Найти тему
6000 миль до Голливуда

В Неваду и обратно. Вигго Мортенсен - в новом вестерне В. Мортенсена

("Мертвые не причиняют боли", The Dead Don't Hurt, 2023, США и др..)

Изрядно напугав поклонников своим измождённо-бледным видом в "Преступлениях будущего", Вигго Мортенсен, однако, больше так не шутил. Да и себя пожалел, ведь поставить всем нам столько "саечек за испуг" у любого рука бы отсохла.
Вместо этого 65-летний Вигго потратил свои физические и творческие силы разумнее: пошёл и снял ещё одно собственное кино; его режиссерский/сценарный дебют "Падение", напомню, состоялся в 2020-м. Где он снова забрал себе все козырные рабочие места: режиссёра, сценариста, генерал-продюсера, композитора и исполнителя главной роли. Ради которой, не иначе, сгрыз полдюжины молодильных яблок, ибо выглядит он здесь пусть не как в
"Капитане Алатристе" и "Аппалузе", но тоже на диво бодро и подтянуто.

Настолько вестерногеничный актёр - и так мало вестернов у него в послужном списке. Ну ничего, может, ещё наверстает.
Настолько вестерногеничный актёр - и так мало вестернов у него в послужном списке. Ну ничего, может, ещё наверстает.

Впрочем, то, что Мортенсен не пылкий юноша, а мужик солидный, проявилось в другом - в характере выдуманной им истории.
Даже не зная, кто именно "рулил" данным проектом, вы бы легко догадались: это явно не молодой, побитый жизнью человек. Который давно никуда не торопится и к житейским радостям-горестям относится философски. Поскольку манера изложения у Вигго в
"Мёртвых не причиняют боли" столь же неторопливо-рассудительная, как в "Аппалузе" Эда Харриса. У кого Мортенсен не только снялся, но и, как видим, позаимствовал идею снять самому нечто подобное. Нет, не скопировать сюжет, а лишь попытаться воспроизвести его меланхоличный дух суровой дикозападной лирики. Заодно усилив в ней градус драматизма и растянув её во времени на десяток лет, где-то с конца 1850-х по конец 1860-х.

Второй авторитет, кто явно оказал на Вигго влияние: испанский писатель Артуро Перес-Реверте. Тот, который написал сагу об Алатристе, и которую Мортенсен, разумеется, перед её экранизацией прочёл. Что отметил даже сам сеньор Артуро, подтвердив, что Вигго идеально вписался в образ его "капитана"

Ну а Вигго, припомнив своего Алатристе, решил изобразить схожий типаж в антураже Дикого Запада. Даром что его герой в "Мертвых..." датчанин по имени Ольсен, но параллелей с "капитаном" - просто уйма. Начиная от его немногословности, мимики, привязанности к старому платку, ножу и "солдатской" судьбы. И заканчивая аж несколькими деталями личной жизни, что не буду вам спойлерить, но сходство с алатристовой биографией там до боли знакомое.

Понимаем вас, мистер Мортенсен: иногда сатрапу-режиссёру хочется наговорить в лицо столько гадостей... а зеркала на съёмочной площадке, как назло, нет.
Понимаем вас, мистер Мортенсен: иногда сатрапу-режиссёру хочется наговорить в лицо столько гадостей... а зеркала на съёмочной площадке, как назло, нет.

Ещё кое-что "подрезал" Мортенсен у Переса-Реверте-писателя. Фишку крайне спорную в плане драматургии, но и у него, и теперь у Вигго "из песни слов не выкинешь".
А именно: в начале первой книги Алатристиады Артуро показывал гибель главного героя, и потом на протяжении аж 7 романов (на данный момент) описывал его приключения. И как вам такое "ноу-блин-хау"? А оно оказалось заразительно: в первой же сцене в первую же минуту жена Ольсена Вивьен (Вики Крипс) отдаёт богу душу. После чего муж закрывает ей глаза и хоронит её за огородом...
Ну а оставшиеся 2 часа нам будут показывать, как оба они жили до сего трагического дня. А также, как Ольсен и его сын Винсент будут жить дальше.

