Литература – область искусства, которая раньше всех открылась для женщин: автор философских книг и нежных баллад Кристина Пизанская и поэтесса Клеманс Изор не дадут соврать – они творили еще в XV веке.
Например, Кристина Пизанская стала первым коммерческим автором женского пола: за свои книги она получала деньги и при этом не брала псевдоним.
А француженка Клеманс Изор не только писала стихи, но и воскресила жанр литературных состязаний в родной Тулузе.
Спустя века женщин снова не пускали в литературу без мужского псевдонима, а нередко их мужья выдавали женскую прозу и стихи за собственные творения, забирая славу и деньги себе.
Сейчас мы пришли к относительному равноправию: большинство читателей смотрят не на пол автора, а на жанр, язык и сюжет книги, ее атмосферность.
Разные вкусы, но общее очарование: что такое атмосфера книги
Казалось бы, у каждого читателя свои предпочтения в выборе книг и требования к их содержанию. Но есть фактор, на который обращают внимание все без исключения, и от которого зависит, будем мы читать дальше или нет – атмосфера книги.
Атмосфера в литературе – это синоним полного погружения читателя в мир книги, когда с первый страниц и до конца истории человек не способен оторваться от чтения. То, что вписывает книгу в золотой фонд литературы и делает ее классикой.
Мы хотим рассказать о 7 самых атмосферных книг от женщин-писателей,которыми зачитываются до сих пор. В нашей подборке есть книги разных жанров, из прошлого и современные истории, на которых выросло не одно поколение.
Маргарет Митчелл “Унесенные ветром”
В 1936 году на полках книжных магазинов появилась книга “Унесенные ветром” от никому неизвестной в то время американской журналистки Маргарет Митчелл. Но все быстро изменилось: книга о гражданской войне между южной “империей хлопка” и северной Америкой, краем прагматизма и фабрик на фоне яркой истории любви и жизни Скарлетт О'Хара, так понравилась американцам, что издательство печатало дополнительные тиражи, а Маргарет Митчелл стала знаменитой за пару месяцев.
Маргарет смогла рассказать о войне южан и янки не опускаясь в историческую дидактику, тяжелый трагизм и в то же время она показала все стороны войны глазами тех, кто попал под ее жернова первыми: как из лета мирной, полной медленных закатов, балов и барбекю жизни леди и джентльмены Старого Юга, плантаторы и их дети попадают в грозу войны, которая сначала кажется мужчинам бодрящим ливнем, а их семьям – временными трудностями, но… в итоге разражается буря, которая разметала по разным концам страны целые династии, покалечила и разорила сотни людей, унесла тысячи жизней.
Читателей Митчелл тоже швыряет из безмятежных первых глав 1 тома в нарастающее напряжение. Вместе со Скарлетт мы проходим этот путь: когда невзаимная первая любовь кажется главным горем в жизни дочки богатого плантатора до прыжка в руины, когда прежний мир сломан войной, а в новом надо забыть обо всем кроме борьбы с голодом и бедностью.
При этом главная героиня не лишена плохих качеств и оттого любима не меньше, чем ее антагонистка – кроткая и светлая Мелани. Мы шаг за шагом видим как взрослеет героиня, перешагивая через собственное воспитание, стереотипы, а иногда и совесть – чтобы подняться из нищеты и обеспечить себе и своим детям достойный уровень жизни, а потом сталкивается с последствиями своих действий. И мы вместе с ней.
Джоан Роулинг и ее книги о Гарри Поттере
Первая книга о Мальчике, Который Выжил вышла летом 1997 года и одинокая мама и секретарь-переводчик в скромной британской фирме, Джоан Роулинг была ошарашена успехом своей первой в жизни книги, но тянуть с продолжением не стала – так, история о Гарри Поттере получила продолжение и вошла в золотой фонд современной классики.
Джоан в мелочах описала мир волшебников: от быта и смешных моментов до подковерных игр, разного мировоззрения и темных интриг Министерства Магии. В то же время, Роулинг поставила в центр сюжета не Марти Сью (всесильного героя без личных слабостей), а персонажа с добрым сердцем, который умеет ценить дружбу, нуждается в семейном тепле и хочет сделать этот мир лучше, а его ошибки и неловкие ситуации, в которые попадает этот мальчик, знакомы каждому ребенку или подростку и оттого невероятно близки.
По факту, Джоан возродила детскую и подростковую литературу, которая к концу 90х уже ничем не удивляла – большинство детей и подростков от 7 до 17 прочно пересели на комиксы и компьютерные игры – Гарри Поттер вернул детям любовь к чтению.
Мариам Петросян “Дом, в котором…“
Книга армянской художницы, Мариам Петросян “Дом, в котором… “ вышла в 2009 году и моментально завоевала аудиторию: читатели от 14 до 40 лет скупили весь тираж и ещё несколько лет после просили Мариам выпустить дополненную версию романа, со всеми черновиками, о которых писательница неосторожно обмолвилась на одной из творческих встреч.
