Найти тему

Трудный, но креативный подросток перевернул занятие с особенными детьми с ног на голову

Оглавление

Сегодня немного грустно. Интересно, о чём могут грустить педагоги, работающие с детьми с особенностями развития? Не только о своем, человеческом. А так как на работе нужно думать только о работе, так и делаем.

А почему грустно?

Уехала очередная смена ребят из стационара нашего социального спецучреждения для детей с ОВЗ. Хорошая смена была, интересная! Впервые за очень долгое время было много "относительно сохранных детей", говорящих, еще и школьного возраста. Самая подходящая категория для нас, кружковых педагогов!

Не потому что мы не любим малышей или детей с тяжелыми ментальными нарушениями и думаем только об одном: "глаза б наши вас не видели"! А потому, что именно ТАКИЕ дети, которые были в той смене, реально могут получить пользу от занятий в творческих кружках: и в музыкальном, и в театральном, и в художественном, и в декоративно-прикладном! Ну правда же!

Педагоги, наконец, получили возможность заниматься именно той деятельностью, ради которой и созданы эти кружки! А не бегать по кабинету за кричащим ребенком, не ловить сброшенные со столов и полок предметы, не уворачиваться от ударов и укусов и не умолять ничего не понимающего двухлетнего малыша "покатать колбаску" из пластилина по дощечке (учитывая то, что ребенок и пластилин видит впервые в жизни, и не знает, что такое колбаска и дощечка, и вообще, его даже в кабинет мама еле затащила).

Вот и грустим о том, что едва ли в новой завтрашней смене снова будет много ребят, с которыми не просто МОЖНО заниматься прямой кружковой деятельностью, а еще и делать это ИНТЕРЕСНО!

А однажды посчастливилось мне проводить вот такое групповое занятие, которое было и интересным, и даже веселым! В общем, доставило много приятных эмоций.

"Рябой семинар"

Что за странное словосочетание? Аааа, нет, это не опечатка!

Это название стояло в плане нашего кружкового отделения. А в расшифровке - семинар по русской народной сказке "Курочка Ряба"! Хммм, тоже мало информирует, правда? Но, раз уж ЗамЗама (одна из 12 начальников, самая легендарная) написала - значит, надо исполнять!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А так как педагог театрального кружка в этот период была на больничном, то "Рябой семинар" заведующая нашим отделом поручила мне, как человеку с дипломом, наиболее близко связанным с театральной деятельностью (артист ансамбля, оркестра, сольный исполнитель).

Ну и ладно... почему бы и нет? Главное, что рамок никаких установлено не было: крути эту "Рябу" как хошь, хоть сказку читай, хоть мультик смотри, хоть яички деревянные (муляжи) золотым акрилом раскрашивай. Главное - фотоотчет красивый сделать!

Только вот... нет у нас на складе ни деревянных муляжей, ни акрила.

Зато есть язык и старые перчаточные куклы, среди которых как раз есть полный набор для сказки "Курочка Ряба"! Но золотое и простое яичко - тоже есть, по одному экземпляру.

Но есть и одна маленькая загвоздка...

Реквизит - имеется, список детей - составлен, даже специально договорились с другими педагогами подкорректировать расписание, чтобы в это время нужные ребятки были свободны, но!

Разве такая "малышковая" сказка будет старшеньким ребятам интересна? Все же её знают наизусть, вдоль и поперек!

Да еще и сама сказка по хронометражу составляет максимум 50 секунд (и то, если читать с выражением). А в остальное время урока - что делать? Просто обсуждать в формате ток-шоу "мотивацию мышки"?

Или, может быть, устроить показательный суд над мышкой, ну как в телепередаче, с адвокатом и прокурором?

Ненуачо! Посадить персонажей друг напротив друга: на одной стороне - ребенка с куклой деда (или бабки) как "потерпевшего", с другим ребенком (в роли прокурора), а на другой стороне - кого-то с мышкой и "адвоката". А между ними - судью посадить (ребенка, а не куклу). И штору судье на плечи накинуть, мантии-то нет!

Зато молоток есть, который не стучит, а мило пищит при ударе.

Не вышло...

Мою идею "с судом" забраковала заведующая отделом, аргументируя это тем, что, несмотря на то, что детки в этой группе - говорящие и мало-мальски думающие, однако НЕ СМОГУТ "прокуроры-адвокаты" надумать и объяснить действия персонажей с юридической точки зрения, а также наложить аргументов, логика-то все равно у ребят хромает, да и лексикон слишком беден, ничего не получится.

И вообще, Настюш, проще надо быть! Тебе все равно "за креативность" проценты к зарплате не добавят, нет такого критерия при начислении стимулирующих!

Ну да, получив очередную "немотивирующую" зарплату и изрядно расстроившись, почувствовала, как руки сами опустились, а мысль о том, что действительно надо быть проще, так и не отпустила до самого семинара.

Сделали проще

Неужто будем просто делать обычный спектакль с перчаточными куклами? Как-то не "по-семинарски" получится! Надо ведь каждому участнику дать "высказаться". А что они говорить будут, если сказку-то они знают, а высказывать свое мнение, вести диалоги, плести нить беседы - они и правда не умеют. Эх,черт бы побрал автора плана, который обозвал это мероприятие "семинаром".

Посему, будем просто рассказывать эту сказку! По очереди! Но...

Каждому дадим по кукле-персонажу, и пусть каждый рассказывает её от лица своего персонажа!

Например, бабка будет говорить не "бабка била-била, не разбила", а "я била-била, не разбила". А дед скажет: "Жили-были я и баба"... Ну а Курочке или Мышке, конечно, придется чуть сложнее, слишком много оборотов менять придется!

