Польский философ, Ежи Лец говорил,что мемуары гениев не создают образа эпохи, а советский драматург Александр Гладков утверждал: «Мемуары — это раскрытые окна в прошлое». Мы считаем, что истина застыла между эти крайностей: из мемуаров великих женщин можно узнать об их жизни и мировоззрении из первых рук, а также увидеть, как их современники относились к талантливым, сильным и умным женщинам.
Согласитесь, отрицать, что “век приписки” и характерные для этого века стереотипы и настроения общества делают женскую жизнь легче или драматичнее нельзя. Сегодня мы расскажем о 4 автобиографиях великих женщин и дневниках их современниц, в которых можно узнать о жизни выдающихся женщин прошлого больше, чем в учебниках истории.
Матильда Кшесинская «Воспоминания»
Про балерину Матильду Кшесинскую вы точно слышали – правда, не в контексте её балетной карьеры: в 2017 году вышел фильм про отношения Матильды и императора Николая II. К сожалению, фильм так сместил акценты, что Кшесинская как личность не была раскрыта – всё свелось к её роли любовницы и красивым кадрам с балетной эстетикой.
«Воспоминания» Матильды Кшесинской знакомят именно с балериной, а не её ролью в личной жизни императора. Матильда начинает рассказ о себе с родословной, детства, а потом делится воспоминаниями о поступлении в Императорское балетное училище и работе у балетного станка, до тонкостей передаёт атмосферу выпускного экзамена, рассказывает о своих первых выступлениях и о людях, которые стали для Кшесинской наставниками и на кого могла влиять сама Матильда.
В книге много про работу и гораздо меньше – про личную жизнь: заметно, что несмотря на успех у трёх Романовых, Матильда делала ставку на любимую работу больше, чем на мужчин.
Очень жаль, что в кино приоритеты Кшесинской извратили с точностью до наоборот и хорошо, что у нас есть возможность прочитать о том, что думала о своей жизни и считала важным для себя сама балерина.
Екатерина Дашкова «Записки 1743-1810»
Про Екатерину Романовну Дашкову на канале была отдельная статья – она так много сделала для просвещения русского народа и популяризации родного языка среди аристократии и учёных, что пройти мимо было стыдно. Первая женщина-директор Академии Наук, талантливая переводчица и филолог, имела на всё своё мнение – в том числе и на свою жизнь. Поэтому Екатерина Романовна писала свои записки о жизни, работе и событиях при дворе императрицы.
«Записки» – это небольшой дневник, который княгиня Дашкова вела всю жизнь и здесь есть одна загадка: сборник записок получился совсем маленьким – в разных версиях издания эта книга насчитывает от 35 до 200 страниц, не больше. Причём, этот разброс связан не с цензурой, а с размером шрифта, количеством иллюстраций и форматом книги. И это странно – при насыщенной научными трудами и дворцовыми интригами жизни такие тонкие мемуары?
Возможно, часть своих записок Екатерина Романовна сожгла ещё при жизни или это сделали за неё верные люди? А может это сделали враги после её смерти – в мемуарах директрисы Академии Наук и подруги Екатерины Великой есть честные рассказы о беседах с дворянами и личных разговорах с будущей императрицей за закрытыми дверями. Мало ли, какие фразы из личного дневника в то время могли разрушить планы аристократов или отправить их в тюрьму.
«Записки» Екатерины Дашковой легко читать и многое понятно без обращения к сноскам в конце книги, что доказывает: грамотный и богатый русский язык актуален всегда.
Анна Вырубова «Фрейлина Еë Величества»
Как вы представляете себе фрейлин при дворе? Может быть, это статные дамы, поднаторевшие в дворцовых интригах или тонкие и грациозные молодые красавицы в ярких платьях, которые ищут себе мужа или влиятельного любовника? Да, такие характеры у фрейлин тоже были. Но при дворе жили и другие – интеллигентные и скромные дворянки с хорошим образованием, которые приехали ко двору работать, ведь для того времени статус фрейлины – такая же служба, как работа чиновником или военным для мужчин из семей аристократов.
Анна Александровна Вырубова (Танеева) появилась при дворе с одной целью – служить царской семье. Такая позиция очень не нравилась другим фрейлинам и некоторым дворянам: Вырубову, которая стала близкой подругой императрицы Александры Фёдоровны пытались очернить, приписать ей собственные пороки – связь с Распутиным,участие в заговорах против императора, шпионаж в пользу Германии и роман с императором Николаем II за спиной своей царственной подруги.
