"Таёжными тропами" 61
В один из дождливых, серых дней встречали первый состав с оборудованием. В нем же приехали инженер, технологи , наладчики. Заводских мужчин направили на вокзал на разгрузку вагонов. Здесь находились мастера и технические работники.
Дождь шел, не переставая. Временами он переходил в колкий, моросящий, временами казалось, что вода льется большим потоком и нет ей конца. Как ни старался он помешать людям, те стойко продолжали работу. До тех пор, пока последний ящик не оказался в кузове полуторки.
На заводе все машины и всех лошадей задействовали на перевозку станков и комплектующих.
- Анастасия Кузьминична, здесь еще не всё, здесь только одна часть, - говорил молоденький наладчик, худой, остроносый Коля, прибывший вместе с оборудованием, и отвечающий за свой участок. На платформах поезда находилось оборудование из разных цехов эвакуируемого завода. И за каждым участком был закреплен свой человек.
- Значит, Коля, будем ждать, - кивала Настя.
- Можно эти потихоньку собирать.
- Потихоньку, Коля, не пойдет. Давай будем поторапливаться. У нас есть Петя, бери его в помощники и, пока второй состав не пришел, начинайте сборку.
Коля согласно кивнул.
- Лет – то тебе сколько? Справишься?
- Я ремесленное училище при заводе окончил, год работал. Я вообще-то на фронт хотел, вместе с батей. А меня на заводе оставили, сказали, что я тут нужнее.
- Ты, Коля, не расстраивайся. Здесь – тоже фронт, второй. И руки твои ох как нужны. Сейчас пойдем в столовую, там же переоденешься, если есть во что. Потом покажу, где жить будешь.
Составы приходили через день – два. Иногда задерживались. Три поезда и вовсе до пункта назначения не дошли, потерялись. Движение на железной дороге было постоянным, в обе стороны. В центральную часть ехали мобилизованные и добровольцы, продовольствие, военная продукция, которую начали выпускать в Сибири и Урале, в обратную сторону – составы с оборудованием заводов, эвакуированные люди. Ввиду интенсивности движения иногда составы сворачивали не в ту сторону, уезжали и требовалось время, чтобы машинисты поняли ошибку и смогли возвратиться. Иногда такие путешествия растягивались на месяцы. Отсутствие каких – то станков останавливало запуск конвейера. Приходилось ждать, или придумывать замену, что не всегда получалось.
Многие цеха собирали под открытым небом. Параллельно возводили стены. Рабочих рук не хватало. Погода стояла слякотная, холодная. В воздухе все чаще и чаще летали снежинки, столбик термометра показывал минус.
В такую непогодицу прибыли первые эвакуированные. В основном женщины, подростки, дети. Холодная школа сразу ожила, из труб потянулся дымок.
С последней партией станков приехал дядька Михай, появлению которого Коля обрадовался больше всех. Михай быстро познакомился с Анастасией, шутил и пытался не унывать. Одной руки у дядьки Михая не было, но это не мешало ему с первого же шага стать востребованным. Михай хорошо знал конвейер, оборудование, и если случалась какая – то загвоздка, то быстро ориентировался в причине остановки.
Через несколько дней новый конвейер запустился, пошла первая продукция. Настя могла выдохнуть. Впервые она пришла домой чуть раньше. Была очень рада, что бабка Ульяна жила с ней. Настя натаскивала дров, и бабка топила печь и подтопок, доила корову , ставила в горячие угли котелок с картошкой, чтобы к приходу Насти она была готовой.
Настя переживала за дочерей. Она несколько раз порывалась поехать в свою деревню. Но сейчас об отсутствии на работе хотя бы на час и речи не могло быть. Тем более Настя была мастером и головой отвечала за свой, еще только – только заработавший, цех.
Из писем она знала, что Соня долго не могла поправиться. Девчонки жили в деревне в доме дядьки Тимофея. Сёмка у Гали ушел на фронт, а Машка уехала учиться в школу радистов, чтобы потом тоже воевать. Галя с трудом переживала такое решение детей, слегла с сердечной болезнью. Феня и Соня не могли оставить ее в таком состоянии. Тем более, на дворе к хозяйской корове и курам прибавилась коза деда, и вся живность требовала ухода.
По скованной морозом дороге, в один из дней в город приехала Феня. Сказала, что тете Гале немного полегчало. Соня выздоровела, хотя нога ее еще болела и ходила плохо. Но с домашним хозяйством девушка справлялась.
В городе Феня всё взяла в свои руки, чему бабка Ульяна была очень рада. Теперь Настю всегда встречал свет в окошке и тепло в доме. Шестнадцатилетняя дочка быстро наладила быт и стала поговаривать, что тоже бы хотела приносить пользу родине.
Настя смотрела на девочку – подростка, стараясь сообразить, какое дело можно ей поручить. «Фенькиных силёнок не хватит, чтобы стоять у станка,» - думала она. Но то что дело найдется, было без сомнений.
Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации. Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 224052301615.