Известно, что английский архитектор Чарльз Камерон недолюбливал русских рабочих, говоря, что «все они пьяницы и воры». Но было и совершенно другое мнение. Вот например, что пишет о строителях Исаакиевского собора знаменитый француз Огюст Рикар де Монферран (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand)
«Для достижения успешных результатов я всегда считал необходимым хорошо знать рабочих, знать их интеллект и их стиль работы, чтобы на основе их способностей судить о возможности выполнения работы, которая сопряжена с трудностями.
Работа над Исаакиевским собором, которой я занимаюсь уже двадцать лет, позволила мне всё больше и больше ценить этот трудолюбивый класс людей, которые каждый год приезжают работать в Санкт-Петербург. Я заметил в них качества, которые в такой высокой степени трудно было бы найти в другом месте. Русские рабочие честны, мужественны и терпеливы; одарённые необыкновенным умом, они легко понимают и выполняют в точности то же. Каждая профессия относится (связана с) к определённой провинции империи; так, большинство каменщиков - из губернии Ярослава, плотники - из Костромы, гранитчики и мраморщики - из губернии Олонца. Камнерезы из Путилова. Они нанимаются зимой подрядчиками и прибывают в Санкт-Петербург на Пасху, после чего начинается работа. Эти работники, как правило, высокие и сильные, добрые, с мягкой откровенностью, которая заставляет человека любить их и привязываться к ним. В течение всего времени, пока они оторваны от своих семей, они живут в компании пятнадцати или двадцати мужчин (артелью), и каждый из них вносит в месяц определённую общую сумму денег на своё питание. У каждой артели есть свой повар и два рабочих, которые приносят дрова, топят печи и приносят необходимую воду и провизию. У них также есть голова, или доверенное лицо, для ведения счетов их артели. Их пища хороша и полезна; она состоит из различных каш, свежего мяса, капусты и рыбы. В праздничные дни они готовят очень аппетитные пироги с рисом и рыбой; употребляют напиток из перебродившего ячменя. Несколько раз я принимал участие в их трапезах, и должен признаться, что трудно съесть лучший суп с хорошими кусками мяса, чем тот, который они мне предложили…
У российского рабочего пять выходных в месяц, включая воскресенье; он работает по двенадцать часов в день; по субботам он уходит с работы на час раньше, чтобы сходить в баню. В целом, они трудолюбивы, трезвы и бережливы; как только работа прекращается, они возвращаются в свои дома, чтобы отложить плоды своего труда, на которые они всегда в конечном итоге покупают дом и участок земли, достаточный для того, чтобы обеспечить им и их семьям счастливое существование.»
Интересно, что покровители Монферрана русские олигархи Демидовы несмотря на то, что организовывали для своих рабочих школы и больницы относились к ним как «работным людишкам». Изучая архивы демидовских заводов Б. Кафенгауз, пишет о большом количестве рабочих, замученных непосильным трудом или забитых «за непослушание» кнутами до смерти. Если иностранным сотрудникам Демидовы платили большие зарплаты, то своим рабочим - лишь «прожиточный минимум», а постоянные народные возмущения подавляли царскими войсками.
В этом смысле отношение французского архитектора к русским людям кажется удивительным исключением.
Узнавайте Францию вместе с Державинским институтом!