Если после выборов не будет абсолютного большинства, вотумы недоверия могут привести к падению будущих правительств. Чтобы избежать этого сценария, глава государства может назначить исполнительную власть, не имеющую политического веса, до следующего роспуска.
"Мы можем получить неуправляемую страну". Спустя примерно десять дней после роспуска Нацсобрания сторонники Эммануэля Макрона пытаются обрисовать политический ландшафт Франции после выборов в законодательные органы в воскресенье 30 июня и 7 июля. В результате голосования, которого желает глава государства, в любом случае может не быть абсолютного большинства, то есть более 289 депутатов, как это было в период с июня 2022 по июнь 2024 года.
После того как вердикт 577 избирательных округов Франции будет вынесен, новое относительное большинство в Нацсбрании заставит несколько партий договориться о формировании правительства. Ни один из трех основных лагерей не сможет самостоятельно собрать правительственную команду. Однако каждый из них мог бы попытаться договориться с другими партнёрами слева и справа от себя, но при этом рисковал бы не получить большинства в соответствии с общим проектом.
"Чем неуправляемее, тем техничнее"
Блоки "Национальное объединение" и "Новый народный фронт" также могут начать коалиционные переговоры. Но даже если им это удастся, каждый сам по себе, новая исполнительная власть в любом случае будет очень хрупкой. Флер Журдан, юрист, специализирующийся на государственном праве, сказала моим французским коллегам: "Мы можем оказаться в тупиковой ситуации, когда попытаемся сформировать правительство, которое будет быстро свергнуто в результате вотума недоверия", принятого 289 депутатами. Такая ситуация может повториться как минимум до июля 2025 года, поскольку новый роспуск может состояться только в год, следующий за предыдущим, согласно статье 12 Конституции Пятой республики.
Чтобы избежать серьёзной нестабильности в правительстве на долгие месяцы, Эммануэль Макрон, возможно, решит назначить главой правительства человека, не склонного к разногласиям, который в свою очередь предложит министров, придерживающихся единого мнения. "Чем более неуправляемым будет правительство, тем более техничным оно будет, — предсказывает процитированный выше руководитель "Ренессанса". — Когда мы говорим о техническом правительстве, мы имеем в виду коалицию с максимально возможным согласием, не обязательно между союзниками, которые согласны с названием, не обязательно политическим".
Министры в таком правительстве будут обладать политической легитимностью не благодаря своим мандатам, а благодаря своим навыкам или функциям. Это могут быть высокопоставленные государственные служащие, технические специалисты или специалисты в определенных областях. "Идея заключается в том, что партии не должны участвовать в правительстве, потому что они не хотят нести ответственность за проводимую политику, — объясняет эксперт по конституции Бенджамин Морель в эфире LCI. — Это позволит сэкономить год, до следующего роспуска, когда партии подготовятся к следующим выборам и согласятся сделать страну управляемой, не голосуя за вотум недоверия". В обмен на некую форму стабильности это техническое правительство будет выступать за незначительное количество раскольнических мер, если таковые вообще будут иметь место.
"Правительство управляет администрацией, что не так уж и сложно. Оно принимает законопроекты, которые могут быть срочными, особенно с экономической точки зрения. Оно принимает бюджет, который, вероятно, является самой сложной частью процесса, потому что ваш бюджет — это индикатор вашей политики", — добавляет специалист.
В своей новейшей истории Франция не экспериментировала с чисто техническим правительством. "Первое правительство Мишеля Дебре в Пятой республике (1959-1962), однако, было задумано как правительство технарей: Морис Куве де Мюрвиль возглавлял Министерство иностранных дел, а Пьер Мессмер — Вооруженные силы, — вспоминает историк Жан Гарригес. — Это был поиск личностей без сильной политической идентичности".
Постепенно избранные представители стали доминировать в правительстве, хотя представители "гражданского общества", не имея мандата, регулярно привлекались для управления портфелями, которые иногда были обширными и явно политическими. Так было с Николя Юло от экологии в 2017 году, Эриком Дюпон-Моретти от юстиции в 2020 году и Амели Удеа-Кастера от спорта в 2022 году, причем никто из них не является профессиональным политиком.
Многочисленные итальянские примеры
Если бы после роспуска Франция решила поэкспериментировать с техническим правительством, она могла бы черпать вдохновение в нескольких европейских странах. Во время пандемии ковида Бельгией руководило временное правительство. В Италии со времен Второй мировой войны сменилось четыре технических правительства, последнее — с февраля 2021 года по октябрь 2022 года — возглавлял экономист Марио Драги. "Эти экспертные правительства возглавляет человек, который не избирается и не является членом политической партии. То же самое касается, по крайней мере, некоторых министров", — пояснила Николетта Перло, преподавательница публичного права в университете Капитолия в Тулузе.
Специалист отмечает, что такие правительства появляются "после кризисов, которые не удалось разрешить предыдущему правительству", и задумываются "как временные правительства для решения проблемы". Например, правительство Марио Драги "появилось после политического и экономического кризиса, связанного с ковидом", объясняет она, и имело "поддержку очень широкой коалиции политических партий".
По словам Николетты Перло, итальянские правительства, состоящие из экспертов, не ограничиваются управлением повседневными делами, а занимаются "политикой" и "провели самые важные реформы за последние годы". Например, Марио Драги за время своего правления завершил разработку плана восстановления экономики. Но "правительства экспертов не помогают партиям выйти из кризисов", — добавляет специалист. Согласие длится недолго, и такие правительства единства, как правило, "приводят к власти на следующих выборах антисистемные партии", отмечает Николетта Перло.
От политического кризиса к кризису институтов?
Партия "Братья Италии" нынешнего премьер-министра Джорджии Мелони "не входила в коалицию, которая поддерживала Марио Драги", объясняет специалист. "Поскольку она не была правящей, она могла свободно критиковать правительство и говорить, что она сделает лучше", — отмечает Николетта Перло. В сентябре 2022 года ультраправый политик победила на всеобщих выборах, набрав более 25 % голосов, по сравнению с 4,35 % в 2018 году.
Может ли такое произойти во Франции? Николетта Перло сомневается в формировании технического правительства по итальянской модели: "Мы столкнулись с кризисом, который носит политический, а не экономический или какой-либо другой характер. Скорее всего, всё осложнится, если президент решит назначить кого-то, кто не принадлежит к партии, за которую боролись во время выборов". Историк Жан Гарриг продолжает: "Это заставит нас задуматься о способности институтов реагировать на такую конструкцию политической жизни с тремя блоками. Политический кризис может перерасти в кризис режима, что усугубит нестабильность в стране, и без того потрясенной роспуском".
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».