Главреж Гродненского областного театра кукол сегодня востребован не только в своем городе, но и в России, а также в восточно-европейских странах. Олег Олегович Жюгжда – лауреат Национальной театральной премии Беларуси и российской театральной премии «Золотая маска», а его спектакли – призеры многочисленных фестивалей.
Несколько лет назад могилевчанам повезло увидеть «Пиковую даму» Жюгжды (17 международных наград) – зрители были в восторге от ювелирной работы мастера. Но сегодня немногие горожане помнят, что Олег Олегович начинал свой путь в режиссуру именно с Могилевского театра кукол, когда пришел сюда в 1983 году работать по распределению после учебы в Белорусском государственном театрально- художественном институте.
- Олег Олегович, каким запомнился вам могилевский период жизни и работы?
– В общей сложности я прожил в Могилеве 15 лет: послужил и актером, и режиссером, и художественным руководителем, и директором театра кукол. Я пытался не уронить планку, заданную предшествующим мастером нашего театра Алексеем Лелявским – звездой белорусской кукольной режиссуры. Он и его отец Анатолий Лелявский – мои учителя.
В те годы театр кукол среди могилевчан не был столь популярен. Помню, когда мы совместно с телевидением выпускали серию передач, проводили такие акции: становились с камерой напротив театра по улице Первомайской, я спрашивал прохожих, как пройти к театру кукол. Из десяти человек только двое знали, что мы стоим рядом с ним.
Потом мы все-таки достигли того минимума, к которому я стремился. Когда в один прекрасный день прибежала администратор и сказала: «Олег Олегович, представляете, мужик приехал на шикарной тачке и купил билеты на все представления!», я понял, что мы уже не в игрушки играем. Это был где-то 1995-1996 год.
90-е годы вообще интересное время. Меня окружали удивительные люди, 9 месяцев в году мы с труппой гастролировали: объездили и Россию, и Латвию, и Украину, были в Болгарии. Даже в Норвегии на фестивале произвели фурор с кукольной оперой «Красная шапочка». У Николая Стешица (актер Могилевского театра кукол, заслуженный артист Беларуси – прим. авт.) до сих пор хранится вырезка из норвежской газеты, где его называют «бриллиантовый голос».
Также у меня были такие постановки в Могилевском драматическом театре, как «Тристан и Изольда», «Снился мне сад в подвенечном уборе», «Сестры Психеи», два детских спектакля и «Принцесса Турандот».
В общем, в Могилеве было интересно жить и работать, это был наш город. Здесь я встретил свою жену Ларису – сейчас она актриса Гродненского театра кукол.
- Как актер Олег Жюгжда стал режиссером?
– Душа попросила. Быть актером – это все время исполнять чьи-то желания. Иногда это надоедает, особенно когда есть свои мысли, свое видение, свои истории, которыми ты хочешь поделиться со зрителями. А театр – это прежде всего хорошо рассказанные и показанные истории.
Мой первый самостоятельный спектакль «Маленький принц» мы с могилевской труппой вывезли на белорусский театральный фестиваль, который проходил в Гродно. Знаковый для меня спектакль и знаковый момент: там меня наградили за дебют в режиссуре. Кстати, спустя много лет один театральный критик заметил, что спектакль «Маленький принц» стал для меня программным: я уже тогда показал, как буду работать дальше, определил свой стиль.
После этой постановки я решил заняться режиссурой профессионально и поступил в Ленинградский институт театра музыки и кино имени Н.Черкасова (1990). К моменту, когда заканчивал учебу, в Могилевском театре кукол меня уже назначили главным режиссером. Помню, приходилось самому себе подписывать характеристики в институт о проделанной практике.
Спектаклей в Могилеве в то время мы поставили очень много. Самые значимые: «Рыгорка – ясная зорка», «Красная шапочка», «Мио, мой Мио», «Три поросенка». Все эти спектакли были отмечены на фестивалях. Из взрослых спектаклей – «Трагедия о Макбете», «Чай на двоих», – мы их забрали с собой в Гродно, когда переезжали. Прокатили эти спектакли и по всевозможным европейским фестивалям. «Чай на двоих» я ставил для себя и жены. Время было трудное, решил, что нужно сделать такую работу, которая могла бы нас в случае чего прокормить. И спектакль удался, жил долго.
- С 2003 года вы главный режиссер Гродненского театра кукол. Почему вы уехали из Могилева?
– Наверное, стало слегка тесно и захотелось чего-то большего. В Гродно театр кукол располагается в прекрасном историческом здании, похожем на могилевский драмтеатр.
Ну, и конечно, хотелось быть поближе к родителям – из Гродно мне было проще ездить в Вильнюс – я родился в Литве. А жена родом из Гродненской области, так что сейчас мы живем поближе к ее корням.
- Влияет ли как-то атмосфера города на творчество художника?
– Естественно, культурная среда, окружение, в котором ты живешь и работаешь, отличается, – это не может не влиять. Здесь чувствуется, что Польша через дорогу. Больше католиков, чем в Могилевской области. Даже Пасху в театре мы отмечаем два раза. Сначала католическую, потом православную, поскольку в труппе есть и те, и другие христиане. Но все мы друг друга любим и уважаем, а это главное. В Гродно более мультикультурная среда, что ли. Казалось бы, это не столь важно, но на самом деле исторические и религиозные традиции оказывают большое влияние на нас и на общую атмосферу города.
Не могу сказать, что на меня как на режиссера переезд очень сильно повлиял. Но все равно ты живешь в неком культурном контексте, который так или иначе влияет на становление и мировосприятие человека.
Продолжение следует.
Материал вышел на сайте Magilev.by в марте 2023 года
#культура