Гуляя по Всемирной Сети, я наткнулась на такую историю, к сожалению, без указания авторства:
Однажды проходя мимо слонов в зоопарке, я вдруг остановился, удивленный тем, что такие огромные создания, как слоны, держались в зоопарке привязанные тоненькой веревкой к их передней ноге. Ни цепей, ни клетки. Было очевидно, что слоны могут легко освободиться от веревки, которой они привязаны, но по какой-то причине, они этого не делают.
Я подошел к дрессировщику и спросил его, почему такие величественные и прекрасные животные просто стоят и не делают попытки освободиться. Он ответил: "Когда они были молодыми и намного меньше по размерам, чем сейчас, мы привязывали их той же самой веревкой, и теперь когда они взрослые, достаточно этой же веревки удерживать их. Вырастая, они верят, что эта веревка сможет удержать их и они не пытаются убежать."
Это было поразительно. Эти животные могли в любую минуту избавится от своих "оков", но из-за того, что они верили, что не смогут, они стояли там вечно, не пытаясь освободиться.
Как эти слоны, сколько из нас верит в то, что мы не сможем сделать чего-либо, только из-за того, что не получилось однажды?
Эта история напомнила мне одно психологическое явление, которое называется "выученная беспомощность".
Что это такое?
Выученная беспомощность — это убеждённость человека в том, что он не способен контролировать свою жизнь или изменить неблагоприятные обстоятельства, даже когда на самом деле такая возможность есть. Это убеждение приводит к потере мотивации, низкой самооценке и депрессии. Понятие выученной беспомощности ввели в 1967 году американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер.
Выученная беспомощность формируется в детстве, когда у ребенка наступает период "почемучки", и он интересуется буквально всем. Опознать ребенка, который в будущем окажется лишен мотивации, очень просто: вместо того, чтобы требовать то, что ему интересно, он спрашивает, можно ли. Как это работает?
Например, ребенок хотел рисовать. Естественно, в 3-5-летнем возрасте он еще недостаточно аккуратен, чтобы держать свое рабочее место в порядке. Да и не все взрослые художники это умеют, вы бы видели их мастерские. Если мама психологически подкованная, она, увидев заляпанные красками стол, ковер и обои, спокойно объяснит ребенку, в чем он неправ, и привлечет его к уборке. Но это происходит от силы в 15% случаев. Чаще мать просто запретит ребенку рисовать. И вот пожалуйста, ребенок может иметь способности, но у него не будет мотивации их проявить. Выученная беспомощность формируется запретами, гласными или негласными.
Читайте также: Отвечаю на ваши вопросы: "Как сдержаться и не накричать на ребенка".
Интересно получается, когда мама затем вдруг спохватывается. Через пару лет удобного ребенка, который занят исключительно виртуальной реальностью или другими занятиями, которые не требуют искры, мама понимает, что ребенок ничем не интересуется. И начинает его тормошить, записывать в разные кружки, но это не помогает. Она уже научила его, каким он должен быть, чтобы маме было удобно, чтобы она принимала его, не ругалась, а одобряла.
Чем вредна выученная беспомощность
- Негативно влияет на самооценку;
- ограничивает жизненные возможности и личностный рост;
- повышает уровень тревожности и стресса;
- создает сложности в коммуникации с окружающими (человек не верит, что он может быть кому-то интересен, что его идеи полезны);
- циклическое подтверждение беспомощности (любые попытки что-то сделать из-за неуверенности в себе обречены на провал и снижают мотивацию).
Что можно сделать с выученной беспомощностью
Чем позднее мама спохватывается (а иногда это случается, когда чаду пора поступать в институт, а он не знает, какая профессия его привлекает), тем вероятнее, что без помощи профессионального психолога не обойтись. Но если мама одумалась достаточно быстро, есть шансы все исправить.
Читайте также: Методы эффективного общения для родителей подростка
Начать нужно с анализа: мама важно искренне расспрашивать ребенка, что было интересно в этот день, от чего он был расстроен, какие чувства он испытал весь день, а также прорабатывать эти чувства при помощи школьного психолога.
Вторым шагом станет попытка заинтересовать ребенка. Нужно внимательно наблюдать, какие занятия вызывают у него хотя бы тень отклика, хоть небольшой огонечек в глазах. Мама должна поддерживать все начинания ребенка, искренне интересоваться ими и пытаться заинтересовать его тем, что нравится ей самой, чтобы подать пример увлеченности.
ВАЖНО! Если мама обнаружила у ребенка выученную беспомощность после десяти лет, когда родители уже не являются самыми значимыми фигурами, стоит найти релевантного взрослого и действовать через него. Это может быть тренер, учитель или кумир (об интересах кумиров можно прочитать в прессе или в интернете).
Можно стимулировать ребенка рассказывать о своих интересах и чувствах, например, от увиденной картины, прослушанной мелодии или прочитанной книги, задавая ему соответствующие вопросы, на которые он мог бы дать развернутые ответы: что тебе понравилось? почему? что бы ты изменил здесь или привнес?
Основные способы борьбы с выученной беспомощностью в детстве — это давать возможности и одобрять любые попытки чем-то заняться самостоятельно. Даже если это дорого, неудобно родителям, требует специальной экипировки или расходных материалов. Только так можно вернуть у ребенка мотивацию к действиям.
___________________________
Узнали что-то новое? Я рада быть вам полезной! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, тут будет еще много интересного!
Связаться со мной можно по телефону +79811979730 или по E-mail: trener-rdcdv@yandex.ru. Также предлагаю вам заглянуть в другие мои соцсети: ВК, B17 и Telegram.