471 подписчик

10 лет сын учился в музыкальной школе. Его и мои выводы, когда все позади

«Мама, у нас пацаны в классе все молчуны, совсем не умеют общаться» - пару лет назад сказал мне сын, когда поступил в лицей. Все ребята в класс пришли новые, им приходилось знакомиться с нуля. Сыну тогда было 15 лет и 10 из них он посещал музыкально-хоровую школу. Приняли его туда в 4 года, и только в 14 лет он музыкалку закончил.

Кто-то скажет – эка невидаль. Некоторые всю жизнь музыкой занимаются. Да, но здесь одна поправка – ребенок с 3 лет стал глухим и слышит с помощью кохлеарного импланта. Историю потери слуха я рассказала вот здесь:

Как глухого ребенка приняли в музыкальную школу

Приняли такого ребенка в музшколу без препятствий и даже вопросов не спросили. Возможно, повезло со школой – у них были группы раннего музыкального развития для детей. И туда с 4-х лет брали всех желающих. Хотите развиваться – пожалуйста.

Старое советское пианино 50-х годов выпуска
Старое советское пианино 50-х годов выпуска

И вот не слышащего ребенка с аппаратом на ухе приняли в хор. А я очень боялась, что его не возьмут. И уже заранее чувствовала себя какой-то ущербной, вместе со своим ребенком.

Что вот, нам сейчас укажут за дверь. И побредем мы, никому не нужные домой. Поэтому в некотором смысле, в музыкальную школу поступала я, а не сын. Он в 4 года вообще это все не понимал, а я испытывала эмоциональный стресс.

Но учительница по хору попалась прикольная. Если кто-то не попадал в ноты, а мой ребенок часто не попадал, то она таким детям говорила – ты рот открывай, но без звука.

И всегда в хоре были те, кто пел «без звука». Может не весь репертуар, но частично. В этом смысле мой ребенок влился в коллектив хорошо.

Занятия фортепиано

Учительница по фортепиано, которое началось с 7 лет, тоже вопросов не задавала. Оказывается, долгое время она считала, что ребенок просто плохо слышит на одно ухо. А вторым ухом он слышит полноценно. Хотя это все не так. Кому интересны нюансы, подробности здесь:

Лишь где-то к 3-му году обучения она стала подозревать что-то неладное. Сын обычную программу перестал тянуть, а причины не понятны. Да и полутона где-то не различает. То есть, сыграл не те ноты, и не слышит.

После чего учительница перевела его на облегченную программу. Вместо двух специальностей в неделю – одна.

Не все было гладко, много раз он порывался бросить. Дважды он не мог сдать переводные экзамены по фортепиано, хватал двойки. Его отправляли на пересдачу.

Попытки бросить занятия

Последние два или 3 года обучения, он уже бунтовал: «Не хочу заниматься, мне не нужна в жизни музыка!». Я сначала убеждала его, что ценность музыки он поймет позднее. А потом и спорить перестала, просто просила: «Хорошо, тебе музыка не нужна, но сделай ЭТО для мамы».

Иногда я начинала сомневаться, правильно ли я поступаю, что давлю и заставляю продолжать. Пару раз приходила к состоянию, что уговаривать, либо давить на него я больше не могу. И видя очередной его провал, шла к учительнице со словами «все, мы фортепиано бросаем».

Тут надо отдать должное уже ее мудрости и терпению – каждый раз она меня отговаривала. Хотя понятно, что ребенок музыкальных успехов не достигнет. А многие преподаватели сильно нацелены на результат, и работать со слабыми учениками они не стремятся.

Но она оказалась не такой. А может она менялась вместе с нами. У ее приятельницы внуку сделали похожую операцию. И когда из общения с приятельницей, она наконец-то поняла, какие у нас проблемы со слухом, то наоборот каждый раз говорила – «Не рубите с плеча, хлопнуть дверью всегда успеете, давайте еще попробуем, пусть поучится». И одновременно видимо сама снижала на него давление.

Вот и сыну я говорила также «Бросить – это неправильно. Доучись до конца». И недавно я услышала слова: «Мама, как хорошо, что я учился в музыкалке!».

«Наконец-то!» - подумала я – «Дождалась».

Это наше пианино
Это наше пианино

Тут еще момент: на занятиях я настаивала, потому что видела: они даются сыну легко. Он не сидит каждый день возле пианино, не мучается. И в такой ситуации «бросить музыку», это значит, избавить себя от «неудобства», потратив лишнее время на развлечения, телевизор или гаджет. А такого я допустить не хотела.

Но, вернемся к разговору с сыном.

- Мама, у нас пацаны в классе совсем не умеют общаться. Они даже вопрос не знают, как задать. Я вижу большую разницу между одноклассниками и парнями с хора.

- Что значит, не могут задать вопрос?

- Один парень подходил ко мне три раза, мялся, хотел что-то спросить, но не решался. В итоге я сам у него спросил: «Что ты хочешь?», и только тогда он смог ответить. Пацаны с хора никогда так себя не ведут, они открыты, расслаблены, легко и активно общаются.

Откуда различие в способности к общению

Как я уже сказала, в музыкальной школе у сына были не только занятия на фортепиано, но и хор. 3 раза в неделю по два часа парни пели. И еще у них постоянно шел конкурс актерского мастерства – ставили сценки, учили монологи, стихи, презентовали себя, выступали перед аудиторией.

За годы обучения сын научился спокойно держаться на сцене, не стесняться людей и публичных выступлений. Хор участвовал в конкурсах, ребята ездили в другие города и даже страны.

Это была интересная, насыщенная яркая музыкальная жизнь, да, в чем-то сложная. Но она дала прекрасные плоды.

Как сейчас уже доказано учеными, музыка и изучение иностранных языков – это те занятия, которые формируют в голове человека дополнительные нейронные связи. Если сказать проще – ребенок умнеет. Я в своей жизни не встретила еще ни одного глупого человека, который сумел бы закончить музыкальную школу.

Поэтому мой выбор – однозначно «за» музыку. Да, когда старший сын закончил музыкальную школу, я в некотором смысле «перекрестилась»: наконец-то это закончилось. И была уверена, что еще раз я на такое не подпишусь.

Но, пара лет прошли, я вижу успехи старшего сына в учебе, отличную память, хорошую концентрацию внимания. Теперь для музшколы подрастает младший сын. На фортепиано я наверное его все же не рискну отдавать. Потому что еще раз подписывать на 7 лет собственных мучений не готова. Там нужно сидеть рядом и все контролировать. Тем более, что сын сказал, он хочет гитару…

А вот на хор отдам. Теперь меня это не пугает, потому что со старшим уже все проходила.

А забыла…сказать про дочь. Старшая дочь тоже отучилась музыке. Вызвалась учиться она сама, потому что до определенного возраста смотрела на старшего брата – чем он занимается, туда и ей хотелось.

Но класса с пятого тоже начались активные стоны: «Не хочу, мне это не нужно, зачем я туда хожу». «Это ты меня заставила, мне это не нужно…»

Но в итоге она тоже закончила музыкалку. Настолько успешно, что в последний год сломала крышку от пианино, так сильно била по ней. И я считаю, это тоже сильно повлияло на ее развитие, хотя конечно она этого не понимает. Ей кажется, что все ее успехи в учебе, на олимпиадах, это происходит само собой, с неба видимо падает. А на мой взгляд - нет.

Хотя, конечно, каждый человек в жизни делает свой выбор, но мой был таким и он себя оправдал. Смогу ли такое же повторить с младшими детьми – не буду загадывать. А у вас как отношения с музыкалкой, что об этом думаете?

Знаю, что многие очень недовольны, что им в детстве пришлось «такое пережить». Но повторюсь, еще не встретила человека со слабыми мозгами, который сумел бы закончить музшколу. А мозгам нужна нагрузка!

Если статья была интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!