Найти тему

Вспоминаем поезда Карпинск - Свердловск / Екатеринбург в разные годы

Сегодня у нас с вами снова Урал. Уже когда писал про поезда со станции со станции Карабула, что в Красноярском крае, помнил, что нужно про Карпинск не забыть. А затем увидел Карпогоры, и алфавит сбился. Также что исправляюсь. Карпинск, он же Угольный, он же Богословский. У места история достаточно давняя, связанная с именем предприимчивом местного Походяшина. Он и организовал в этих местах севернее не только Свердловска, но и Нижнего Тагила железоделательные и медеплавильные заводы. Почти 60 градусов северной широты. Не Карпогоры, конечно, из предыдущей публикации цикла, но тоже весьма прилично на север. Причем медь поставлялась даже на монетный двор в Екатеринбург. Кроме того, здесь делали медную посуду и даже отливали колокола.

Кстати, интересно, что поселок уже в первой половине XIX века стал центром метеорологических наблюдений. Здесь организовали для этого специальную лабораторию. Затем Богословский горный округ несколько раз переходил из рук в руки. Причем выкупали его за какие-то баснословные деньги по тем временам - миллионы. А в конце XIX века здесь проложили узкоколейную железную дорогу, что резко повысило объемы производства.

Ну а затем Богословлаг из системы ГУЛАГа, лагерь для иностранных военнопленных, эвакуация предприятий в годы войны, госпитали. А в 1964 году Богословск переименовали в Карпинск. Я вообще удивляюсь, как он с таким названием просуществовал почти 50 лет после революции. Карпинский был очень видным геологом, один из основоположников российской научной геологии. Ему в Карпинске установлен памятник.

Карпинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Карпинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, эти места еще нельзя назвать горами. В самом городе высшие точки даже менее 250 метров над уровнем моря. А вот менее чем в 50 км на запад от Карпинска расположена гора Конжаковский камень - высшая точка всей Свердловской области с высотой около 1570 метров.

Конжаковский камень. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Конжаковский камень. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

К началу 60-х гг. население города достигло 50 тыс. человек, а это уже верный признак того, что свой поезд будет. Пусть в областной центр, но тем не менее.

Итак, справочник 1696 года. Поезд № 245 / 246 сообщением Карпинск - Свердловск. Из Карпинска он отправлялся в 19:49 (время везде московское).

Карпинск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Карпинск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В 20:20 он прибывал на станцию Красный Железняк, а оттуда уже на Серов, куда прибывал в 21:22. Стоянка по тем временам здесь была очень продолжительная - 28 минут. Это в наши дни и часовыми стоянками никого не удивить, а вот тогда 28 минут - это уже прямо много.

Серов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Серов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Уже за полночь по местному времени была станция Лобва.

Лобва. Фото из отрытых источников Яндекс.Картинки
Лобва. Фото из отрытых источников Яндекс.Картинки

Еще через 18 км - станция с интересным названием Ляля. Причем это даже не поселок, а город - Новая Ляля. Ну а вообще Ляля - это река. Причем название это вот совсем не мирное. В перевод с языка манси оно означает "река врагов".

Ну а затем в 23:45 по московскому времени было Верхотурье. Красивые здесь вокзалы на крупных станциях:

Верхотурье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Верхотурье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Далее уже легендарная станция Гороблагодатская. Город Кушва. Станция на Горнозаводской железной дороге на участке Нижний Тагил - Чусовская. Время прибытия сюда было 02:04.

Гороблагодатская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гороблагодатская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а дальше участок мы уже несколько раз осматривали на канале. В 03:35 был Нижний Тагил, в 07:10 - Свердловск. Итого время в пути 11 часов 21 минута.

В 1980 году это уже не один, а сразу два поезда 600-й нумерации. Ну коли мы исследовали № 245/246, то и продолжим с № 645/646. Отправлялся он из Карпинска в 18:28, а в Свердловске оказывался в 05:28. То есть ровно 11 часов. А вот второй был чуть-чуть медленнее - 11:07.

В 1989 году № 646/646 сохраняется до Свердловска, а вот второй укорачивают до Нижнего Тагила. Время в пути до Свердловска 10 часов 37 минут.

В 1995 году всё стандартно - время в пути значительно увеличивается - 11 часов 50 минут. В 2004 году поезда дальнего следования по станции уже не показываются. А в 2024 здесь "Финист/Ласточка" № 7080 со временем 7 часов 01 минута. Назад еще быстрее - 6 часов 52 минуты. Но вот честно в 02:05 отправляться сидя - вариант не очень. Но летают же в самолетах по ночам. Так что если нужно добраться, то подойдет вариант. Из Свердловска в 17:28 с прибытием в Карпинск в 00:20. Ну это уже более-менее нормально.

Вот такой маршрут из еще одного города на букву К. Спасибо, что читаете! До встречи на канале!