Продолжение статьи Дмитрия Борисовича Струкова. С первой частью можно ознакомиться здесь, а со второй частью здесь.
Этика и культурология как базовое содержательное отличие ОДНКНР от истории
ОДНКНР и история, так же как история и литература, или история и обществознание — это, безусловно, смежные и взаимно пересекающиеся в своем содержании предметы, но не взаимозаменяемые. У них разные дидактические цели и задачи. В предмете ОДНКНР история является образовательным ресурсом, но не образовательной целью. Цель ОДНКНР — это изучение внутреннего мира человека, его духовности, нравственности, изучение органичной взаимосвязи внутренней и внешней культуры.
Базовыми предметами ОДНКНР является не история и социология, а этика и культурология. Отсюда проистекает главная задача предмета: развитие эстетических и нравственных областей мировоззрения школьника.
Мы часто встречаем расхожее утверждение, что осуществлять воспитательное воздействие можно через любой школьный предмет. Но есть очевидные вещи, каждый школьный предмет несёт в себе разные возможности для нравственного образования. Понятно, что в гуманитарных науках таких возможностей больше чем в точных и естественных. Однако и внутри самих предметов гуманитарного цикла существуют разные условия в формировании нравственной культуры. Нет никаких сомнений, что ОДНКНР, образовательным ядром которого является этика и культурология, обладает абсолютным преимуществом над другими гуманитарными дисциплинами, здесь происходит предельная фокусировка учебного внимания школьника на решение нравственных задач.
Например, в школьном курсе истории в теме «Художественная культура России в первой половине XIXвека» школьники не изучают, а именно «проходят» картину Карла Брюллова "Последний день Помпеи" (и, как правило, проходят мимо). В виду плотности учебного материала (в параграфе дано много памятников культуры) учитель, чаще всего, не располагает временем раскрыть нравственную идею картины (которая особенно становится яркой через образ беззащитного осиротевшего ребёнка, одиноко и жалобно смотрящего с картины на зрителя). Но самая главная беда не в этом — на страницах учебников истории не только полностью отсутствует комментарий к сюжетам картинам, но нет раскрытия и самого сюжета! Такой «исторический» подход мы наблюдаем ко всем произведениям искусства (за исключением литературы). В итоге школьники может быть и узнают на пятирублевых купюрах памятник «Тысячелетие России» и возможно вспомнят дату его создания и авторов, но духовный, нравственный и исторический смысл произведения останется для них еще большей загадкой, чем тайны египетских пирамид.
Похожая ситуация наблюдается и в школьном предмете литература, где есть много библейский аллюзий, есть даже религиозная поэзия, но нет параграфов, дающих первичные смыслы и объяснения. Отсутствие культурологического и этического подхода, либо его минимальное несистемное присутствие в предмете история и литература, приводит к выхолащиванию традиционных ценностей, когда учитель рассказывает о христианстве без опоры на евангельские тексты, или рассматривает историю Церкви вне контекста личности Иисуса Христа. А между тем, чего только стоит по своему нравственному воздействию "Притча о блудном сыне" (как комментарий к "русской" картине (Эрмитаж) Рембрандта). Рассказ о кающемся грешнике (воздействие через архетип) может сформировать у ребенка спасительную модель поведения на все последующие годы. Но школьная программа истории оставляет вопросы нравственного роста личности школьника либо в слепой, либо в пограничной серой, часто профанирующей учителями зоне исторического образования. В итоге традиционные ценности, передатчиком которых де-юре и должна выступать школьная история, де-факто остаются в истории в «затертом» виде, только внешней формой без внутреннего содержания.
Еще одним «ограничителем» воспитания на уроках истории является отсутствие развернутой персональной истории исторического героя. До сих пор мы не располагаем текстами в параграфах учебников, позволяющим увидеть Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова, Столыпина и других достойных исторических деятелей как нравственных людей. Удивительный парадокс, но в школьной истории Древнего мира (5 класс) и всеобщей истории средневековья (6 класс) жизнь исторического деятеля дана более развернута и поучительна, чем в последующих учебниках истории России и всеобщей истории (7–11 классы).
Поэтому в учебниках истории у людей прошлого нет права голоса и права на понимание: авторам учебных текстов не интересно, что говорил Александр Невский накануне битвы со шведом, не интересно почему Ангелы на иконе Троица Андрея Рублёва изображены с заплаканными глазами, не интересно, почему во многих поговорках Суворова присутствует слово Бог и почему первое телеграммное сообщение Морзе состояло из библейских слов: «Чудны дела твои, господи!»