Копия карикатуры на Анну Вырубову, где её изобразили с Распутиным и Николаем Вторым. Поводом стали ничем не подтвержденные слухи о романах Анны.
Одно обвинение противоречило другому, но это интриганов не волновало: их целью было не давать Анне спокойно жить при дворе.
Анна Вырубова была вынуждена постоянно доказывать,что эти оговоры идут без повода. И это при её дружбе с императрицей! Можете себе представить, каких трудов стоило сохранить репутацию и место фрейлины девушкам, у которых не было таких друзей, если сама Вырубова постоянно ходила по лезвию бритвы.
А после того, как семья Романовых оказалась под арестом, Вырубова попала сначала под репрессии от Временного Правительства, а потом под каток большевиков. Были и пытки и тюремное заключение, но в 1920 году бывшая фрейлина смогла сбежать за границу, в Финляндию. Там она приняла постриг в Валаамском монастыре и написала книгу о своей жизни.
В биографии Анны Вырубовой много иллюстраций и исторических фактов о жизни в Российской империи, поэтому книга будет полезна не только обычным читателям, но и студентам истфака.
Баронесса Софья Буксгевден «Жизнь и трагедия Александры Фёдоровны, императрицы России»
Еще одни мемуары императорской фрейлины, на этот раз – воспоминания иностранки Софии Карловны Буксгевден.
На контрасте с книгой Анны Александровны Вырубовой, книги Софии Карловны более объективны: всё же, Вырубова была подругой императрицы и это сказалось на тоне мемуаров и взгляде на императорскую чету. Несмотря на свою преданность семье Романовых и даже сопровождению царской семьи в ссылку в Тобольск, София смотрела на ситуацию в стране и во дворце более трезво. Поэтому о жизни императрицы Александры Фёдоровны, её радостях, горе и недостатках баронесса Буксгевден рассказывает тактично, но очень точно и без отступлений в сторону. Возможно, на это повлияло и то, что Софию не пытались выдавить из дворца провокациями и оговорами, как это было с Вырубовой, но и лёгкой жизнь баронессы не была.
К тому же, София Буксгевден была иностранкой, а наблюдать за тем, как человек привыкает к чужому менталитету и культуре и как смотрит на эти различия – всегда интересно.
О цикле книг Буксгевден «Жизнь и трагедия Александры Фёдоровны, императрицы России»
всё ещё спорят: часть литературоведов говорят, что нельзя считать мемуарами истории, в которых автор рассказывает о своём современнике, а не о себе.
Но если не придираться, а обратиться к прямому толкованию, то окажется, что критики Буксгевден ошибаются.
В литературе мемуарами называют любые записки и дневники, в которых авторы рассказывают об исторических событиях, в которых сами принимали участие или видели всё происходящее собственными глазами. Сюда же относятся рассказы о жизни других людей, с которыми автор мемуаров был знаком лично на протяжении многих лет.
Ценность мемуаров для образования и истории
Мемуары как инструмент просвещения школьников и студентов почти не используют, так как эти книги несмотря на историческую основу считаются литературой для развлечения, а не учебными пособиями.
Такие книги даже в список дополнительной литературы попадают редко – не каждый учитель решится посоветовать личные дневники и автобиографии школьникам: всё ходят под дамокловым мечом возрастного ценза – мало ли что покажется родителям детей и проверяющим из Минобразования неприличным.
В институтах возрастных ограничений уже нет, но здесь всё упирается в разные точки зрения преподавателей и студентов на прочитанное и личные мнения учителей.
Мемуарам приписывают отсутствие объективности, желание автора обелить себя и отомстить обидчикам с помощью разглашения старых тайн. Да, такое случается, но мы считаем, что если автобиографии и личные записки деятелей из прошлого читать в дополнение к проверенным учебникам истории и ездить на экскурсии с компетентными гидами, то представление о жизни общества и великих женщинах прошлых эпох будет более полным и пойдёт дальше дат и выхолощенных заметок на полях конспектов.
Подписывайтесь на канал, оставляйте свое мнение в комментариях и следите за новыми публикациями!