Найти тему
Исторические мелочи

О портрете аристократа с полководческим жезлом

В начале этого года на одном из зарубежных аукционов был продан портрет работы художника, принадлежащего к европейской школе XIX в. (это я привожу данные из описания лота), изображающий «аристократа в доспехах, держащего полководческий жезл, XVIII в.» Именно так – художественная школа XIX в., персонаж из XVIII в.

Прежде, чем докопаться до реальной личности изображенного я отдал должное некорректной с точки зрения науки и чреватой ошибками, но такой соблазнительной из-за быстрого результата методе «узнавания» портретируемых в лицо. «Это ж Лаудон!», - была моя первая мысль при взгляде на лицо персонажа.

Действительно, узким вытянутым лицом портретируемый походит на известного австрийского полководца Эрнста Гидеона фон Лаудона. И жезл на портрете в рамках данного варианта атрибуции становится не просто «полководческим», а фельдмаршальским. Правда, в большинстве случаев Лаудон изображается в традиционном австрийском белом мундире…

Неизвестный художник «Портрет Э.Г. Лаудона», около 1790 г.
Неизвестный художник «Портрет Э.Г. Лаудона», около 1790 г.

… но есть и портреты его в зеленой униформе. В скобках здесь отметим, что надо бы позднее разобраться, что за зеленый мундир носил Лаудон – был ли он шефом шеволежерского полка или что?

Неизвестный художник «Портрет Э.Г. Лаудона».
Неизвестный художник «Портрет Э.Г. Лаудона».

Однако же у Лаудона не было ордена Золотого руна, знак которого явственно виден у персонажа аукционного портрета на шее. Кроме того, у барона Лаудона не было оснований позировать в подбитой горностаем мантии и с короной у бока. На портрете не Лаудон.

Следующий родившийся вариант – император Священной Римской империи германской нации Иосиф II. Уж Габсбургов никто не обвинит в неимении вытянутых лиц. Иосиф был шефом австрийского шеволежерского полка, на большинстве портретов изображается в его зеленом мундире. Часто – и с полководческим жезлом в руке. И орден Золотого руна у него, как у любого уважающего себя австрийского эрцгерцога, а тем более императора, был.

Ф.Н. Штрейхер «Иосиф II», 1780 г.
Ф.Н. Штрейхер «Иосиф II», 1780 г.
Неизвестный художник  «Иосиф II»
Неизвестный художник «Иосиф II»

Однако в рамках данной версии мне так и не удалось объяснить наличие у предполагаемого Иосифа II на аукционном портрете чресплечной чисто красной орденской ленты. У реального Иосифа II награды с такой лентой не было. Да и лицо у Иосифа II на портретах все-таки не настолько вытянутое.

Я бы, безусловно, «вычислил» личность нашего персонажа, пройдясь по перечню обладателей ордена Золотого руна. Не австрийской, так испанской его ветви. Но это не потребовалось. Разгадка как-то сама пришла мне в руки, точнее – попалась на глаза. Я случайно в интернете наткнулся на другой портрет данного персонажа, и все встало на свои места.

Перед нами – Фердинанд Неаполитанский, король Обеих Сицилий под именем Фердинанда I (1816—1825), король Сицилии под именем Фердинанда III (1759—1816) и король Неаполя под именем Фердинанда IV (1759—1816; с перерывами в 1799 и 1806—1815). Наличие на его портрете короны и мантии, разумеется, не вызывает вопросов, орден Золотого руна у него также имелся. А через плечо у него надета красная лента неаполитанского ордена Св. Януария. И вот тут сходятся все «улики» - и физиономия, и орденские инсигнии. Я, правда, не могу однозначно идентифицировать его зеленый кафтан как мундир какой-либо части неаполитанской армии, но есть подозрение, что он и не является собственно мундиром.

Достоверные портреты Фердинанда Неаполитанского

Неизвестный художник «Портрет Фердинанда Неаполитанского»
Неизвестный художник «Портрет Фердинанда Неаполитанского»
Неизвестный художник «Портрет Фердинанда Неаполитанского»
Неизвестный художник «Портрет Фердинанда Неаполитанского»
Ф. Лиани «Портрет Фердинанда Бурбона», около 1770-72 гг.
Ф. Лиани «Портрет Фердинанда Бурбона», около 1770-72 гг.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.