Единственный предмет, который в настоящее время предоставляет прошлому говорить о себе самом — это предмет ОДНКНР.
Конечно, качество учебников ОДНКНР (как и учебников истории) оставляет желать лучшего. Однако в отличие от истории, здесь ориентир не на предметные результаты (усвоение определенного базиса знаний), а на личностное развитие ученика (личностные результаты). Поэтому учебник ОДНКНР не является незыблемым каноном, сборником обязательных знаний, у преподавателя есть больше возможностей для самостоятельного творчества в рамках Концепции предмета.
Преобладание знаниевого компонента в содержании школьной истории ограничивает возможность актуализировать или артикулировать из урока в урок традиционные ценности. От навыков самого учителя и от наличия времени при подаче нового материала зависит, сможет ли (или успеет) он раскрасить сухие данные учебника истории рассказами о людях, об их внутреннем состоянии, нравственных переживаниях, об их терпении и мужестве. В то время как в преподавании ОДНКНР учитель в первую очередь организует диалог, живое обсуждение, создаёт эмоциональный настрой для приятия и понимания материала. Знание ОДНКНР проходят не только через память и рациональную логику, но и вызывают высокие интеллектуальные, нравственные, религиозные (если есть вера) и эстетические чувства и переживания школьника.
ОДНКНР в отличие от истории на прямую формирует мировоззрение школьника, такие важные вопросы человеческой жизни, как нравственное и безнравственное, вера и безверие, героизм и предательство, трудолюбие и лень, здоровье и болезни, богатство и бедность — являются непосредственно темами уроков.
Так как ОДНКНР — это соединение исторических, культурный, религиозных, психологических, социальных знаний, то грамотное педагогическое воздействие учителя позволяет получить ощутимый воспитательный эффект. Тем более, что предмет является научным экспериментальным полем взаимодействия истории, литературы, искусства, обществознания. Здесь происходит творческий синтез, рождение новых воспитательных идей, которые могут быть реализованы как в урочной, так и во внеурочной деятельности педагога и школьника. Не только в ближайшей перспективе, но уже сейчас ОДНКНР становится средством обновления гуманитарных и социальных школьных дисциплин.
Сам факт раздельного существования (до министерского решения об отмене «ОДНКНР») предметных областей «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Общественные науки» (История, Россия в мире, Обществознание, Экономика, Право, География) свидетельствует о педагогической нецелесообразности объединения этих областей. Как известно, в содержание учебников истории включены темы, посвященные развитию науки и технике. Но было бы странным считать это достаточным основанием, чтобы не преподавать в школе математику, химию и физику. Аналогичный подход следует применить и к темам истории, которые посвящены традиционным религиям, нравам и художественной культуре. Например, на уроках истории школьники изучают А.С. Пушкина и его творческий вклад в русскую словесность, но это никак не исключает школьные уроки литературы, посвященные его поэзии. Тоже самое можно применить к культурологии и этике, составляющих образовательное содержание ОДНКНР.
Тем более, что речь идет о защите цивилизационных и конституционных ценностей РФ. Статья 44 Конституции Российской Федерации обязывает каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. А как можно защищать то, что ты не знаешь, то, что не коснулось твоего разума и сердца? Одним упоминанием названия памятник или одной его картинкой на страницах учебника истории данную проблему не решишь.
Поэтому министерский взгляд на историю как на интегральный предмет, способный заменить в решении концептуальных задач образования предмет ОДНКНР, является нереалистичным по отношению к имеющимся возможностям преподавания истории в школе и пренебрежительным по отношению к тому колоссальному ценностному потенциалу, который заложен в предмете ОДНКНР. Напрашивается обоснованный вывод: решение Министерства просвещения о включении ОДНКНР в состав курса региональной истории (в рамках 30 процентов от общего количества часов) является возвратным движением в набирающей силу государственной линии по укреплению национальной безопасности страны и национального суверенитета российского образования.
