Появление танков на поле боя привело к неизбежному - появлению противотанковых средств. Появилась противотанковая артиллерия, произошли изменения и в фортификации. В высшем военном руководстве СССР понимали, что существующие танки серьёзного прорыва “не потянут” и потребовали от конструкторов создать “танк прорыва” - мощный, хорошо вооружённый и защищённый. Так началась история танков “КВ” - короткая, но достаточно яркая.
История создания
К середине 30-х годов ХХ века высшее военное руководство СССР отчётливо понимало - стоящие на тот момент на вооружении танки не обладали достаточным бронированием для противостояния противотанковой артиллерии вероятных противников, а также не имели серьёзного вооружения для прорыва серьёзных укреплений. Дело в том, что устанавливаемые на советских танках орудия, калибром в 37 и 45 мм не обладали достаточной мощностью, чтобы бить тяжёлые ДОТ на дистанциях реального боя, а в середине 30-х годов ХХ века такие ДОТы уже стали обыденностью. К примеру, уже была построена “линия Маннергейма”, достраивалась “линия Мажино” и некоторые другие объекты фортификации на границах европейских государств. Нечто подобное проектировалось и на пограничной линии СССР (позже эту систему укреплений назовут “линия Молотова”), но если военные европейских стран собирались в ходе военных действий делать ставку на артиллерию, то в СССР делали ставки на танки.
А для прорыва такой фортификации нужен был совершенно новый тип танка - достаточно мобильный, неуязвимый для противотанковой артиллерии тех лет, а также обладающий универсальным орудием, способным одинаково успешно бить по пехоте, фортификации и технике условного противника. Ни один из стоявших на вооружении танков такого не умел - Т-35 обладал хорошим вооружением, считался универсальной боевой машиной, но имел серьёзные проблемы с ходовой частью и бронированием, остальные танки имели сходное с ним бронирование, но обладали куда более слабым вооружением. Единственными более-менее подходящими под запросы военных можно было назвать редкие БТ-7А и не особо удачные Т-28. Поэтому конструкторам была поставлена задача разработать новую машину.
При этом конструкторам пришлось встать перед выбором - с одной стороны разработать классический танк с мощным бронированием было легче и дешевле, а с другой стороны они не решались отказаться от многобашенной компоновки. Однако и сами конструкторы, и военные понимали - многобашенные монстры на тот момент есть тупиковая ветвь развития танков. Дело в том, что многобашенным танкам требуется больший экипаж, причём обученный, а также иной подход к обучению командира машины - взаимодействовать сразу с пятью башнями, как на Т-35, а также следить за картиной боя, состоянием машины и поведением остальных танков в атакующем ордере ни один командир не умел.
Тем не менее конструкторы получили приказ на создание двух “бронированных чудищ” - Харьковский паровозостроительный засел за проектирование танка, который получит обозначение “СМК” (“Сергей Миронович Киров”), а Ленинградский завод №185 им. Кирова за проектирование танка Т-100. Причём засели за проектирование настоящие корифеи конструкторской мысли - “СМК” был спроектирован инженерами Цейц и Ермолаевым, Т-100 проектировал Семён Александрович Гинзбург. И несмотря на то, что между конструкторами не было установлено единой концепции подобной машины, они создали проекты достаточно похожих двухбашенных машин.
Обе машины не совсем устроили военных ещё на стадии эскизного проектирования (обе машины требовалось разработать с учётом опыта разработки и использования Т-35). Поэтому оба КБ получили ещё одно задание на создание более компактной модели на базе этих двух разработок. Третий танк получился короче на пару катков, нёс всего одну башню, зато был сильнее бронирован в сравнении со своими более крупными собратьями. Причём в отличие от своих более крупных собратьев, прототип танка “КВ” (“Климент Ворошилов”) получил дизельный двигатель.
Летом 1939 года все три машины были готовы в металле и тогда же начались их ходовые испытания. По ходу этих испытаний танки дорабатывались, устранялись небольшие детские болезни, и по слухам, личным приказом Вождя особое внимание уделялось именно “КВ”. Параллельно производились и артиллерийские испытания - многобашенные демонстрировали огневую мощь чуть выше в сравнении с однобашенной машиной, однако “КВ” показывал большую эффективность команды, а следовательно, и танка в целом. Но тестовые испытания это одно, а как эти танки должны были показать себя в реальной боевой обстановке? Военных особенно интересовал этот момент.