Но ведь... "верхнему начальству" нужен только фотоотчет, а не видео! А по фото - кто же узнает, что у детей на семинаре возникали затруднения?!

Ах, да, важная деталь: кто бы ни рассказывал сказку, все равно все ребята должны сидеть вокруг стола с надетой на руку куклой своего персонажа и управлять ею по ходу рассказа!

Само занятие

Итак, ребят привели чуть больше, чем было в списке.

Поэтому, добавились еще те, кто рассказывал сказку не только от имени "живого" персонажа, но также от лица "золотого яичка", "простого яичка" и даже от лица всё того же "пищащего" молотка, которому таки нашли применение в мероприятии! Его-то и использовали дед и бабка, которые "били-били"... (хи-хи, между прочим, это была не моя идея, а "креативный замысел" одного из наших ребят, Кольки).

Колян

Колян, 13 лет, расстройство учебных навыков, расстройство поведения.

Когда он к нам попал, все "специалисты-диагносты" после приёма в один голос нам (педагогам) кричали:

- Ох и наплачетесь вы с этим Коляном! Оторви да выбрось! Мать говорила, чуть ли не каждую неделю в школу вызывают! Еще не поступил, а уже в туалете в приёмке на крышке унитаза глаза нарисовал маркером! А у Василисы Петровны в кабинете - песню пел про "Трамвай десятый номер", пошлятина такая, фу!

Хммм, поняла я! Еще с ранних лет помню такую песенку (в версии гр. "Красная Плесень"), действительно, содержание там - довольно грубое и не очень приятное... Ну да, даже интересно, что за ребенок такой, который знает подобный ретро-репертуар!

Колян на семинаре

Коляну досталась роль... нет, не молотка! Ему посчастливилось играть "золотое яичко", чему он был несказанно рад!

И, надо отдать ему должное, он оказался одним из немногих ребят, которые импровизировали, а не тупо декламировали текст сказки!

Например, он начал не со стандартного "жили-были", а так:

- Привет всем гостям моего блога! Сегодня я вам расскажу о том, как меня в детстве уронили! Устраивайтесь поудобнее и наливайте кофе...

Хахах! Уже за это мысленно ставлю Коляну плюсик и улыбаюсь! Не за текст (по сути примитивный), а хотя бы за то, что "не по стандарту".

А потом...

О, на первый взгляд - ну типичный выплеск самой "дурашливой дурашливости", но зато как артистично!

Вместо того, чтобы, представившись, просто потанцевать в воздухе своим "персонажем", он целый креативный эпизод "отчебучил".

Короче! Сначала он спрятал "золотое яичко" (муляж) в перчатку куклы-Курочки, которую держала одна из девочек.

А потом, после слов "... и снесла бабе и деду моя мама - меня!" - он стал медленно, с надрывом, криком, кряхтением и гроулом вытаскивать из курочки свой золотой муляж:

- Аааааррр! Аааааррр! Тужься, тужься! Ыыыы, аааа! Еще немного! Йеееес!

Девочка (которая "Курочка") - толкает Коляна локтем и говорит полушепотом:

- Ну ты де...л вапще!

Сидим с коллегой (соседкой по кабинету, она снимала фото), переглядываемся. Впору остановить этот "театр Виктюка" и хорошенько поругать Колю... а не можем. Кусаем губы и давимся, чтобы не заржать в голосину...

И это еще не всё!

В итоге, Колян вытаскивает муляж на свет божий, облегченно выдыхает... А потом, нежным голосом Лунтика, вот прямо точь-в точь говорит:

- Я родился!

И улыбается так "няшно" и невинно! И просто адски артистично!

Блииин, ну НЕ МОГУ я ничего Коляну предъявить, ведь все эти "этики и субординации" напрочь разбились о Колькину милую и наглую непосредственность!

Ну правда, какой бы ни была выходка ребенка глупой, однако... когда она неожиданно возникает на такой серьезной и извечно напряженной работе - ну это как "выхлоп свежего воздуха, свободы и позитива"! Не шучу!

Уже не можем, начинаем с коллегой сипло хохотать, прикрывая рты. У коллеги - даже слеза потекла: стоит, стучит Коляна по плечу и подпрыгивает вместе с фотокамерой. И другие дети - тоже смеются и похрюкивают!

А Колян - сидит довольный, сияет как новый самовар!

В общем, еле-еле уже закончил сказку, и то, ухохатывающаяся девочка-"Мышка" к концу "спектакля" уже утекла под стол вместе с куклой.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Зато!

Сколько позитива было! Какая мощная доза хорошего настроения! И даже ничего, что некоторые фото смазались (у коллеги, снимающей фото, от смеха камера в руках тряслась).

Главное!

  • мероприятие соответствовало заявленной теме - это раз!
  • участникам было интересно - это два!
  • все занимались с охотой, а не из-под палки - это три!
  • фотоотчет все равно получился яркий и красочный - это четыре
  • и самый важный пункт: выполнена наиважнейшая задача всех-всех наших кружковых занятий - социализация!

А Колян, если что, вовсе не "оторви и выбрось"! Между прочим, очень добрый мальчишка, дети-малыши за ним всю смену бегали, а он - не стеснялся, еще и игры разные им устраивал, тем самым "разгружая" воспитателей. Прирожденный "пионервожатый"!

Вот так!

А мы что?

А мы ждем новую смену... Завтра...

Вам же, дорогие читатели, побольше позитивных моментов как на работе, так и дома!

А для меня настоящий позитив - Ваши верные визиты, добрые лайки и новые подписки