Если разобрать конкретные потери, то они будут выглядеть следующим образом. Предложенное Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110 включение ОДНКНР в состав курса региональной истории девальвируется п. 2 этого же Приказа, согласно которому предметная область ОДНКНР прекращает свое существование. Теперь то, что называлось раньше ОДНКНР, будет относиться к предметной области Общественно-научные предметы. Анализ предложенной программы по региональной истории показывает, что темы носят исключительно обществоведческий характер. Такие ключевые темы, как тема семьи, традиционные религии сокращены в региональной истории и в 3–4 раза, до одного урока за весь курс обучения! Кроме того, Министерство предлагает в рамках одного урока за весь курс обучения рассказать сразу (за 40 минут урока) о православии, исламе, буддизме и иудаизме!
Проект решения
Предлагаем для совместного обсуждения с представителями Министерства просвещения, методических центров, педагогической общественности вариант сохранения и развития предметной области духовно-нравственной направленности.
1. Восстановить предметную область ОДНКНР в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Данная область в школьном светском образовании не имеет аналогов в западно-либеральной глобалистской образовательной системе и позволяет комплексно развивать российскую школу из собственного целеполагания — на традиционной цивилизационной основе.
2. Продолжить развитие ОДНКНР как обязательного «сквозного» предмета с 5 по 9 классы (как и предполагалось до Приказа № 110 от 19.02.2024). Помимо обязательного предмета ОДНКНР в 5–9 классах, сама предметная область в будущем своем развитии может включить выборные (по согласию родителей) модули ОРКСЭ не только в 4 класса, но и в 1–3 классах. Кроме того, в 10–11 классах в предмете обществознания может появиться раздел «Основы Российской цивилизации».
Следует помнить, что наличие предметной области ОДНКНР в школьном образовании создает режим наилучших благоприятных возможностей для тесного сотрудничества с институтами традиционной культуры, в проведении конкурсов, фестивалей, олимпиад по региональной, многонациональной и религиозной культурах, в организации активной экскурсионной деятельности по ознакомлению с духовными, культурными и историческими памятниками страны. Соответственно отмена предметной области ОДНКНР можно рассматривать как шаг в сторону дальнейшей вестернизации и варваризации российского общества.
3. Сохранив прежнее название предметной области внести изменения в название самого предмета ОДНКНР. Предлагаем его новое обозначение — «Моя Россия» (ДНК). Заключенное в скобках наименование (ДНК), с одной стороны сохраняет преемственность с прежним обозначением предмета, с другой — является своего рода маркером, определяющим содержание предмета. Такое новое имя предмета позволит создать как благоприятный первичный общественный настрой, прежде всего, детей и семьи, так и определенный общественный запрос на содержание предмета, позволяющий общественности не допускать его профанации.
4. Разрешить пользоваться на переходный период до издания единого федерального учебника по ОДНКНР существующими линиями учебников ОДНКНР. При этом устранить противоречие между федеральной рабочей программой и содержанием учебников, допустив на переходный период вариативность федеральных рабочих программ, с обязательной ориентацией их содержания на тематические разделы и параграфы учебников. Такой подход позволит на переходный период обеспечить необходимую методическую поддержку предмета начинающему учителю.
5. Ускорить заключение образовательного соглашения между Министерством просвещения РФ и ведущими традиционными конфессиями страны. Данное соглашение должно предоставить четырем основным традиционным конфессиям страны право в течение 3 уроков (отдельным блоком) в каждом классе рассказать о своей религиозной культуре. Таким образом, общее количество часов с 5 по 9 классы по каждой взятой отдельно традиционной религиозной культуре будет составлять 15 часов. Это станет существенным сдвигом вперед в знакомстве школьниками с основами традиционных религий. В настоящее время только на всю среднюю школу и только в рамках обществознания существует всего 2 урока, причем обо всех религиях сразу — один в основной школе, другой в старших классах. Что же касается уроков истории, то здесь традиционные религии России показаны не как ценностный ориентир, а как социальный институт, как объект или субъект государственный политики (см. учебники Торкунова и других авторов) или как памятники искусства (без ценностного их прочтения).
6. Представить православную культуру большим количеством часов за счет общих разделов, посвященных национальным ценностям России. Таким образом будут непосредственно реализованы правовые нормы Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809, согласно которым «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию».
7. Включить изучение региональной истории в содержание предмета ОДНКНР в размере до 25 процентов (8 уроков) от содержания курса. Такое решение позволит избежать упрека в одностороннем навязывании христианских ценностей, так как за счет регионального компонента будет предоставлена возможность национальным республикам (особенно там, где четко прослеживается принадлежность большинства населения к иным традиционным религиям) получить необходимый баланс между православной и местной традиционной культурой.