Разумеется, начинать войну из-за необходимости проверить три опытных танка никто не собирался. Но и Зимняя война сыграла свою роль, определив вектор развития танков на десятилетия вперёд. Все три танка (СМК, Т-100 и КВ) были приданы 20 тяжёлой танковой бригаде, вооружённой танками Т-28 (на тот момент самыми тяжёлыми из действительных машин). А самое главное - экипажи этих танков были набраны из рабочих заводов, на которых собирались вышеуказанные танки. Часть рабочих пришлось обучать практически “с нуля”, но ставки были высокими.
Боевое крещение и серийное производство
17 декабря 1939 года на Хоттиненском участке так называемой “линии Маннергейма” тяжёлый танк “КВ” участвовал в своём первом бою. Его задачей было подавлять ДОТы противника, а также бороться с артиллерией и бронетехникой финских войск. По итогу первых боёв танк получил достаточно неплохие отзывы - его броню не смогла поразить ни одна финская пушка, говорить что-то про финские танки и вовсе излишне. Тем не менее, негативные замечания всё-таки были - 76-мм пушки было явно недостаточно для поражения тяжёлых укреплений противника.
По итогам боя 18 декабря военные насчитали девять прямых попаданий в броню, и ни одного пробития. Единственный снаряд, который сумел хоть как-то повредить танк, попал в орудие, и “КВ” пришлось вывести из боя. Не страшны ему были и мины - их мощности не хватало, чтобы разорвать гусеницу, соответственно, остановить новый тяжёлый танк не смогло бы ничто, если бы не злополучный снаряд, прилетевший прямо в орудие. Тем не менее, военные оказались впечатлены противоснарядным бронированием (несмотря на то, что у финнов против танков были в основном 37-мм пушки), причём настолько, что уже 19 декабря танк рекомендовали к принятию на вооружение.
Но принять танк это одно, а оснастить им в должной степени войска - совсем другое. Организация серийного производства любой продукции - дело достаточно затратное, как по материальным, так и по нематериальным ресурсам. А самое главное - не хватало культуры производства, поэтому серийное производство начиналось тяжело, со скрипом и под большим напряжением. Не хватало нужных компонентов, не хватало сырья для их производства, многие компоненты были сложными в производстве. Однако руководители советской промышленности умели понимать, когда “надо” и когда “можно отложить” - в итоге серийное производство танков “КВ” (это название решили оставить как постоянное номенклатурное наименование боевой машины) началось уже в феврале 1940 года. Как и остальные танки того времени, первые серийные тяжёлые танки СССР (Т-35 я всё-таки не могу считать тяжёлым танком) поначалу выходили с диким количеством брака, благо на Кировском и Челябинском танковых заводах умели работать над ошибками, в войска поступала практически полностью отлаженная техника. Всего с 1939 года (когда был выпущен первый предсерийный экземпляр, хорошо себя показавший во время Зимней войны) по август 1942 года было выпущено 3267 тяжёлых танков “Клим Ворошилов”. Однако совершенствование немецкой техники, моральное и материальное устаревание “КВ” в целом и его компонентов в частности сделали своё дело - к концу 1942 года он был уже безнадёжно устаревшим, а отсутствие запаса на модернизации не смогло продлить ему жизнь…
Конструкция
КВ, как и все остальные крупносерийные танки СССР имел классическую компоновку с задним расположением моторной части и передним - башни. Однако для своих лет этот танк был настоящей технологической новинкой - ни одна армия мира не имела на своём вооружении тяжёлого танка, который был бы действительно сбалансирован - имел хорошее бронирование, мощное вооружение и достаточно универсальное орудие, а также неплохую, в принципе, моторно-ходовую часть. Также танк “КВ” можно было считать первой тяжёлой боевой машиной, в которой “человеческое” отделение было разделено - механик-водитель и стрелок-радист сидели в носовой части машины, а командир, заряжающий и наводчик - в середине танка, в башне.
Кто-то может сказать, что “КВ” - проходной танк, дескать, были и лучше - но это будет позже, а на 1940 год он был действительно новаторским, от и до.