Что ж, завязочка у "Мёртвых...", мягко говоря, на ценителя. Тем не менее Мортенсен-драматург предлагает нам воодушевиться столь мрачным прологом. И отправиться в прошлое этой странной, но всё же обаятельной парочки.

А ведь ничто не мешало Вивьен стать новой американской аристократкой - за ней ухаживал один богач из Сан-Франциско. Правда, был он таким несусветным занудой, что рядом с ним вмиг увядали даже кактусы и скисало молоко. Поэтому Вивьен с куда большей радостью познакомилась с бедным фермером из Невады Ольсеном. Мужиком простым, но тем и ценным. По крайней мере он был в своей бесхитростности абсолютно искренний. Да вдобавок спокойный, как тот же невадский кактус, при этом Ольсен не кололся иглами.

Что не так со штатом Невада, если Мортенсен снимал его где угодно, только не в Неваде и даже не в США: в Онтарио, Британской Колумбии, мексиканском Дуранго...
Что не так со штатом Невада, если Мортенсен снимал его где угодно, только не в Неваде и даже не в США: в Онтарио, Британской Колумбии, мексиканском Дуранго...

Что ж, эти два странных одиночества наконец-то нашли друг друга. И когда одно из них сказало другому: «Ну вот, океан, он же край мира, я посмотрел. Слышь, а айда теперь со мной в Неваду? Там у меня ферма и много-много Дикого Запада вокруг!», второе одиночество, не лишенное романтики дальних странствий, возьми, да и согласись.
Разве что ферма у Ольсена оказалась на поверку до неприличия мелкой, а жизнь в Неваде не такой поэтичной, как это виделось из Сан-Франциско, но...

...Но тут надо уважать труд создателей «Мертвых…» - не раскрывать все их сюжетные интриги. Ведь, несмотря на чудовищный от них спойлер вначале, следить за перипетиями судеб их героев всё равно интересно.
...Если только, повторюсь, не возлагать на вестерн дедушки Вигго надежд, что однажды его история ускорит ход и станет более остросюжетной. Нет, похоже именно такой он её и задумывал: в темпе и атмосфере реальной жизни. Где, как известно, не всё подчиняется нашим желаниям. И не весь выбор, что нам приходится делать в трудное время, гарантирует удачный для нас результат.
Хотя, конечно, для романтики, лирики и иронии в такой жизни тоже найдётся место – кто бы спорил!

- Да книжка-то хорошая, только лошадь у главного героя тут зовут очень странно - Конёк-Горбунок!
- Да книжка-то хорошая, только лошадь у главного героя тут зовут очень странно - Конёк-Горбунок!

***

В общем, своеобразный фильм, отчасти напоминающий авторские вестерн-эксперименты Томми Ли Джонса. А отчасти - попытку Мортенсена повторить его совместный творческий опыт с Эдом Харрисом в "Аппалузе". С одновременным равнением на коронного персонажа из "Капитана Алатристе". Да, равнения ненавязчивого, без фанатизма. Но ностальгическое желание Вигго снова побыть в этой шкуре, только дикозападной и без шпаги, здесь, похоже, имело место.

Результат получился... неоднозначным. И рассчитанным в первую очередь на поклонников этого замечательного актёра. Поскольку остальным любителям вестернов этот рискует показаться слишком вялотекущим и "бытовым".
Однако, учитывая, что поклонников у Вигго хватает, думаю, из уважения к его таланту и трудолюбию "
Мертвые не причиняют боли" посмотреть всё-таки можно. Как минимум, один разок. Под подходящее, спокойно-философское настроение.

P. S. Если меч в "рыцарском" сне Вивьен показался вам подозрительно знакомым - вам правильно показалось.
Это и вправду тот самый меч Андурил, которым мортенсенов Арагорн размахивал в третьей части "Властелина колец". И который Питер Джексон щедро подарил Вигго "с барского плеча" после съемок - почему бы и нет, вещь стоящая, а спустя 20 лет вон и в хозяйстве пригодилась.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):