8. Развивать изучение на предмете ОДНКНР этнографических тем в духе выставки ВДНХ, посвященной регионам России. С учетом 27 субъектов, образованных в РФ по национальному признаку, а также тех многочисленных народов, которые имеют только диаспоральную форму этнической самоорганизации, можно предложить 30 уроков о каждом национальном регионе, крупном народе или группе родственных народов нашей страны. Все эти часы следует равномерно распределить на весь курс, что означает создание в содержании каждого учебника этнографического раздела в размере 6 часов. Таким образом каждому отдельному большому народу России и национальному региону в течение одного учебного года можно будет посвятить отдельный урок.
9. Оставшиеся на каждый учебный год 8 учебных часов будут являться общими разделами и могут быть разбиты на четыре тематических блока:
- «Родина и ее герои» (сюда так же войдет комплект уроков-комментариев к отдельным строкам и куплетам государственного гимна)
- «Культура России и ее создатели»
- «Этика долга и служения»
- «Семейные ценности»
10. Включить изучение семейных ценностей (на основе существующих подходов в действующих учебниках по ОДНКНР) в виде отдельных уроков в Разделе 1 Общие темы в количестве 1–2 учебных часа в каждом классе (и всего 7–10 уроков за весь период обучения с 5 по 9 классы).
Проект тематического содержания ОДНКНР
В общей части курса исторически и культурно будет больше присутствовать православие («особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию» п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809).
Раздел 1 Общие темы (8 уроков в год)
- Родина и её герои (с включением комплекта уроков-комментариев к государственному гимну РФ, см. контрольный образец урока, прикрепляемый в электронный дневник ученика — https://disk.yandex.ru/i/jr23rjOpNAf0oA)
- Культура России и её творцы (См. контрольный образец урока, прикрепляемый в электронный дневник ученика — https://disk.yandex.ru/i/9lkp1SZNOhe0ug)
- Этика долга и служения (См. контрольный образец урока, прикрепляемый в электронный дневник ученика — https://disk.yandex.ru/i/-4ECvdCtPtb5Ug)
- Семейные ценности (См. контрольный образец урока, прикрепляемый в электронный дневник ученика — https://disk.yandex.ru/i/gI2O5rOiA8U5AA)
Раздел 2 Основы традиционной религиозной культуры (12 уроков в год)
Отдельно в год каждой из 4 традиционной религиозной культуры посвящается 3 урока подряд. Таким образом по каждой религиозной культуре общее количество уроков с 5 по 9 классы составит 15 часов)
- Основы православной культуры (См. контрольный экспериментальны образец урока «Евангелие через крылатые слова», прикрепляемый в электронный дневник ученика — https://disk.yandex.ru/i/l1qmA1rsJMSUOA) Урок полезен как дополнение к знанию русского языка и литературы и детям неправославного мировоззрения)
- Основы иудейской культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддистской культуры
Раздел 3 Этнографические темы и темы о других регионах России (6 уроков).
По каждой отдельной национальной республике, большой диаспоре (с изучением слов приветствия) предусмотрен отдельный урок: в год 6–7 уроков, а за весь период обучения с 5 по 9 классы — 30–35 уроков.
(См. контрольный образец урока, прикрепляемый в электронный дневник ученика — https://disk.yandex.ru/i/H3NDX9HcNWyJWA)
Раздел 4 Региональный компонент ОДНКНР (8 уроков)
(См. контрольный образец урока, прикрепляемый в электронный дневник ученика — https://disk.yandex.ru/i/HUOoJ6UvMOgpZQ)
Включение регионального компонента в ОДНКНР является самым оптимальным решением и по следующим причинам:
Во-первых, при сохранении линии преподавания ОДНКНР с 5 по 9 классы, количество часов на региональную историю будет составлять — 40 уроков, в то время как в предлагаемом Министерством просвещения варианте преподавание региональной истории с 5 по 7 классы (за вычетом 30 процентов ОДНКНР) составит 48 уроков. Таким образом, существенной потери часов в региональной истории не произойдет.
Во-вторых, удастся избежать асинхронности федеральной и региональной истории, которая неизбежна при реализации министерского плана преподавания региональной истории только до 7 класса. Так в региональной истории в 7 классе будут изучаться XIX–XX века, а в общей федеральной истории — еще русское позднее средневековье.
