Найти в Дзене
Дмитрий Карташев

§ 4. СОЗНАНИЕ — СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ. Обзор учебника «Обществоведение»

Всегда удивляюсь мнению людей, кто ставит равенство между школьным образованием и бесполезностью. Да, конкретная историческая дата или знание, как решать кубическое уравнение, может и не понадобятся, но вот сумма знаний по каждой дисциплине так или иначе упрощает жизнь, помогает хотя бы отсекать откровенную антинаучную чушь. В качестве примера можно привести плоскоземельщиков «на маленьком плоту», религиозные секты, элементарные правила оказания первой помощи и т. п. А вот причину, по которой такое массовое неверие в пользу общего образования существует, мне уже ясна. Из школьного курса убрано обществоведение. Лишний раз ворчу и негодую, какой чудак на букву М посчитал, что не нужна в современном мире научная дисциплина, которая объединяла бы все достижения наук и систематизировала полученные знания. Абсурд просто. Но пора двигаться дальше. Первым делом выясним источник всех мыслей. На первый взгляд, всё очевидно. Как печень вырабатывает желчь, так и мозг вырабатывает мысли. Но это вер
Оглавление

Вступление

Всегда удивляюсь мнению людей, кто ставит равенство между школьным образованием и бесполезностью. Да, конкретная историческая дата или знание, как решать кубическое уравнение, может и не понадобятся, но вот сумма знаний по каждой дисциплине так или иначе упрощает жизнь, помогает хотя бы отсекать откровенную антинаучную чушь. В качестве примера можно привести плоскоземельщиков «на маленьком плоту», религиозные секты, элементарные правила оказания первой помощи и т. п.

А вот причину, по которой такое массовое неверие в пользу общего образования существует, мне уже ясна. Из школьного курса убрано обществоведение. Лишний раз ворчу и негодую, какой чудак на букву М посчитал, что не нужна в современном мире научная дисциплина, которая объединяла бы все достижения наук и систематизировала полученные знания. Абсурд просто. Но пора двигаться дальше.

§ 4. СОЗНАНИЕ — СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ

Первым делом выясним источник всех мыслей. На первый взгляд, всё очевидно. Как печень вырабатывает желчь, так и мозг вырабатывает мысли. Но это верно лишь наполовину. Если бы не было окружающей действительности, мозг бы один не справился. Это доказывается простыми экспериментами с людьми, кто лишился какого-либо органа чувств.

Сознание не равно материя, т. к. первое не обладает свойствами второй, а является лишь её отражением. Именно поэтому обществу нужны суды, ибо каждый видит и интерпретирует всё со своей колокольни, показания расходятся. Фиксируем: сознание не может существовать без мозга и без материи.

-2

Подходим к определению сознания. Способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (субъективных) образах и будет сознанием. Этим мы и отличаемся от животных. Как только какая-нибудь обезьяна запустит продажу курсов по нетрадиционной медицине — отредактирую заметку.

А как же быть с тем, что человек сначала со всем окружающим знакомится, а потом может осмыслить это только повзрослев? Вот ребёнок увидел как кипит вода, ничего непонятно, но очень интересно. В школе ему пояснили про нагрев воды и кипение. В сознании ребёнка начинают появляться правильные мысли. Если он после школы поступит на теплофак, его знания продвинутся ещё дальше. Субъективные знания о нагреве воды постепенно будут приближаться к объективным.

-3

И то же самое происходит с обществом. Мы с вами быстро приспосабливаемся. Все носили маски, тщательнее мыли руки с мылом. А после также махом маски выкинули и подзабили на строгую гигиену (сужу сугубо по посетителям баров).

Схематично имеем следующее: Созерцание > Теория > Практика.

С созерцанием есть любопытная штука. Поскольку органы чувств развивались у человека в постоянной связи с материей (в процессе эволюции), первый этап познания очень сильно прокачался. Мы конечно не можем со 100% уверенностью делать выводы только из увиденного, услышанного или унюханного, но тем не менее какое-то представление уже имеем. Это есть понимание и поиск связей, уже известных законов.

-4

Дальше в игру вступает великая штука — логическое (абстрактное) мышление. Мы очищаем ситуацию от лишних подробностей и стараемся сфокусироваться на самом главном. Например семейный бюджет: у большинства зарплата приходит на карту, возможность щупать, делить и раскидывать деньги по конвертам остаётся, но всё-таки уже вымирает. Поэтому мы с вами подключаем абстрактное мышление и без купюр всё прекрасно планируем, чтобы к 20-м числам не сосать лапу.

Ещё один важный момент — языковая связь. Именно в разговорах рождается истина. Если я себе чего-то подумал, самый быстрый и простой способ убедиться в правоте — спросить опытного в сфере человека или загуглить (обратиться к заметкам профессионала).

-5

Общественная практика — это и есть критерий истины. Дяденьки и тётеньки до нас додумались до двух противоположных концепций: релятивизм (всё изменчиво, нет постоянного) и догматизм (всё устойчиво, не меняется). Истина посередине: есть ядро познания и есть потребность знания в конкретной области расширять.

Финальная мысль параграфа: единство теории и практики — ключ к пониманию активности сознания. Вы и сами это не раз замечали в жизни. Пример из готовки: не зная рецепт, я вам такое наготовлю, минимум будет непохоже на задуманное. И наоборот, вы вряд ли насытитесь, если я вам буду только пересказывать верный текст рецепта.

Благодарю за внимание!

***

Первая часть обзора.

Вторая часть обзора.

Третья часть обзора.

Ссылка на текст учебника.

Изображения взяты с просторов сети.