вероятность этого за счёт теоретической подготовки людей, которые будут управлять массами в интересах большинства, лишний раз подчеркну.

Благодарю за внимание!

***

Первая часть обзора.

Вторая часть обзора.

Третья часть обзора.

Четвёртая часть обзора.

Пятая часть обзора.

Шестая часть.

Седьмая часть.

Ссылка на текст учебника.

Изображения взяты с просторов сети.