187 лет назад произошла трагедия, которая до сих пор не оставляет людей равнодушными. До сих пор не утихают споры о Наталье Николаевне: её обвиняли в смерти Пушкина, ей завидовали, её ненавидели и травили. Но какова же была её роль в смерти мужа? Наталья Гончарова стойко пережила множество испытаний: лишения, головокружительную славу своего мужа, внимание царя, семейные конфликты и осуждения. Была ли она виновата в чём-то? И если да, то в чём именно? Почему она не раскрыла свою версию произошедшего? Она бездушной кокеткой или просто жертвой интриг? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте ниже.
Детская пора
С ранних лет Наташа знала, что мир несправедлив. Её семью нельзя было назвать благополучной. Её родители не были образцовой семейной парой. Когда-то они были влюблены друг в друга, но эта любовь переросла в ненависть и вражду.
Только представьте накал, когда Николай Афанасьевич (отец Натальи) в порыве ненависти выгрыз себе татуировку вензеля жены. Эта рана чуть не свела его в могилу. В свою очередь, Наталья Ивановна (мать Натальи) безуспешно пыталась доказать невменяемость мужа.
Семейство было вынуждено из Тамбовской губернии переселиться в Москву, но переехали не все. Маленькая Наташа осталась на попечении деда. Тут ее жизнь стала сказкой. В распоряжении девочки были дом, огромный парк. Дитя получало все, что только могла пожелать. Ее баловали, любили и заботились. Но это продолжалось только до поры до времени...
На шестом году жизни сказка окончилась: Наташа вернулась в семью. Встреча с родными запомнилась ей на всю жизнь. Её привезли в Москву в красивой собольей шубке. Мать сдержанно приветствовала дочь, но вместо тёплых и нежных слов прозвучало:
Это преступление - приучать ребенка к неслыханной роскоши!
Первым делом надо Наташу от всего привитого к ней отучить.
Жизнь семейства была полна скандалов и буйных выходок отца, излишней религиозности матери. Но, несмотря на тяжелую атмосферу, дети получили прекрасное домашнее образование.
Сестры знали французский, немецкий, английский, умели шить, вязать, ездить верхом, танцевать, играть на фортепиано, в шахматы. Еще одна особенность, выделяющая подросших сестер — красота. Красота Натальи была особенной. Современники говорили о ней:
«Натали еще девочкой отличалась редкой красотой. <...> она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей… Место первой красавицы Москвы осталось за нею…» Надежда Еропкина
«Это произведение творца, перед которым можно часами стоять на коленях». Долли Фикельмон
Однако Наталья, несмотря на свою красоту, была до болезненности молчалива и застенчива. Красивая и застенчивая девушка, как она встретилась с Пушкиным?
Брак с Пушкиным
Их встреча впервые состоялась в 1828 году на одном из балов. По его признанию, он влюбился в нее без памяти. Долго с предложением он тянуть не стал. Однако её мать дала уклончивый ответ, который можно было расценить как отказ. Мать сослалась на молодость дочери (той было всего шестнадцать лет) и на то, что старшие сёстры Натальи ещё не вышли замуж.
Мы тут усматриваем особый умысел, ведь Пушкин был небогатым с сомнительным ссыльным прошлым. Не самая лучшая партия для красавицы-дочери. Но, на удивление матери, Наталья отвергла всех женихов и приняла предложение поэта. В 1831 году состоялось венчание.
Молодые перебрались в Санкт-Петербург. Они были счастливы, но, к сожалению, даже любовь к жене не могла обуздать пристрастия Пушкина. Денежные проблемы были краеугольным камнем в счастливой жизни молодых. Наталья Николаевна часто вспоминала пережитые испытания первых лет супружеской жизни: долги, слава, азартные игры.
Некоторые ее упрекали и даже обвиняли в излишней расточительности и увлеченности светской жизнью. Мол наряды слишком шикарны при таком бедственном положении семьи. Но как оказалось, все роскошные наряды были лишь подарками родственницы (Екатерины Ивановны).
Поэт считал семейную жизнь таинством, жена была покорна мужу в этом вопросе, поэтому писем от Натальи Николаевны не сохранилось. О их жизни можно узнать лишь от знакомых семье или родственниках. Например, от брата Гончаровой – Дмитрия мы узнаем:
Меж ними царствует большая дружба и согласие; Таша обожает своего мужа, который также ее любит
Можно было бы подумать, что это прекрасная семейная идиллия. Но у этой истории есть и тёмная сторона. Хотя не было зафиксировано случая измены со стороны Пушкина, его донжуанский список, кутежи и ночные уходы из дома не давали покоя Наталье.
Ситуация усугубилась сплетнями. Красота жены Пушкина не давала покоя никому: ни мужчинам, ни женщинам. С одной стороны, это льстило поэту, ведь она была ЕГО жена-красавица, с другой - он принимал как личное оскорбление любые посягательства мужчин. Как же развивались события в таких условиях?
"Я ошиблась! Играя с огнем, можно об жечься"
Мы почти ничего не знаем об отношениях пары перед дуэлью или об их ревности. Некоторые исследователи предполагают, что они часто ссорились, но нет прямых доказательств этого. Александра Арапова, дочь Натальи во втором браке, немного проливает свет на атмосферу в семье. По её воспоминаниям, мать говорила:
Ухаживание Геккерена сначала забавляло меня, оно льстило моему самолюбию, первым побуждением служила мысль, что муж заметит новый, шумный успех, и это пробудит его остывшую любовь. Я ошиблась! Играя с огнем, можно об жечься. Геккерен мне понравился. Если бы я была свободна — не знаю, во что бы могло превратиться мимолетное увлечение. Постыдного в нем ничего нет! Перед мужем я даже и помыслом не грешна...
Все-таки была остывшая любовь и желание вызвать ревность со стороны Натальи. Но есть и еще одна причина трагедии. Другая дочь - Наталья Меренберг - скажет:
Причины дуэли отца мать моя исключительно объясняла тем градом анонимных писем, пасквилей, которые в конце 1836 г. отец мой стал получать беспрестанно.
На семью градом сыпались анонимные письма, давление усиливалось, ситуация нагнеталась. Анонимные писатели прекрасно знали нрав поэта, они запустили часовой механизм. Дальше – только дело времени, вернее, считанных дней. Также из воспоминаний Араповой:
Он, нежным, прощальным поцелуем осушил ея влажные глаза и, сосредоточенно задумавшись, промолвил как бы про себя: «Всему этому надо положить конец!
В 1837 году жизнь великого поэта оборвалась. Его предсказание по поводу дальнейшей жизни жены сбылось: «Бедная! Ее заедят!». Суд общества был суров, но ещё более суровым был суд над собой. Дочь признается, что никогда более не видела ее веселой. Ее прекрасное лицо будет до конца жизни печально.
Мы убеждены, что ответственность за произошедшее лежит на обществе. Создалось впечатление, что все люди были охвачены единым порывом: нанести вред, уничтожить семью. В этой истории ярко и четко проявились далеко не лучшие человеческие качества: зависть, злорадство, любопытство, злость. А в результате этого «порыва» светского общества произошла невосполнимая потеря.