Во-первых, в мире не было тяжёлых танков с дизельным двигателем. Во-вторых, конструкторы КВ отошли от активно продвигаемой в то время многобашенной компоновки - наконец-то они поняли, каким должен быть тяжёлый танк прорыва. Он должен быть защищённой машиной с мощным орудием, достаточно компактным и подвижным, в отличие от проектируемых и выпускаемых в то время тяжёлых танков, имевших размеры с двухэтажный дом, и вооружённых аки крейсер. Последние компоновки, особенно в комплекте с достаточно тонким бронированием (которое было применено на том же Т-35) не обеспечивали танкам должной универсальности, зато давали машинам чуть больше подвижности. В-третьих, с новым танком удалось существенно сэкономить - вместо трёх-пяти орудий устанавливали одно универсальное, а уменьшив размеры, существенно удешевили процесс производства.
Корпус и башня
Корпус танка сваривался из листов катаной брони толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. При этом борта “КВ” - равнопрочные, с круговым бронированием толщиной в 75 мм. Крыша корпуса была толщиной в 40 мм, равно как и крыша башни, а вот днище было разной толщины - под экипажем толщина листа составляла 30 мм, а под моторным отделением - 20. Для корпуса и башни использовались листы бронированной стали средней твёрдости, свариваемые встык.
Существовало небольшое количество танков, башня которых была цельнолитой. Броня в этих башнях была послабее, нежели в сварных, поэтому для сохранения адекватного уровня защиты, толщину стенок увеличили до 95 мм.
Башня в серийной модели имела круговое бронирование толщиной в 75 мм, лишь маска орудия достигала толщины в 90 мм. Этого было достаточно на момент выпуска танка в серийное производство, а также защищало от распространённых немецких снарядов танковых и противотанковых орудий. Однако немцы быстро “подсуетились”, приспособив для борьбы с тяжёлыми советскими танками свои зенитные орудия Flak 18/36 калибра 88 мм, редкие для немецких войск Flak 41 и даже Pak.43, которая появится в войсках практически одновременно с танками “Тигр”. В общем, 88-мм немецкая зенитка - единственное в Вермахте орудие, которое на тот момент было способно бить “КВ” практически в любой проекции, в зависимости от дистанции выстрела. Для защиты от этой пушки была принята первая и единственная модернизация - установка дополнительных 25-мм экранов на башню и борта танков, с промежутком между корпусом и плитой. Таким образом было создано нечто вроде разнесённой брони, что повышало шансы боевой машины на выживание при попаданиях. Танков, оснащённых подобными экранами, было немного - ходовая часть “КВ” оказалась перегруженной, что резко снижало ходовые характеристики машины, а также негативно влияло на ходовую часть.
Вооружение
Изначально танк проектировался с двумя пушками - универсальной 76-мм Л-11 и дополнительной противотанковой 45-мм 20К. Видимо, в универсальное орудие конструкторы всё же не верили, однако уже на прототипе, который участвовал в штурмах линии Маннергейма, 45-мм пушка была заменена на стандартный пулемёт ДТ. И да, конструкторы не прогадали - возможности Л-11 ничем не уступали, и даже превосходили возможности 20К, что по противотанковому, что по противопехотному действию. Плюсом ко всему, 76-мм снаряды могли больше повредить вражеские укрепления, нежели 45-мм, посему конструкторы решили отказаться от второй пушки, одним выстрелом убив двух зайцев - усилив противопехотное вооружение, а также увеличив боекомплект основного орудия.
Модернизации орудия тоже не заставили себя долго ждать - в середине 1940 года штатное для “КВ” орудие Л-11 было заменено на новенькую Ф-32 конструкции Грабина, а спустя год - на ЗиС-5, одно из лучших 76-мм орудий на 1941 год.
Интересно, что проектировщиками не задумывалось установки курсового пулемёта - первые 105 танков, включая предсерийный образец в лобовой части имели лишь отверстие для стрельбы из личного оружия стрелка-радиста. То есть, в бою радист должен был отсекать пехоту выстрелами из револьвера Наган… Однако к осени 1940 года военное руководство всё-таки одумалось, и на все вновь производимые (а впоследствии и модернизируемые, ремонтируемые и т.д.) устанавливался курсовой пулемёт ДТ, оператором которого был стрелок-радист. Ещё один пулемёт устанавливался в корме башни и служил для создания “мёртвой зоны” позади танка. И третий пулемёт был спарен с пушкой, таким образом “КВ” мог довольно серьёзно противостоять практически всем угрозам танку того времени.
