Найти тему

ОДНКНР. Часть 1.

Оглавление

От коллектива Родной Школы: рабочая группа РШ рассматривает все и любые вопросы без исключения, выступая в том числе площадкой для выражения идей и мнений. Цель – выработка профессиональной позиции. Комментарии от специалистов этому только помогают.

Мы публикуем первую часть статьи, написанной Дмитрием Борисовичем Струковым, руководителем тульского городского профессионального сообщества учителей ОРКСЭ и ОДНКР, писателем, учителем истории МБОУ-ЦО № 20.

Статья посвящена аналитике ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) как предмета роста национального самосознания и возрождения исторического школьного знания.

Введение

Само появление и развитие предметной области ОДНКНР происходило параллельно с введением в правовое поле РФ понятия «традиционные ценности» как основы национальной безопасности страны.

Задача данной аналитической статьи доказать, что ОДНКНР как школьный предмет наилучшим образом (в сравнении с другими предметами гуманитарной и социальной направленности) решает вышеуказанную государственную задачу.

ОДНКНР и история как разные предметные области школьного образования

ОДНКНР – единственный обязательный школьный предмет, в названии которого зафиксированы такие понятия, как «духовность», «нравственность» и понятие «культура». Поэтому культура разных народов рассматривается в курсе не только как архаичный пережиток или забавная фольклорная игра для потребительского общества, но и как ценностный ориентир, актуальное наследие для современных поколений, формирующие у детей вкус к традиции.

В школьном предмете «История» главными единицами усвоения являются факты и события, на основании которых учащиеся выявляют закономерности и взаимосвязи в историческом процессе. При этом нравственные законы, если и рассматриваются в учебниках истории, то интроспективно, как взгляд современников на собственную эпоху. Предпочтение отдается социально-экономическим и политическим факторам общественного развития.

Некоторые даты из "Историко-культурного стандарта".
Некоторые даты из "Историко-культурного стандарта".

В стилистике учебников по истории доминирует информативность, тексты перенасыщены фактологическим материалом, в одном параграфе умещается множество подтем и подразделов, имена и события сменяют друг друга в каждом абзаце, количество иллюстраций незначительно, специфика предмета снижает эмоциональность и образность подачи.

Сугубая научность исторической подготовки сложна для обучающихся и отражается на низком выборе предмета истории при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. При сдаче ОГЭ в 2023 году история по выбору опережает только литературу. Немногим лучше картина при сдаче ЕГЭ: в том же 2023 году только 16% выпускников выбрали историю, причем по сравнению с 2018 годом история переместилась с 4 позиции на 5 место среди предпочитаемых экзаменационных предметов.

Причем, при таких показателях следует учитывать, что значительная часть учащихся после 9 класса выбрали профессиональное среднее образование. Соответственно от общего количества молодого поколения 16-17 летнего возраста процент выбравших историю на ЕГЭ будет еще ниже.

Таким образом, можно констатировать де-факто, что школьное историческое образование, которое не предполагает сдачу истории как обязательного экзамена, является элитарным, а не массовым образованием. Ограниченная ориентация исторического образования на узкую группу одаренных детей на выходе из среднего образования дает нам многократное сужение числа «получателей» всестороннего, широкого исторического знания. Неудивительно, что для огромного количества граждан Россия остается Террой Инкогнита – неизвестной, а порой и мало интересной территорией проживания.

Еще одним препятствием в роли истории как предмета, транслирующего традиционные ценности, является подача этих ценностей в основном в качестве объектов материальной культуры, без должного понимания их внутреннего назначения. Например, православный храм или мусульманская мечеть показаны на страницах учебников как явление искусства, но не как дом молитвы, место встречи верующей души с Богом.

Живые голоса людей прошлого, если и раздаются на страницах учебника истории, то, как правило, после параграфа. В целом господствует взгляд на исторические события страны не в контексте самой традиции изнутри изучаемой исторической эпохи (интроспекция - прошлое глазами прошлого), а исходя из социальных, политических, экономических и гуманистических концепций нашего времени (ретроспекция - прошлое глазами будущего).

Такой подход если не девальвирует традиционные ценности, то снижает их актуальность в современном мире. Даже такое эпохальное и цивилизационно образующее явление под названием Крещение Руси осмысливается на страницах школьных учебников как явление преимущественно политическое и культурное, но вне контекста изначального значения – как событие духовной жизни и церковное таинство.

-3

Как следует из вышеизложенного, школьная история в рамках существующих учебно-дидактических возможностей имеет ряд существенных ограничений в культивировании традиционных ценностей среди подрастающего поколения. К причинам таких затруднений актуализации традиционных ценностей через предмет «История» следует отнести:

  1. Предельную сжатость, плотность учебной информации, понятийное изложение материала в ущерб его образности.
  2. Чрезмерную фрагментацию текста в рамках одной темы на разные, трудно связываемые друг с другом смысловые блоки.
  3. Перегрузку обучающихся большим количеством информации, что мешает провести ученику инвентаризацию полученных знаний, выделив национальные идеи и смыслы из общего потока информации.
  4. Господство ретроспективного социально-политического и экономического взгляда на прошлое Отечества, ретуширование традиционных мировоззренческих позиций, основанных на духовно-нравственном осмыслении действительности. Отказ в большинстве случаев (даже тогда, когда об этом свидетельствует целый комплекс исторических источников) артикулировать духовно-нравственный взгляд в истории через жизненные ценности и логику поступков самих людей прошлого, стоящих на традиционалистских позициях.
  5. Преобладание материалистического и искусствоведческого взгляда на традиционные ценности в ущерб рассмотрению традиционных ценностей как органичной части менталитета русского народа и других народов России.
  6. Элитарный (ограниченный в количестве реципиентов) характер исторического образования.

Все вышеперечисленные проблемы в передаче традиционных ценностей эффективно разрешаются в предмете ОДНКНР:

  1. ОДНКНР ориентирован не на фактологию, формирование объёмного базового исторического знания и запоминание событий, а непосредственно на сами смыслы и ценности. Поэтому учитель вправе сам определять содержательную ткань урока. Для достижения основных целей ему не выгодно перегружать память учащихся излишней информацией. К тому же, ОДНКНР отводится только один час в неделю в сетке расписания, что ограничивает возможности системного закрепления, повторения и проверки учебного материала.
  2. Уроки ОДНКНКР, как правило, тематически узко специализированы. Здесь есть четкая фокусировка знаний на осмыслении определенной проблемы. Учитель не имеет концептуальных обязательств излагать несколько проблем на уроке, постоянно переключая сознание ученика на усвоение часто малосвязанных между собой по содержанию смысловых блоков урока.
  3. Предметный язык ОДНКНР, в отличие от хронометрического и понятийного языка истории, обладает большей паллиативностью, позволяющей активно развивать образное и символическое мышление учащихся. Это дает возможность учителю усилить восприятие учебного материала, адаптировав его к ученикам с разными каналами восприятия знаний. Языковое богатство предмета помогает избежать информационного перенасыщения, позволяет эффективно переформатировать понятийно-теоретические знания (свертывая, уменьшая объем информации) в символическое и образное знание.
  4. ОДНКНР больше соответствует современному сетевому мышлению учащихся, воздействуя не только на память учащихся, но и на другие области их сознания, на ощущение, восприятие, воображение. В предмете большое место занимает чувственное познание действительности. Такая культурологическая особенность позволяет формировать у обучающихся ценностные ориентиры через образное погружение в традиционную национальную культуру своей страны.
  5. ОДНКНР – «широкое окно возможностей» для разговора о нашем прошлом через «вечные» традиционные ценности русской цивилизации. При таком подходе каждая историческая эпоха существует не только для того, чтобы породить новую, но и имеет ценностную самодостаточность. Люди прошлого жили не ради нас и не ради светлого прогресса в ближайшем или отдалённом будущем, они жили, главным образом, для себя, для своей души, для своих современников в координатах своей религии, культуры и обычаев. Понять разумность и ценность жизни людей прошлого, понять их логику успеха и философию счастья – это и есть раскрыть традиционные ценности через мировоззрение их непосредственных носителей.
  6. ОДНКНР интегрирует в себя все области гуманитарных знаний: историю, религию, этику, литературу, психологию, искусство, мифологию и т.д. Каждая из названных областей имеет свой предпочтительный набор методических приемов, позволяющих по-своему воздействовать на сознание учащихся. Такое применение разных дидактических линз в обучении позволяет передать подавляющему большинству школьников традиционные ценности как в краткой форме в виде ключа к пониманию традиции («алфавита») и способа традиционного мышления («таблицы умножения»), так и в форме развитого мировоззрения с широким содержательным кругозором, что соответствует российскому цивилизационному коду.

Таким образом, ОДНКНР – предмет, способствующий предельному распространению и массовому усвоению традиционных ценностей, что может позволить государству в кратчайшие сроки решить три экзистенциальные проблемы своего дальнейшего развития: кто «мы», какими «мы» должны стать, кто хочет быть «нами» (новые территории) и с какими «нами» сможет легче культурно интегрироваться и сосуществовать диаспоральная часть наших граждан.

Продолжение следует.