Найти тему
MAXXIS RUSSIA

Необычные спорткары СССР, часть 3

Мы продолжаем рассказ о самых необычных спортивных автомобилях, собранных в СССР. С первой и второй частью нашего повествования вы можете ознакомиться по предложенным ссылкам: раз и два.

ЗИЛ-112С

ЗИЛ-112С – это символ мощи и технологического совершенства в мире гоночных автомобилей времён СССР. Его можно назвать поистине легендарным. Разработанный в 1960-х годах в Центральном конструкторском бюро «ЗИЛ», этот спортивный болид привлекал внимание не только своей скоростью, но и передовыми инженерными решениями.

Для создания нового советского спорткара конструкторы использовали стандартные компоненты и детали от уже существующих автомобилей – лимузина ЗИЛ-111 и легкового автомобиля ГАЗ-21. Кузов модели был изготовлен с нуля: каркас сварили из тонких труб, а при производстве самого кузова решили обойтись без использования металла. Все панели специалисты завода выполнили из стеклопластика и соединили их между собой при помощи клея.

-2

Двигатель объёмом 6 литров мог похвастаться мощностью в 240-270 лошадиных сил и позволял автомобилю разгоняться до скорости, превышающей 260 км/ч. Специализированная передняя независимая пружинная подвеска обеспечивала отличное сцепление с трассой и точное управление, что делало ЗИЛ-112С идеальным выбором для автоспортивных соревнований.

Первая официальная гонка, в которой участвовал ЗИЛ-112С, прошла в 1961 году. Однако на тот момент достойных соперников для новой модели найти не удалось. Поэтому решено было использовать автомобиль для установки скоростных рекордов СССР. Наконец, в 1962 году состоялся первый заезд спорткара на озере Баскунчак. К сожалению, ЗИЛ-112С не смог побить скоростной рекорд из-за погодных условий: начался дождь, и сухое дно озера превратилось в грязное болото, что не позволило болиду разогнаться более чем до 230 км/ч.

В 70-е о спорткарах окончательно забыли. Два ЗИЛ-112С были выкуплены клубом антикварных автомобилей из Риги, где один из них экспонируется по сей день.

ГАЗ-ТР

-3

Этот автомобиль-самолёт оснащался реактивным двигателем от истребителя МиГ мощностью 1000 лошадиных сил и должен был побить мировой рекорд скорости на земле. Однако, как это часто бывает, возник целый ряд серьёзных проблем, с которыми столкнулись конструкторы. Советская промышленность не производила специальных высокоскоростных шин для подобного рода автомобилей, а стандартные тормозные системы не подходили для работы на таких экстремальных скоростях.

Другой проблемой стало отсутствие в СССР подходящей по длине трассы для достижения целевой скорости в 800 км/ч. Испытания проводились на взлётно-посадочной полосе Горьковского аэродрома, предназначенной для развития максимальной скорости до 300 км/ч, что ставило ограничение для экспериментального автомобиля. Проблему со скоростными шинами, к слову, решить также не удалось.

К сожалению, во время испытаний из-за недоразумения произошла авария, в результате которой рекордный автомобиль был практически уничтожен. Во время разгона ГАЗ-ТР наехал на неопознанный предмет на трассе, водитель получил травму ноги. Его жизнь спасли авиационные четырёхточечные ремни безопасности. После этой катастрофы работы над проектом ГАЗ-ТР были прекращены, а обломки экспериментального автомобиля переданы в музей завода ГАЗ.

Москвич-Г2

-4

Гоночный автомобиль, созданный Гладилиным и Окуневым в 1956, базировался на основе Москвича Г-1 – первого советского спорткара, спроектированного специально для кольцевых гонок.

Москвич-Г2 имел обтекаемый футуристичный корпус с закрытыми колёсами и необычное размещение двигателя позади водителя. Мощность силового агрегата составляла 75 лошадиных сил. Разработанные в 1956 и 1959 годах две версии модели отличались друг от друга установленными в них компонентами.

Необычный обтекаемый дизайн и силовая установка с алюминиевым блоком цилиндров и четырьмя карбюраторами обеспечивали спорткару высокую скорость, достигавшую 233 км/ч. В те времена это считалось значительным достижением, продемонстрированным советскими конструкторами.

Несмотря на достоинства, Москвич-Г2 также выявил некоторые недостатки, которые не были устранены в процессе модернизации. Это привело к прекращению работы над проектом в 1963 году и списанию автомобиля, несмотря на установленные им целых три всесоюзных рекорда.