Рубрика «Большие сериалы»
Открывать эту рубрику я решил с самого своего (и уверен, не только моего – 3 место на Кинопоиске и 9 - на IMDb говорят сами за себя) любимого сериала. Это поистине эталон драматического сериала, практически не имеющий себе равных, по-настоящему изменивший сериалы. Это «Клан Сопрано».
Я не буду пересказывать тут массу статей, видеороликов, разборов и даже книг (как о сериалах вообще, так и о нем конкретно), а просто расскажу о том, что для меня значит этот серила и почему.
Вышедший в великом для кинематографа 1999 году, как и многие другие фильмы этого года, он перевернул свой жанр, ознаменовав смену эпохи и начало нового века кинематографа. Ни один сериал до этого, виденный мной, не был так крут – а в девяностые, кроме мыльных опер и ситкомов, были отменные сериалы. Но такого – нет. Смесь драмы, комедии, триллера и даже детектива была настолько сильной, что затмила все ранее виденное.
История мужчины с кризисом среднего возраста с типичными проблемами – с женой, детьми, другими родственниками, работой и здоровьем – была бы интересна сама по себе, но не была бы так привлекательна. А вот если это мужчина – мафиозо, все становится в разы круче. И все равно, даже с таким героем это все равно в первую очередь история про людей, а уже только потом – криминальная история.
То, что герои сделаны итальянскими мафиози – тоже отменный ход. Он позволяет как использовать на всю катушку массу штампов о них, а также успешно разыгрывать национальную карту, причем абсолютно адекватно, а не как сейчас. Да и в целом сериал очень неполиткорректный – там процветает расизм, сексизм, гомофобия и прочие фоибии и -измы. И это добавляет не только юмора, но и драматической части. Сейчас такое невозможно как по причине запрета большинства тем, так и просто потому, что так снимать уже разучились.
Потрясающие актеры – особенно покойный Джеймс Гандольфини – играю настолько здорово, что уже неотделимы от своих образов. Основной каст сериала, как и в большинстве крупных проектов, время от времени дополняется более известными актерами во второстепенных ролях - Робертом Патриком, Стивом Бушеми, Джо Пантольяно.
Сильнейшая музыкальная составляющая – каждые закрывающие титры сопровождаются своей музыкой, тщательная работа с деталями – от одежды до машин, исключительно проработанные персонажи – все это выводит «Клан Сопрано» на уровень выше, чем основная масса сериалов тех лет. Именно с него начались современные сериалы, снимаемые как полнометражные фильмы – дорого, тщательно и качественно.
Как и любое крупное произведение, смотреть этот сериал надо несколько раз. В подростковом возрасте исключительно радуют шутки и криминал, в молодости начинаешь понимать проблемы на работе и сложности в общении с родителями, а в зрелом возрасте наиболее ярко проступают проблемы поиска себя и сложности уже с детьми. Поскольку этот сериал, как я уже сказал выше, про людей, легко спроецировать массу ситуаций на себя, пусть вы и не гангстер из Нью-Джерси. Именно эта жизненность, наверное, и делает «Сопрано» в моих глазах лучше его ближайшего конкурента «Во все тяжкие», чуть более фантастичного, и оттого более далекого.
А еще я не могу не отметить (и мне совершенно плевать на чужое мнение в данном вопросе) перевод Дмитрия Пучкова. И если во времена показа сериала по телевидению он радовал в основном своей экспрессией, то по прошествию времени открывается уровень работы интонацией и адаптации текста. Ну, и ностальгия, конечно.
В общем, если еще не смотрели этот сериал, но вообще любите драматические сериалы, то вам его строго необходимо посмотреть. Да, многим в свое время не нравилась жестокость и грубость сериала, но напомню, что с момента выхода прошло двадцать пять лет и сегодняшний зритель никаких чрезмерностей в «Клане Сопрано» не усмотрит. Это замечательный, многогранный и многоплановый, заслуженно занимающий высокие места во всех рейтингах, и самый мой любимый сериал.