‘“Дом в котором… “ рассказывает о жизни детей-инвалидов в закрытом интернате и о том, какое общество они создали: интересное, красивое, уникальное, многогранное и в то же время – пугающее, мифологическое, диковатое, со своими законами, сказками, праздниками и странными правилами. А ещё – настоящими драмами и даже смертями.
Эта история о доме, который дети всех возрастов и характеров оживили своим воображением, любовью к его стенам и страхами перед выпуском, выходом в Наружность – мир взрослых, которые однажды их уже отвергли. Дом стал их “гнездом” которое от избытка эмоций и чувств своих обитателей открыло порталы в другие миры и само стало таким порталом: здесь надписи плывут и меняются самостоятельно, а коридоры по ночам меняют направление не хуже лестниц в Хогвартсе.
Можно сказать, что это тоже Хогвартс, но с минорным концом: если британская школа магии готовила своих волшебников для жизни в обществе их мира, то Дом мог выпустить своих любимых магов только в параллельные миры, кому, суицид или бродяжничество: мало кто из выпускников интерната смог устроиться в обычной реальности.
Мариам Петросян писала эту книгу 10 лет: с 1980 по 1991 год, и ещё 18 лет не могла ее издать. То автор сомневалась, что история о равнодушии взрослых и невольной роли демиургов, которую взяли на себя дети, брошенные родными в интернат, а потом выбрасываемые из этого мира обратно, неизвестно куда, будет интересна людям. То издательства не хотели работать со спорным материалом.
В итоге книга прогремела: сотни подростков и студентов создают по книге ролевые игры, проводят фестивали, а взрослые читатели устраивают чтения, организуют конкурсы,просят о переиздании книги в новом оформлении.
Мало того, “Дом, в котором” открыл дорогу целому направлению книг, ранее у нас непопулярному: историям о детях-инвалидах, где эти дети обладают уникальными талантами и способны сделать больше, чем взрослые в свои лучшие годы и вместе с тем ущемленные в правах. Раньше не книжных полках по этой теме лежали только автобиографии, которые читали единицы.
Это большая социальная проблема: замалчивать неравенство и равнодушие общества к детям с физическими или психическими проблемами – роман “Дом, в котором” говорит об этом равнодушии прямо и сделал эту тему актуальной для других писателей.
Дарси Бэлл “Простая Просьба”
Дебютный роман Дарси Белл “Простая Просьба”(в оригинале “Simple Favor” - Простая услуга) появился в книжных магазинах в марте 2017 года и быстро набрал популярность: книгу не раз переиздавали, а потом перевели на 25 языков – и затраты оправдались.
Дарси работала воспитателем в детском саду Чикаго, а в свободное время смотрела детективы и триллеры. Один из таких киновечеров (девушка смотрела фильм “Исчезнувшая”) подвел Дарси к идее собственного триллера.
В центре сюжета — странное исчезновение Эмили Нельсон, главы пиар-отдела модной компании “Дэннис Найлон”, примерной жены и матери. Ее подруга, домохозяйка и блогер, Стефани, заметив, что полиция не проявляет энтузиазма, начинает собственные поиски Эмили и в ходе расследования узнает много нового о своей подруге, ее муже и раскрывает читателям темные тайны собственной жизни.
Роман делится на три части: в курс дела читателей вводит Стефани, в формате записей для блога и внутренних монологов, потом роль рассказчика переходит к пропавшей Эмили и между двумя женщинами, как меж двух огней, проходит линия Шона, мужа Эмили.
Мы до последнего не знаем, кто из героев говорит правду – а может правда у каждого своя? Три внутренних мира трех разных людей: ведомой, желающей всем добра, Стефани, Эмили – авантюристки с социопатическими склонностями и Шона, хорошего парня со странностями, который женился на опасной женщине и слишком поздно это понял.
Характеристики выше – то, как видят героев большинство читателей в начале книги. Но на обложке не зря стоит жанр “триллер”: к концу истории самой честной оказывается злодейка,которая никогда не изменяла собственным принципам и не занималась самообманом, в то время как Стефани хотела украсть чужой образ жизни и мужа, а Шон готов был поверить в смерть жены ради собственной безопасности.
Эта книга заставляет задуматься о том, как много люди скрывают друг от друга и какие шокирующие мотивы могут стоять за любой недосказанностью.
Эмили Бронте “Грозовой Перевал”
В декабре 1847 года светское общество Англии заговорило о книжных новинках и в центре обсуждения литературных салонов роман “Грозовой Перевал” – драматическая история о невзаимной любви, которая привела к несчастьям в двух семьях и трагическому финалу.
Классовое неравенство, которое родители готовы взрастить в невинных детях, друзьях детства, было так знакомо аристократам и коммерсантам, которые едва успели выбиться “в люди“, что сомнений у читателей не оставалось – автором романа была светская леди, одна из их круга.