Двигатель и трансмиссия
В качестве двигателя на танках “КВ” первой и второй модели использовался наш “старый знакомый” - дизельный В-2К, специальная модификация для тяжёлых танков серии “Климент Ворошилов”. От обычной версии он отличался повышенной до 600 лошадиных сил мощностью, в остальном это был тот же лицензионно “скопированный” BMW. Чуть позже, уже во время войны, некоторое количество танков КВ было оснащено двигателями М-17Т, вместо штатных В-2К - это была вынужденная мера, вызванная процессом эвакуации Харьковского завода за Урал (буква “В” - означала Харьковский завод №75, 2 - второй двигатель, выпускаемый на этом заводе).
На гусеницы вращающий момент передавался при помощи механической трансмиссии, в состав которой входили:
- Многодисковый главный фрикцион сухого трения;
- Пятиступенчатая механическая КПП;
- Два многодисковых бортовых фрикциона (по одному на борт);
- Два бортовых планетарных редуктора;
- Ленточные “плавающие” тормоза;
При этом единственным гарантированно слабым местом была именно трансмиссия - танк получился очень тяжёлым для выбранной силовой установки. 43,5 тонны сдёрнуть с места ещё удавалось без особых проблем, а вот когда на танки начали устанавливать экранирование (дополнительные 4 тонны места), то перегруз оказывался приличным - трансмиссия выходила из строя чаще всего.
Ходовая часть
“КВ” был поставлен на индивидуальную торсионную подвеску с внутренней амортизацией несущих катков. Самих катков было по шесть штук на борт, они производились из неброневой стали методом штамповки. По внешней стороне корпуса, над каждым рычагом подвески к броне приваривался ограничитель хода, не позволявший машине “приседать” слишком низко, соответственно, не давал “сесть на брюхо” на бездорожье, а также не допускал слёта гусениц на ходу (чем болели многие лёгкие танки РККА).
Ведущее колесо находилось сзади, по классической схеме компоновки ходовой части танков. Ленивец, соответственно, находился в передней части машины, а по ходу движения гусеницы поддерживали ещё три малых катка. Сама гусеница натягивалась винтовым способом, а собирали их из 86 стальных звеньев шириной в 70 см, с внутренним “зубом” для направления гусеницы по ходу движения. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, технология производства опорных и поддерживающих катков была изменена - вместо штамповки применяли более дешёвое литьё, а поддерживающие катки лишились резинового бандажа.
Электрооборудование
Вся электрика танка была построена на однопроводной системой с напряжением 24 Вольт. Состояла сеть из генератора ГТ-4563А, оснащённого реле-регулятором РРА-24 мощностью в 1 кВт, а также четырёх аккумуляторов общей ёмкостью в 128 ампер-часов. И вся эта система запитывала следующие устройства:
- Электропривод вращения башни;
- Освещение (как внешнее, так и внутреннее), а также индикаторы и подсветка шкал различных приборов;
- Внешние приборы сигнализации;
- Контрольно-измерительные приборы;
- Радиостанцию 71-ТК-3 (иногда 9Р, чуть позже - 10Р или 10РК-26) и танковое переговорное устройство ТПУ-4бис на четырёх абонентов (по количеству членов экипажа);
- Пусковая электрика моторной группы - стартер СТ-700, реле РС-371 или РС-400 со вспомогательным оборудованием;
Боевое применение
Как я уже говорил, боевое крещение тяжёлый танк “КВ” получил в ходе Зимней войны в Финляндии, где показал себя довольно неплохой машиной - его броня была “не по зубам” артиллерии финской армии, но это, откровенно говоря, не было серьёзным испытанием. По-настоящему серьёзными испытаниями для КВ стали поля сражений Великой Отечественной войны - танк успешно противостоял немецким противотанковым орудиям любого калибра, а говорить о танковых боях и вовсе не приходится - не было на немецких танках орудий, способных поразить “КВ”. Строго говоря, единственное, что могло поразить “Призрака” (именно так его прозвали немцы) в первые дни войны - это его трансмиссия, которая частенько выходила из строя. При отступлении танки приходилось бросать на дороге - оперативно исправить поломки было невозможно в силу конструкции узлов боевой машины.
