Найти тему
Функция Архитектура

Педер Северин Крёйер. В тени художника. Мари.

Мари и Педер Северин Крёйер, "Двойной портрет", 1890, Музей Скагена, Скаген, Дания.
Мари и Педер Северин Крёйер, "Двойной портрет", 1890, Музей Скагена, Скаген, Дания.

Великий художник - это всегда сложная судьба, связанная с болезнью, отверженностью, личной трагедией и смертью. Но то, что "отверженный" дарит своим нечеловеческим трудом обществу становится истинным бриллиантом мира Искусства, может быть и не сразу, может быть тем, кто не хочет понять потребуется сотня лет на осознание этого. Мари и Педер Северин Крёйер были творческой и семейной парой начала 20-го века, и, хотя их брак и жизнь были далеки от идеала, история считает их обоих по-настоящему выдающимися художниками.

Мари Крёйер, "Прачечная", 1891-1894, музей Скагена, Скаген, Дания.
Мари Крёйер, "Прачечная", 1891-1894, музей Скагена, Скаген, Дания.

Когда Педер Северин Крёйер познакомился с юной Мари, он уже был признанным членом группы художников Скаген, жил и работал в Скагене, в Дании. Хотя при жизни его жена никогда не была широко известна как художница, спустя долгое время после ее смерти – даже спустя долгое время после смерти ее дочери – она стала признанной одной из лучших датских художниц своего времени.

Педер Северин Крёйер, "Гип-гип ура!", 1888, Гетеборгский художественный музей, Гетеборг, Швеция.
Педер Северин Крёйер, "Гип-гип ура!", 1888, Гетеборгский художественный музей, Гетеборг, Швеция.

Педер Крёйер был ненамного старше Мари Крёйер (урожденной Трипке), но они безумно полюбили друг друга и поженились в 1889 году. Художник был очарован красотой своей жены, которая отражена в его многочисленных волшебных портретах, изображающих ее.

Педер Северин Крёйер, "Мари в профиль", 1891, Музей Скагена, Скаген, Дания.
Педер Северин Крёйер, "Мари в профиль", 1891, Музей Скагена, Скаген, Дания.

Брак продлился недолго из-за проблем с психическим состоянием Педера. Мари завела тайный роман с другим мужчиной. Педер и Мари развелись в 1905 году. Педер умер в возрасте 58 лет всего четыре года спустя.

Хотя Мари сама по себе была очень талантливой художницей, она прожила свою жизнь в тени своего мужа, который был неформальным лидером скагенских художников. Она также боролась с депрессией после рождения их дочери и страдала от неуверенности в себе, что привело к негативному отношению к раскрытию своего таланта. Тем не менее, она добилась успеха в проектировании мебели и некоторое время была успешным архитектором. После развода она снова вышла замуж, но эти отношения также закончились разводом.

Педер Северин Крёйер, "Розы. Мари Крёйер сидит в шезлонге в саду у дома миссис Бендсен", 1893 год, Музей Скагена, Скаген, Дания.
Педер Северин Крёйер, "Розы. Мари Крёйер сидит в шезлонге в саду у дома миссис Бендсен", 1893 год, Музей Скагена, Скаген, Дания.
Мари Крёйер, "Солнечная беседка в Равелло", 1890, Музей Скагена, Скаген, Дания.
Мари Крёйер, "Солнечная беседка в Равелло", 1890, Музей Скагена, Скаген, Дания.

Их талант был признан обществом более 100 лет после смерти. Многие работы Крёйеров находятся в постоянной коллекции музея Скагена. Датское искусство и культура и сейчас остаются большой загадкой для всего мира - это очень своеобразные сюжеты, необычная "северная" колористика. Сам нестандартный подход делает его внерамочным и потому не очень понятным современникам. Но непонятное не значит плохое. В мире Искусства все наоборот.

В 2012 году кинорежиссер Билле Аугуст снял фильм о семье Крёйеров и их непростом браке под названием "Мари Крёйер", название которого в нашем прокате было интерпретировано в "Жена художника". Рекомендуем к просмотру.

Мари Крёйер, "Женщина за прялкой", 1887, частная коллекция.
Мари Крёйер, "Женщина за прялкой", 1887, частная коллекция.

Линия Хаммерсхёя: