Курра ибн Кайсу'т-Тамими рассказывает:
«Я увидел, как эти женщины, встретив тела сыновей Хусейна (мир ему) и домочадцев, били себя руками по лицам и кричали.
Я был на коне и поскакал к началу каравана.
После этого в жизни я не видел более прекрасной картины с участием женщин, которая предстала перед моими глазами!
Клянусь Аллахом, их лица были ярче солнца и прекрасны.
Из увиденного и услышанного я никого не забуду слова Зайнаб, дочери Фатимы (мир ей).
Когда она проходила мимо своего брата Хусейна (мир ему): «О, Мухаммад (С), о, Мухаммад (С), тебе шлют благословение ангелы небес!
Хусейн (мир ему) же лежит в безводной, безлюдной пустыне, весь в пыли, земле и крови. Конечности его отрублены, его тело лежит истерзанным, расчлененным, оскверненным!
О, Мухаммад (С), твои дочери взяты в плен, твое потомство убито!
Утренние ветры скрывают, засыпают их тела пылью, землей»
Клянусь Аллахом, тот друг-враг заставил всех рыдать»[1].
Зайнаб (мир ей), когда стала встречать на улицах куфийцев, которые стали оплакивать и раскаиваться, увидев отрубленные головы и привезенных пленников, то закричала на них:
«Молчите! О, куфийцы! Плачете? Пусть высохнут не ваши слезы, пусть не стихнут ваши крики! Ваше положение подобно положению жены, которая хорошо спряла пряжу, а ее муж распустил ее. Ваши клятвы превратились в игрушки. Какой же великий грех вы совершили!
Да, клянусь Аллахом, вам нужно много плакать и мало смеяться. Вы несете на себе груз позора и бесчестия тех событий. И вы не сможете очиститься от этого.
Как вы сможете очиститься от греха убийства предводителя молодежи в раю, внука последнего Пророка (С), плоти пророческой миссии, оси
доводов (худжджат), света, озаряющего наш довод?»
Затем имам Зейн аль-Абидин (мир ему) сказал следующее:
«О, люди! Я клянусь Аллахом перед вами, вы знаете, что обманули моего отца, обменявшись с ним письмами? Вы поначалу дали ему слово,
предоставили ему гарантии, а затем стали с ним воевать?
Позор вам за это деяние, которое вы заберёте с собой в следующий мир и за злодеяние, которое вы совершили!
Когда Посланник Аллаха (С) обратится к вам со словами «Вы убили моих родственников, вы попрали мою честь. Вы не из моей общины», то
как взглянете на его лицо?»[2]
Пишут, что, когда женщины куфийцев стали оплакивать свое положение, Али ибн Хусейн (Зейн аль-Абидин) (мир ему) сказал им следующее:
«Один из куфийцев спрятал меня. Он много угощал меня. Он плакал, когда заходил и когда выходил. Я про себя думал, что если есть хороший
и благородный человек, то это этот человек».
Пока не появился глашатай Ибн Зияда. «Знайте, кто найдет Али ибн Хусейна, тот пусть немедленно его выдаст. Я ему дам награду в 300 дирхемов», -
передал слова Ибн Зияда гонец. Клянусь Аллахом, он также плакал. Он привязал мои руки к горлу и сказал, что боится. Он привел меня связанным к ним.
Передав им меня, он получил 300 дирхемов. Мне осталось лишь удивляться»[3].
В труде Туси об этих событиях сообщается следующее:
«В месяц Мухаррам 61 года хиджры я отправился в Куфу. В это время из Кербелы везли Хусейна бин Али (мир ему) и женщин. Их окружали солдаты.
Люди вышли из домов, чтобы увидеть их. Когда они увидели, что их везут на животных без седел, то женщины Куфы начали плакать и бить себя в грудь.
В этот момент я услышал слабый голос изнуренного от болезни Али ибн Хусейна (мир ему), на шее которого было железное кольцо, а руки прикованы к шее: «Если эти женщины плачут, то кто же тогда нас убивал?»[4].
Ахли Бейт доставили в Куфу в качестве пленников. Однако, они не позволили унижать себя как принято поступать с пленниками и не проявляли чувство подавленности из-за плена.
Каждым своим шагом они представляли Посланника Аллаха (С) и Ахли Бейт, они продолжали восстание, которое передал им имам Хусейн (мир ему).
«Дочь Фатимы (мир ей) Зайнаб (мир ей) во время пути облачилась в самую потрепанную одежду, она не хотела, чтобы ее узнали, хотела остаться
неузнанной.
Слуги окружили ее и прислуживали.
Когда Зайнаб вошла внутрь, то сразу села.
«Кто это сел?», - спросил Ибн Зияд.
Зайнаб не ответила ему. Ибн Зияд повторил свой вопрос трижды.
И каждый раз Зайнаб молчала.
Одна из служанок Зайнаб сказала: «Это Зайнаб бинти Фатима (мир ей)».
«Хвала Аллаху, который обнародовал ваши грехи и ошибки, опозорил вас, убил. Он показал, что ложью были ваши улыбки и пустые россказни».
«Хвала Аллаху, который оказал нам честь и сделал из рода Мухаммада (С) и очистил нас от грехов особой чистотой.
Нет! Все обстоит не так, как ты говоришь.
Аллах позорит и унижает только нечестивцев (фасык) тех, кто сбился и сошел с истинного пути), людей порочных (сбившихся, погрязших в грехах), Он показывает лживость пустых слов».
«И как Ахли Бейт видит то, что Аллах сделал, как толкуете произошедшее?», - спросил Ибн Зияд.
Зайнаб же прочитала часть 154-го аят суры Аль Имран о мучениках Ухуда: «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь» и сказала: «Аллах в Судный день соберет тебя вместе с ними. Перед Аллахом ты будешь судится с ними, объясняться».
Ибн Зияд разгневался на ответ Зайнаб. Он захотел подвергнуть ее мучениям и пыткам.
«Да одарит Аллах наместника благом. Это всего лишь женщина. Разве можно с женщины спрашивать за все то, что она говорит? Ты не спорь с ней из-за ее испорченных и путанных слов, не осуждай ее».
[1] Табари, Тарих, т. 6, с. 262
[2] Хайату’л Имам’л Хусейн, т. 3, с. 341
[3] Мус’абу’з-Зубайри, Насаб-i Курейш, с. 58
[4] ал-Амали, Шейх Туси, с. 91
Статья написана используя перевод труда выдающегося исламского ученого современности профессора Хайдара Баша "Имам Зейн аль-Абидин ас-Саджад (мир ему)". Перевод с турецкого: Арслана Кули.