Однако уже 24 июня, недалеко от городка Расейняй, что на территории современной Литвы, немцы додумались применить против “КВ” зенитное оружие Flak 18/36 (оно же “Ахт-Ахт”, согласно калибра в 88 мм) - на тот момент это оказалось единственное орудие, способное бороться с тяжёлыми советскими танками.
Об этом сражении мы ещё поговорим отдельно, а пока вернёмся к общей картине применения танков “КВ” - в прямом сражении ему не было равных по уровню защиты и вооружению, однако всё это нивелировалось ненадёжной трансмиссией. С этим сталкивались не только советские танкисты (у них запчастей было мало), но и немецкие, у которых запчастей к трофейным танкам вообще не было. Обе стороны отмечали слабые ходовые качества - подъём в горку, например, был тем ещё испытанием для машины.
Ещё одним слабым местом танка считалось наличие всего одного люка в башне - если танк подбили, то выбираться троим членам экипажа через один люк было достаточно долго, и даже опасно. Но тем не менее, этот недостаток (как и многие другие) был устранён лишь в 1942 году, с выпуском модификации КВ-1с (о которой я расскажу чуть позже).
В целом, машина была неплохой (если отмести проблемы с трансмиссией), но достаточно быстро устаревала - “гвоздём в крышку гроба” стало появление на фронте Panzerkampfwagen VI Ausf. H “Tiger”, единственного немецкого танка, способного безнаказанно уничтожать КВ, КВ-2 и Т-34 на комфортных для немецких танкистов дистанциях. 88-мм пушка KwK 36, устанавливаемая на “Тиграх” пробивала броню КВ на безопасных дистанциях практически всегда - известный бой, случившийся 12 февраля 1943 года, в котором три “Тигра” расстреляли десять советских танков КВ, не получив при этом ни одного повреждения, явно что-то да говорил.
Однако боевая карьера “КВ” продлилась до конца Второй Мировой войны - последние документальные упоминания о использовании танков в боях (из тех, что мне доступны) говорят о том, что 70 танков использовались во время Квантунской операции, в частности, штурме Муданьцзянского укрепрайона. По завершении этой операции, танки КВ начали потихоньку списывать - оно и понятно, за годы войны он сильно устарел и не имел никаких возможностей для модернизации. Да и наличие более совершенных танков “ИС”, куда лучше вооружённых и защищённых, тоже о чём-то говорит. Так “дедушку” и проводили на заслуженный отдых.
Однако тем, кто по прочтению этой статьи захочет сказать, что КВ был плохим танком, могу сказать так - при наличии возможностей для ремонта трансмиссии, это был бы очень неплохой танк. Во всяком случае, о его боевых возможностях хорошо отзывались не только советские военные специалисты, но и немецкие - они смогли их оценить, получив в войска трофейные танки. Известны несколько случаев, когда экипажи танков КВ совершали невозможное:
- Танковый бой под Рассейняем - экипаж КВ больше суток сдерживал проход кампфгруппы Зекендорф (по численности она составляла чуть меньше половины танковой дивизии).
- Экипаж Каххара Хушвакова, танк которого вышел из строя, предложил использовать танк в качестве замаскированной огневой точки, чтобы задержать продвижение противника. Двое суток танк не давал покоя немцам под Старо-Константиновом, где героически погиб вместе с экипажем.
- Зиновий Колобанов и Семён Коновалов - два танкиста, сумевших подбить около танковой роты силами одного танка. Колобанов уничтожил 22 танка противника на марше 20 августа 1941 года, а Коновалов - 16 танков и САУ в бою 13 июля 1942 года.
Согласитесь, это не просто удача, а грамотное использование имеющихся ресурсов вверенной боевой техники. И на плохом танке такого попросту не сделать.
Заключение
Сказать, что КВ был отличной машиной, я не смогу. Равно как и сказать что-то плохое - тоже. Да, есть у него свои недостатки, есть и достоинства. Однако это танк своего времени, со всеми вытекающими, тем более, неоднократно показавший в бою, на что способна советская техника тех лет. Поэтому я ещё раз скажу - в боевой машине важны не пушки, не броня, важно лишь то, как это всё используется.
С вами был Историк-любитель, оставайтесь на канале, поддерживайте лайками и комментариями - впереди ещё много интересного!