Общество не сразу вычислило, кто написал роман – первый тираж Эмили Бронте издала под псевдонимом Эллис Белл. Позже роман был переиздан под реальным именем, но сначала Эмилия боялась открыться читателям.
Атмосфера туманных и далеких от шумного города вересковых пустошей Уэст-Йоркшира поначалу свела вместе детей из разных семей – юного и одинокого Хитклиффа и своенравную, гордую Кэтрин Эрншо. Пока дети были маленькие, родители Кэтрин смотрели на их общение сквозь пальцы, но чем старше становилась девочка, тем больше ее мачеха и отец, запретами, лестью и хитростью, стремились отдалить детей друг от друга, показать дочери разницу между ней и диковатым мальчиком. Именно с этого момента начинает отсчет драма, которая развернулась во всей красе уже в следующем поколении: детях Эрншо и Линтонов.
Это книга о том, как медленно, но верно разрушалась самая искренняя, детская дружба и первая любовь. О том, как одни чувства переходят в другие и кто в этом виноват и о том, как месть одного человека может стать целью его жизни и разрушить жизнь его собственного ребенка и дочери некогда любимой женщины. И самое главное – Бронте показывает, как эти семьи шаг за шагом катились в пропасть конфликтов и ненависти и как эта ситуация расшатывает психику Кэтрин Эрншо-Линтон и ее дочери.
Эмили Бронте больше не писала других романов – “Грозовой Перевал” остался ее первым и последним романом, но прославил писательницу на века. Сюжет книги до сих пор актуален и будет востребован до того момента, пока родители будут культивировать в своих детях презрение к тем, кто беднее, чем они сами.
Кристина Пизанская “Книга о Граде Женском”
Первый роман с феминистическим уклоном –”Книга о Граде Женском” – была написана еще в 1405 году знатной дамой Екатериной Пизанской как ответ на “Роман о Розе” Жана де Мена, в которой мыслитель отводил женщинам роль муз, матерей, либо коварных соблазнительниц, но отказывал им в уме и талантах.
Екатерина выступила против мифа о женской неполноценности и написала книгу, в которой есть великий город, населенный талантливыми женщинами – творцами и учеными. В каждой главе своего философского романа Екатерина Пизанская приводила аргументы в защиту права женщины на образование и уважение, а также говорила о том, что мужчины и женщины равны перед Богом и людьми.
Книга вызвала споры среди духовенства и знати, но тем не менее, на чтения отрывков о Граде Женском в родовом гнезде Екатерины собирались толпы.
“Книга о Граде Женском” – та часть средневековой литературы, которая соединяет в себе классический слог Средних Веков с прогрессивной мыслью.
Джейн Остин “Гордость и Предубеждение”
Знаменитый роман Джейн Остин “Гордость и Предубеждение” был опубликован в 1813 году и стал классикой, которую до сих пор изучают в школах и университетах.
Как выдать замуж дочерей, если ваша семья бедна и в изобилии лишь долги – головная боль, знакомая всем обедневшим дворянам того времени. Семья Беннет из романа Джейн Остин стали наглядным примером того, как балансируя на грани приличий и отчаяния, родители, обожающие своих дочерей, стараются устроить их судьбу.
Читатель погружается в уютный и теплый мир шумного дома Беннетов, а потом вместе с ними выходит на балы и в светские гостинные, где молодые девушки влюбляются, проживают минуты счастья и разочарования и делятся своими мечтами с сестрами за вышиванием у камина.
Постепенно, дочери, одна за другой выходят замуж или оказываются на полпути к этому. Сложнее всего пристроить среднюю дочь, Элизабет – гордую, умную и начитанную девушку, которая несмотря на бедность и уговоры матери быть повежливее, смеет выбирать, кто ей больше нравится.
За пределами книги такие как Элизабет чаще всего оставались без мужа, но Джейн Остин показала иной исход: как постепенно, шаг за шагом, через симпатию и едкие споры сложная, но интересная девушка с богатым внутренним миром находит мужчину, который способен ее понять и полюбить.
Остин не писала о простой любви – в ее романах главные герои проходят через собственные предрассудки, осуждение общества и протираются друг к другу также, как это происходит в нашей реальности у пар, настроенных на серьезные отношения. Элизабет и Мистер Дарси тоже не сразу достигают взаимопонимания, но когда это происходит, разлучить эту пару уже невозможно.
“Гордость и Предубеждение” – роман о правах, с хорошо прописанной психологической частью и логикой, приправленный романтическими пейзажами и достоверными описаниями светским мероприятий и быта того времени.
В блоге "Несправедливо забытые Великие женщины" – всё о женщинах, внесших вклад в технический и культурный прогресс нашего мира: поддержите нас подпиской и лайком, делитесь публикациями, чтобы как можно больше людей узнали о роли женщин в истории!
А в ожидании новых публикаций, вам может быть интересно почитать: