Найти тему

ОДНКНР. Часть 2.

Оглавление

Продолжение статьи Дмитрия Борисовича Струкова. С первой частью можно ознакомиться здесь.

Место этнографии в истории

На данный момент этнографическая тема представлена в трех школьных предметах: в Истории, Географии и ОДНКНР. В учебнике географии этнография представлена в предельно обобщающем виде в основном в демографическом дискурсе, в нескольких уроках за весь школьный курс. В школьном историческом образовании этнография является дополнительным материалом.

1. В ведущей линии учебников истории под редакцией А.В. Торкунова (соавтор В.Р.Мединского в написании новых учебников истории) этнографический компонент задействован только как дополнение к разделу, без выделения в самостоятельный параграф. Такой подход позволяет учителю снять с себя ответственность за обязательное прохождение и тем более подробное изучение этнографических тем. На практике, именно этнографические вставки приносятся в жертву учителями ради прохождения программы. Причем в самом торкуновском учебнике тема «Народы России» рассматривается как «материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся». Получается, что непосредственное участие учителя в изучении данных тем (включающее объяснение, закрепление и повторение материала) не рекомендуется самими же авторами данной линии учебников.

2. При этом анализ рекомендованного «материала для самостоятельной работы» показывает чрезмерную сложность текста для его прохождения учащимися без прямого участия учителя. Прежде всего это проявляется все в той же преизбыточной информационной плотности материала, в разбивке текста на множество малосвязанных между собой подтем и в дидактической неэффективности иллюстративного материала (одна-три картинки в затруднительном для зрительской реакции и для внимательного рассмотрения в мелком масштабе, малоинтересное содержание картинок и полное отсутствие к ним учебных заданий).

3. В «материале для самостоятельной работы» - в единственном на данный момент этнографическом окне анализируемых выше учебников - даже простое название имен известных исторических деятелей народов России почти полностью отсутствует. Например, единственное упомянутое в материале имя (тема «Народы России в XVIII веке» учебник истории под редакцией А.В. Торкунова за 8 класс, с.101-105) - имя калмыцкого хана Аюка дано в контексте только одного события и одним предложением. Такое полное обезличивание истории местных народов еще раз подтверждает вывод: существующие на данный момент учебники истории не позволяют обеспечить действие правовых новелл по трансляции этно-региональной традиции в федеральное образовательное пространство страны.

4. Еще более существенной проблемой является этнографическая ценность предложенного материала. «Материал для самостоятельней работы» - это исторический материал с элементами этнографических знаний. В нем главным образом (70-90 процентов содержание материала) излагается хронометраж событий региональной истории в рамках одной эпохи (а не всей истории существования коренного народа в данном регионе) и взаимодействие Российского государства с местными народами, в том числе по линии: центр и провинция. Религиозным, хозяйственным и бытовым особенностям отводятся предельно обобщающие характеристики в одно-два предложения - без имен, объяснений и живых примеров, помогающих раскрыть неповторимое своеобразие национальной культуры национальных окраин и национальных меньшинств.

5. В таком же остаточном положении оказывается литература и искусство народов России. Например, о местной национальной культуре в «материале для самостоятельной работы» по теме «Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура народов России» говорится только в последнем пункте темы (учебник истории под редакцией А.В. Торкунова за 9 класс, с.103-109), из пяти страниц местной культуре уделяется чуть больше одной страницы. Понятно, что в таких условиях авторы впадают в другую крайность - перегружая ограниченный по объему текст большим количеством имен деятелей культуры, вынужденно давая им краткие, в одно-три предложения, характеристики. Естественно, что такой подход не мотивирует ученика ни к самостоятельному изучению, ни к подготовке соответствующих проектов по культурным деятелям народов России. Кроме того, в отличие от общеимперской художественной культуры, культура народов России не представлена в учебнике наглядным иллюстративным материалом.

6. Традиционные религии России показаны в истории в целом не как ценностный ориентир или как специфический культурологический феномен, а как социальный институт, как объект государственный политики, а на определенном историческом этапе и как суверенный субъект политической жизни.

7. Этнографический материал учебника представляет собой общий обзор, в котором авторы пытаются дать информацию сразу обо всех народах России, не учитывая познавательных особенностей учащихся. Ученик не может справиться с самостоятельным изучением такого материала не только на уровне запоминания, но он не сможет систематизировать полученное знание. Мало того, в результате путаницы знаний возникнет угроза «смешения традиций», когда одному народу России будут приписаны характеристики другого. Такое искажение традиционных ценностей является прямым нарушением идей Конституции и ранее названых правовых документов.

Место этнографии в ОДНКНР

Компенсируя вышеназванные сложности исторического общего образования, ОДНКНР открывает широкие возможности в «транзите» всего разнообразия региональной и местной национальной культуры в общее федеральное образовательное пространство.

1. Основной целью ОДНКНР является получение личностных результатов, которые для данной предметной области неразрывно слиты с предметными. Основной формой контроля полученных результатов будет проектная деятельность учащихся, позволяющая выявить уровень личностного понимания предметных проблем, сформировать его более зрелую мировоззренческую позицию. Такой подход дает возможность учителю работать на духовное, нравственное и культурное развитие школьника, на передачу непосредственно самих ценностей не столько в архивном, сколько в мотивирующем на определённое социальное поведение значении.

Поэтому базовый материал учебников ОДНКНР – это идеи, которые способствуют формированию мировоззрения обучающихся. Учитель на уроках ОДНКНР, в отличие от уроков истории, может уменьшать объем и сложность передаваемой информации, останавливать внимание учащихся на культуре одного или двух-трех родственных народов России. Тогда вместо путаницы в голове учащихся, вместо «вавилонского смешения» возникнут благоприятные условия для «диалога культур». Невозможно в обучении выстраивать сравнение, обобщение культур народов России без понимания ценностных основ самих этих культур.

2. Согласно Концепции преподавания ОДНКНР, предмет является единственным, который по своему названию («народы России») и содержанию предназначен в полном объеме осуществлять трансляцию традиционных ценностей местных национальных культур в общероссийское образовательное пространство. За один урок, посвященный одному из российских народов, можно показать и достопримечательности местной природы, и памятники культуры, и раскрыть личность национальных героев, и, наконец, «зажечь» у детей через национальную поэзию, живопись, народные поучительные сказки, притчи и пословицы подлинный интерес, уважение и любовь ко всем национальным культурам своей страны. И тогда будет понятен ответ на вопрос: сколько жизней у России? Столько, сколько у нее народов.

3. Урок ОДНКНР выполняет миссию выставки ВДНХ, посвященной регионам России, в тиражировании и популяризации традиционных ценностей народов России. ОДНКНР позволяет эту миссию реализовывать как постоянную еженедельную учебную задачу во всех образовательных учреждениях нашей страны. Фактически предмет выполняет оптическую задачу, позволяя увидеть все разнообразие многонациональной культуры России. Как говорил Петр Аркадьевич Столыпин: “Россия познает себя”. Более активное использование интерактивных технологий способно создать эффект дистанционного присутствия во всех региональных и национальных культурных пространствах нашей Родины.

4. В то же время традиционные ценности народов России - это выстроенный многовековой историей мост взаимодействия национальных культур для их широкого диалога. Такие нравственные традиции народов России, как уважение к старшим, любовь к семье, сдержанное отношение к богатству, забота не только о физическом, но и душевном здоровье, важность внутренней красоты в человеке и т.п., в девяти случаях из десяти совпадают у всех народов России.

5. Этнографическое содержание ОДНКНР ориентировано на сетевое мышление учащихся. Традиционные ценности являются фокусом, главным сетевым узлом разных по содержанию и педагогической подаче знаний: религиозных, нравственных исторических, искусствоведческих, психологических и т.д. Воздействие на «одну точку» (понимание значимости ценностей) осуществляется на предмете через разные линзы восприятия: живопись, поэзию, Священное Писание, рассказы, притчи, графику, персоналии, видеофрагменты и т.д. Все это позволяет постоянно формировать в сознании обучающихся ассоциативные ряды между различными отраслями знаний, способность видеть в деталях целое, единство в элементах.

6. Развитие сетевого мышления учащихся на предмете ОДНКНР осуществляется параллельно с развитием как оперативной, так и долговременной памяти и глубокого мышления (когда возрастает количество ценных мыслей, заканчивающихся логическим выводом). Отсутствие жесткой ориентации на базовые предметные знания дает учителю возможность располагать достаточным ресурсом времени для закрепления, обобщения и повторения учебного материала.

7. Так как ОДНКНР не связан с задачей передачи большого объема базовых знаний, диалоговые коммуникативные формы взаимодействия с активной обратной связью в предмете являются ведущими. Это позволяет передавать ученикам не готовые знания, а на самом уроке вместе с самим учеником осуществлять их «сборку», когда абстрактное знание становится своим для ученика, так как пропущено через собственное рассуждение и переживание.

8. Большая часть «Основ духовно-нравственной культуры» предполагает социальные и культурные практики, проектную деятельность, направленную на освоение школьниками навыков межкультурного и межнационального общения, в том числе и освоение ключевых слов местных языков для взаимодействия с нерусскими народами России. Выученные на уроке ОДНКНР слова приветствия, поздравления, добрых пожеланий, а также формы вежливого обращения к старшим на языках народов России способны стать мостиком к открытию культурного и духовного богатства нашей страны. (Концепция преподавания предметной области ОДНКНР, с 5)

9. Нацеленность ОДНКНР на личностные результаты предоставляет учителю право весь урок или половину урока посвятить одной исторической личности, судьбе одного человека. Это уникальная возможность для нравственного воспитания. Воспитание через личность, через "погружение" в иное сознание, с высокими идеалами и ценностными ориентирами, понимание нравственного выбора состоявшейся личности даёт хороший педагогический результат, особенно если сам учитель разделяет нравственные принципы, о которых рассказывает. Кроме того, лучшее понимание культуры нерусских народов России происходит через раскрытие на уроках внутреннего мира (мысли и чувства) героев этих народов.

ОДНКНР позволяет закрепить память об известных исторических и культурных деятелях народов России, что может стать фактом еще большего сближения «братских народов», позволит более покойно смотреть на обиды далекого прошлого. При этом в общем перечне исторических деятелей могут оказаться известные герои истории, которые при своей жизни состояли в борьбе друг с другом. Например, Иван Грозный и Кул Шариф, Александр Суворов и Салават Юлаев. Такое соединение истории России с с историей национальной республики не будет искусственным, оно будет органично вписано в общие черты традиционного нравственного сознания выдающихся людей многонациональной России. К этим общим чертам можно отнести в разном наборе и соотношении такие ценности, как почтение к Богу, любовь к своему народу и к своей стране, стремление к свободе и справедливости. Конечно, здесь необходима особая тонкая настройка в содержании урока и не во всех случаях она применима. Задача учителя ОДНКНР не организовать суд истории (кто прав, а кто виноват), но раскрывать полезные для подражания личностные качества исторических героев, которых социальные и межнациональные конфликты поставили «по разные стороны баррикад».

10. ОДНКНР позволяет как в рамках одного отдельного урока, так и в рамках тематических блоков, посвященных служению Отечеству, рассказать школьникам о воинских подвигах героев, представителей разных национальностей, в том числе и на специальной военной операции (Нурмагомед Гаджимагомедов, уроженец Дагестана, лакец по национальности, по духу - истинный сын России). Обращение к теме современных событий в курсе истории предусмотрено лишь в старших классах. На уроках ОДНКНР данный пробел удается закрыть.

11. Еще одним преимуществом ОДНКНР перед историей является его культурологическая направленность. На каждом уроке учитель вправе (а название предмета к тому же обязывает) раскрывать религиозную, нравственную и этнографическую составляющую урока через объект художественной культуры. В связи с этим интерактивные технологии оказываются на ОДНКНР не только еще более востребованными, чем на уроках истории, но имеют (в силу образного языка предмета) значительно более глубокое воздействие на познавательную активность учеников. Причем учитель может сам подбирать подходящий материал, не замыкаясь рамками учебника. Он также может ограничивать просмотр темы одним или двумя произведениями искусства, таким образом замедляя темп урока, запустив в работу психотерапевтическое по своему воздействию созерцательное мышление учащихся.

Следует заметить, что художественная культура является непременным компонентом практически всех уроков ОДНКНР, также представлена в содержании предмета отдельными темами. Таким образом, на уроках ОДНКНР можно подробно узнать о татарских и горских поэтах, познакомиться с живописью башкирских и калмыцких художников, открыть для себя эстетику танца якутского балета и многое другое.

12. Наконец, такое понятие как «духовное», данное в названии предмета в связке с понятием «нравственное», делает наличие религиозного и нравственного компонента постоянным спутником в преподавании предмета. В семействе школьных дисциплин это единственный предмет с таким неповторимым названием. И так же, как с художественной культурой, религиозные и нравственные ценности являются не только непременным компонентом уроков ОДНКНР, но они еще и включены в предметное содержание самостоятельными темами. Таким образом, с ценностями традиционных религий России: православием, исламом, иудаизмом и буддизмом школьники - могут подробно ознакомиться рамках отдельных уроков для каждой религии.

-2

Пример урока на описанных принципах можно скачать тут.

Продолжение следует.