Екатерина Дашкова: сделала русский язык элитным и возглавила академию наук
Вы точно слышали о том, как русские аристократы веками игнорировали родной язык и общались между собой исключительно на французском или английском языках – так они отделяли себя от простого народа. Было неважно, хорошо у вас с произношением и пониманием того, что именно вы говорите, главное чтобы язык был иностранным, а у вас был титул.
Так могло продолжаться ещё долго, но в середине XVIII века популяризацией русского языка занялась одна из самых влиятельных и уважаемых аристократок, подруга Екатерины II, Екатерина Романовна Дашкова. Зачем Дашковой это было нужно и каким был путь этой великой женщины – узнаете в нашей статье.
Екатерина Воронцова: дочь графа-кутилы и мятежника стала подругой императрицы
Екатерина родилась в семье графа Воронцова, чья щедрость нередко переходила в транжирство, а обеспечить дочери хорошее образование удавалось только за счёт милостей императрицы Елизаветы Петровны: в прошлом Воронцов участвовал в дворцовом перевороте и помог дочери Петра Великого занять престол.
Несмотря на это особых надежд на блестящее будущее Воронцовы не питали: денег не так многомного и репутация кутилы у отца семейства не давала ему преимуществ при раздаче хлебных должностей – а назначение Воронцова сенатором как ни странно, больших денег не сулило. Граф планировал пристроить дочь замуж и… Собственно, всё.
Но образованная и жадная до новых знаний дочь, после представления ко двору, подружилась с невестой наследника престола, Екатериной и эта дружба помогла младшей Воронцовой стать больше чем просто придворной дамой и женой офицера Преображенского полка.
Дружба Екатерины Великой и Екатерины Дашковой началась, когда им обеим было по 15 лет и продолжалась всю жизнь.
Екатерина II ценила в своей тёзке ироничный ум, спокойствие и нежелание участвовать в придворных интригах. Подруга императрицы больше сидела за книгами, чем за карточным столом с кавалерами и могла поддержать разговор о философах и активно выступала за просвещение русского народа и женское образование не только для дворянок.
Когда Павел lll стал императором и открыто встречался с Елизаветой Воронцовой, двоюродной сестрой Екатерины Дашковой, та сохраняла верность подруге, несмотря на угрозы фаворитки и возможную ссылку.
Дашкова и её муж поддержали государственный переворот и вместе с братьями Орловыми помогали Екатерине стать императрицей.
Писательница, поэтесса и переводчица – чем занималась Дашкова до того, как стала директором Академии Наук
Княгиня Дашкова делала подробные переводы сочинений философов на русский язык с французского и немецкого языка, а ещё опубликовала собственные записки и сочинения, где делилась мыслями об истории русского языка, отрывками из переписок с европейскими философами (также как императрица, Екатерина Дашкова общалась с Дидро и Руссо), писала стихи.
Екатерина Дашкова была одним из спонсоров и авторов статей в журнал “Собеседник Любителей Российского Слова”, где писатели и журналисты публиковали свои произведения и разными способами доказывали преимущества родного русского языка для высшего общества. По факту, этот журнал был одним из способов убрать из умов аристократов стереотип о том, что всё русское = крестьянское и надо быть европейцами до конца.
Императрица Екатерина, которая стала русской по обстоятельствам и личному выбору – могла просто изображать лояльность, но действительно прониклась нашей культурой и изучала язык и традиции всерьез, поддержала Дашкову в этом проекте, а позже сделала свою учёную подругу главой Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге.
Первая женщина-руководитель не императорского происхождения и словарь русского языка государственного значения
Самую главную и полезную для общества книгу Дашкова начала в 1783 году, совместно с профессорами Императорской Академии Наук – это был “Словарь Академии Российской” – первая книга о русском языке, над которой она работала 11 лет.
Словарь вышел в 1794 году и был разделён на несколько частей. Кроме стандартного списка слов, их ударений и толкований, там было много подробных сносок и приложений о том, как, кем, в каких случаях используется та или иная группа слов и отдельные термины.
Вообще, одной из задач Дашковой в роли директора Академии Наук было не дать профессорам вести дела по-старому, как в других институтах: преподавать свои дисциплины студентам на иностранных языках и писать научные труды на немецком, французском, английском… Учёные тоже избегали родной язык. И Екатерина Романовна смогла изменить этот порядок.
Дашкова понимала, что у всех слоёв населения должен быть один язык, но если её подруга-императрица была заинтересована в популяризации русского языка как основы государственности – чтобы дворяне не перестали ощущать себя русскими и не думали, что проблемы людей попроще и страны их не касаются, то княгиня вводила в моду светских салонов русский язык в, качестве ключа для развития русской науки и общества.
Талант и ум или блат: загадка Екатерины Дашковой
Споры вокруг карьеры и способностей Екатерины Дашковой велись не только её современниками: некоторые историки и даже школьники заявляют, что княгиня добилась успеха по блату – мол, дружба с Екатериной Великой единственное реальное достижение Дашковой.
В аргументы приводят сотни потенциальных гениев и одарённых молодых людей, которые получали места в Российской Академии Наук, но дальше этих стен их имена не гремели.
А в худшем случае таланты и умники так и не получали шанса чего-то добиться: мешало происхождение, неумение общаться с возможными покровителями и так далее.
Особенно трудно было женщинам: появления таких героинь как Надежда Суслова, Софья Ковалевская и Александра Глаголева надо ждать ещё сто лет, а пока, сидите русские барышни дома, выходите танцевать на бал, нечего вам в науке делать.
Отрицать проблему незнатных и талантливых будет лицемерием, но давайте зайдем с другой стороны – завоевать дружбу такой личности как Екатерина Великая и получить в своё распоряжение Академию Наук можно только при наличии острого ума, организаторских способностей, развитой речи, умения анализировать информацию и дата убеждения.
Так что фаворитизм в случае Екатерины Дашковой не означает, что она глупая женщина без способностей, а была бы такой – про Академию Наук сегодня бы никто не вспомнил, потому что Дашкова бы просто развалила её в первые три года управления. И словарь русского языка бы не появился, мало того – элита того времени продолжила бы считать наш язык третьесортным.
Дашкова кроме вклада в сохранение и развитие русского языка создала прецедент: Екатерина стала первой в Российской Империи женщиной-начальником, которая не является членом царской семьи… и прекрасно справляется со своими обязанностями! Фактически современные леди-босс появились благодаря Дашковой.
Отрицать достижения женщин прошлого, пользуясь их наследием – это мизогиния, которая приводит к постепенной отмене любых прав женщин и откату в первобытный мир.
А вы как думаете, чего в истории Екатерины Дашковой больше: протекции или упорной работы?
Подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях!
А в ожидании новых публикаций, вам может быть интересно почитать: