Найти тему
Дмитрий Карташев

§ 3. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ И РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЙ МИРА Обзор учебника «Обществоведение»

Оглавление

Вступление

Чем дальше читаю, тем сильнее негодую, как такие знания убрали из школьного курса?! А ещё есть осознание, что дети 80-х могли «переваривать» более сложную литературу, а я нет. Открытие неприятное, но… что имеем.

§ 3. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ И РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЙ МИРА

Параграф начинается с обычного зелёного листа. Удивительный «комбинат» для производства кислорода из углекислоты! Но для производства необходимо ещё чтобы солнышко грело и почва была пригодной для жизни. На выходе получаем систематичность или закономерные связи, без которых «комбинат обанкротится».

Систематичность на то и строгое такое словечко, что выражается во всевозможных законах. Не всегда очевидно, но первейшим признаком закона будет объективная, устойчивая и повторяющаяся связь. Так как философию в предыдущих параграфах обозвали объединяющей наукой, то и философские законы тоже будут призваны охватывать как можно шире окружающую действительность.

Накинемся ещё на одну ложную теорию, которую очень любят применять религиозные деятели, пытаясь связать теорию эволюции с божьим словом. Речь про миф о сотворении мира. Кратко можно описать следующим образом: «Если был великий толчок (большой взрыв) — значит был толкатель». Казалось бы, даже механическое воздействие одного тела на другое подтверждает данную теорию. Но это лишь на первый взгляд.

-2

Если я с утра подталкиваю своё тельце вставать на работу, поверьте, происходит это с сильнейшей внутренней борьбой. Возникает противоречие: чтобы иметь возможность спать в тёплой кровати ежедневно, я вынужден с этой же самой кровати заставлять себя вылезать утром, иначе буду спать в картонной коробке на улице. Всегда есть внутренние силы, которые ведут непрерывную борьбу между собой. В моём примере это борьба организма за столь нужный час сна и борьба мозга, который командует поднять попу и шагать на работу.

Это справедливо и для остальных явлений. Получаем, что противоречие — отношение, характеризующееся единством противоположностей и постоянной борьбой между ними. Ещё один яркий пример: противостояние наследственности и изменчивости. Обе две штуки крайне важны для выживания, но ни одна из них не может полностью занять «пьедестал», приходится считаться с «соседкой».

-3

Дальше важно разобрать связь количественных и качественных показателей. Вот хочу я себе чаёк сделать. Я беру воду и с помощью чайника увеличиваю количество градусов, чтобы получить кипяток, чтобы чайный пакетик быстренько покрасил мне воду. Но вместе с этим происходит качественное изменение воды — превращение в пар. Мне этот пар не сдался, поэтому я прекращаю этот философский эксперимент и беру печеньку.

Дальше нас ждёт ещё один любопытный момент. Ну вот мы убедились, что количество переходит в качество. Значит ли это, что все менее качественные шмотки с увеличением их количества неизбежно превратятся в модные молодёжные бренды? И да, и нет.

-4

Я как модный кутурье, например, отрицаю чёрный цвет в принципе. Ни в одной моей шмотке вы не найдёте уголёк. Затем на подиум взойдёт молодой выскочка, который заявит, что избегание чёрного — это трусость и безвкусица. Таким образом получим уже отрицание отрицания. Как вы поняли, так будет всегда и не только в моде.

Важно отметить, что отрицание — это не полное уничтожение старого. Любой прогресс подразумевает: а) сосуществование со старым. И б) новое забирает лучшее, что было у старого. Только так. И вот как бы этот вроде бы очевидный процесс развития по спирали выразить одним словом. Ага, уже догадались? Учение о всеобщей связи и развитии мира — есть Диалектика. Абсолютно научный метод познания.

-5

Осталось нам познакомиться с категориями диалектики. Так проще будет дальше соображать.

***

Категории диалектики

Общее и особенное. Тут всё просто, все мы — уникальные снежинки. Я вот на кои-то взялся за советский учебник, другие так не поступают. Но при этом остаюсь общественным существом с разумом и сознанием. Это категория служит осознать единство мира в его многообразии.

-6

Причина и следствие. Одно явление вызывает к жизни другое. Вот выпил я лишко прошедшим вечером, на утро головушка болит, и пару человек при встрече косо так смотрят, при этом ничего не помню. Вот, а знал бы на зубок критерий диалектики, пил бы меньше. Наверное… Сюда же не забыть чтобы: не бывает беспричинных событий и явлений. То есть оправдан получается! На работе нагрузка выросла, после надо расслабиться. Красота! Принимая за данность второй критерий, мы впускаем научное исследование, где причины и следствия могут меняться местами.

Необходимость и случайность. Возьмём к примеру поиск работы. Необходимое: поднять задницу, поучаствовать в собеседовании. А дальше куча случайностей на пути к получению должности: понравишься ли HR, какая будет конкуренция среди соискателей, сильная ли нужда в сотрудниках у конторы и т. п. Пробираясь сквозь эти случайности, нет никакой гарантии победить. Но очевидно, что все случайности дополняют необходимость. Яркий пример: «индийский вояж» Колумба. Хотел одно, получил другое. А великим всё равно стал, след в истории оставил.

-7

Возможность и действительность. Это про возникновение и развитие предметов. В 22 год пацан заканчивает ВУЗ. Дальше у него возникает много увлекательных возможностей: можно не слезать с шеи родителей, можно устроиться за копейки по специальности, а можно пойти проверять свою психику в армию. Уйма вариантов! Среди этого реализуется один сценарий — это и есть действительность.

Содержание и форма. Всё вокруг нас состоит из множества всякого. Если верить детской песне, у маленьких мужчин следующее содержание: веснушка, хлопушка, линейка, батарейка, пружинка, картинка, стекляшка, промокашка. Но я практически на 100% уверен, что собрав эти предметы в одной комнате, пацан в комнате не появится (не будет формы). И только правильная последовательность, когда каждая составляющая будет выполнять свою функцию, приведёт к созданию мальчишки. И важное примечание: форма и содержание влияют друг на друга.

-8

Сущность и явление. А вот этот критерий будет полезен всяким «Казановым». Вот как мужчина оценивает проходящую мимо женщину? Конечно, по внешним признакам (внешность, жесты, мимика, то есть явление женщины). Но далее, для построения нормальных отношений, познание заходит внутрь человека, мы ведём разговор, ищем точки соприкосновения и осознание, что нам по пути (сущность женщины). Уже догадались наверное, что эти двое также влияют друг на друга.

Финальный абзац. В чём прелесть диалектики? Да в том, что её критерии универсальны, в отличии от критериев обособленной науки. Отрицая эти критерии, мы отрицаем научный подход к осознанию действительности. Давайте так не делать, знания — сила!

Благодарю за внимание!

***

Первая часть обзора.

Вторая часть обзора.

Ссылка на текст учебника.

Изображения взяты с просторов сети.

Самосознание
0