В-третьих, ОДНКНР предаст региональной истории более широкий культурологический характер, позволит рассмотреть этносы России через их собственный культурный и когнитивный код.
В-четвертых, за счёт Раздела 4 Региональный компонент ОДНКНР республики с преобладанием населения неправославной традиционной религии, смогут сбалансировать преимущество православной культуры в Разделе 1 Общие темы.
Ресурсные образовательные возможности в переходный период становления ОДНКНР как обязательного школьного предмета
- Наличие электронных пособий, созданных практиками, имеющих более высокую учебную результативность, чем рекомендованные Министерством просвещения учебники и пособия. Представленные в разработках практиков технологии позволяют быстро решить проблему отсутствия в школах соответствующей учебной литературы.
- Мало того, электронные пособия помогают школьникам доступно и в зрелой форме усваивать даже те нравственные знания, которые остаются за скобками существующей школьной учебной базы и которыми не до конца овладели представители взрослого поколения. Это особенно актуально в связи с более ранним знакомством детей с соблазнами мира.
- Наиболее простой и в тоже время эффективной формой электронного пособия является не конспект, а поурочная учебная презентация (в PowerPoint (.pptx) и .pdf). Для школьных предметов с одним часом обучения в неделю, где не предусмотрены контрольные измерения базовых знаний (таким предметом и является ОДНКНР), учебная презентация имеет существенное преимущество над учебником.
- Опции школьного электронного дневника позволяют загружать учебную презентацию (в пдф) как домашнее задание, а заодно и как ознакомление для семьи школьника с содержанием классного урока (так ОДНКНР перестает быть для родителей подозрительным «котом в мешке).
- В условиях информационного общества и переизбытка учебной информации сегодня на первый план выходит умение увлекать знаниями не только ученика, но и его родителей. Мало того, сам педагог, особенно при освоении нового предмета, должен иметь под рукой такой образовательный поурочный конструкт, который с одной стороны не потребует большой подготовки и будет прост в воспроизведении на уроке, с другой — заинтересует самого педагога, подвигнет его к собственному творчеству. Учебные презентации электронных пособий, в той или иной степени, позволяют решать данную задачу: педагог даже после одного предварительного просмотра, так сказать в онлайн-режиме, может вести урок, проектируя учебную презентацию на классной интерактивной доске и считывая по ходу урока с нее текст и задания. Если существующие на данный момент школьные учебники по истории и ОДНКНР вместо того, чтобы "оживить" слабого учителя, создают ограниченные возможности для сильных учителей, то данные учебные презентации обеспечивают средний допустимый результат учителю с недостатком педагогического опыта и высокий творческий результат — мастеру своего дела.
- Эффективность учебных презентаций обеспечивается:
1) Отсечением не интересной информации и максимальной концентрации внимания ученика на тематических задачах урока. Здесь уместна аналогия с современными медицинскими технологиями, когда лекарство доставляется только до определенного больного органа или группы больных клеток с целью их стимуляции или лечения.
2) Смысловое сочетание интересного текста и больших привлекательных иллюстраций облегчают восприятие темы.
3) Периодическая смена смысловых блоков в учебной презентации создает эффект постоянной новизны в изучении темы и поддерживает интерес ученика на протяжении всей его урочной деятельности.
4) Вопросы адресованы не только к ученику, но предполагают совместный семейный поиск ответа, таким образом, учитель и родители осуществляют вместе нравственное образование ребенка. Такой подход позволяет избежать недопонимание, когда учитель говорит одно, а родители другое, и оставляет за семьей право ставить последнюю точку в воспитательном и мировоззренческом вопросе. (принцип автономии семьи в определении нравственного развития ребенка, где школа только обязательный помощник). Семья все так же формирует ценностные ориентиры ребенка, а учитель выступает как ее образовательный союзник, который помогает нравственные смыслы лучше артикулировать. Последнее не означает, что учитель ОДНКНР должен подстраиваться под родительское мнение, он по-прежнему остается самостоятельным субъектом воспитательного процесса. Педагог знакомит семью с воспитательной линией, основанной на традиционных ценностях как через подобранный контент содержания презентаций, так и через ответы-подсказки, которые даны на следующем слайде после проблемного задания (с правом родителя предложить свой вариант ответа).
Контрольные образцы учебных презентаций и конспекты уроков для каждого из вышеописанных разделов доступны для ознакомления по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/N8Aq1SA1WYCuuA