Найти тему
журнал КОРНЕТ/CORNET

Захоронения на Бородинском поле. Часть 4.

".....Человек же, подаривший музею третью братскую могилу оказался местным жителем, обитателем поселка при станции Бородино, народным композитором А.М. Хлимоновичем. Он пас в свободное время от работы время коз и сочинял в такой обстановке музыку для своих песен. Здесь, над вновь обретенной братской могилой 1812 года, он сыграл на баяне и спел свою собственную песню, сочиненную на стихи можайского поэта Артанова. Об этом мы узнали много позднее, и нам даже удалось получить ноты от автора. Песня эта, неожиданно прозвучавшая ко времени и к месту в непролазном, сыром Утицком лесу перед третьей братской могилой, еще ни на каких картах не отмеченной, произвела на нас с Ларионовым незабываемое впечатление, растрогав обоих до слез.

Впоследствии, при обследовании шурфами, эта могила, условно названная №3, оказалась захоронением без сожжения, небольшого размера, подобно могиле №2. В ней были погребены русские воины вместе с солдатами дивизии Компана из корпуса Даву, что можно было определить по пуговицам на их мундирах, фрагменты тканей которых хорошо сохранились около медных предметов, окислы которых служили консервантом. Но кости останков оказались очень гибкими, очевидно из-за большой влажности грунтов. В 1966 году мною были сделаны проекты реставрации и благоустройства этих трех могил в Утицком лесу. В основу проекта положена простая подсыпка грунта в высоту в пределах самой могилы, устройство дорожек для подхода к ним и обхода вокруг могил, а также установка мемориальной пояснительной доски, обложенной вокруг небольшими валунами естественного происхождения без какой-либо их обработки. Текст надписи на граните выполнил А.Н. Троицкий: «Братская могила воинов, павших за Отечество, 26 августа (7 сентября) 1812 года». Надпись эта одинакова для всех трех могил.

Сами реставрационные работы на двух первых братских могилах начались 24 августа 1967 года. Для подсыпки холмов над братскими могилами (потребность в этом возникла от прогнивания останков, уплотнения и осадки изначальных могильных земляных подвышений) привозилась земля из Можайска из котлована на месте разрушенной Троицкой церкви, где подготавливалось строительство Дома культуры. Брать же землю для подсыпки кургана могилы возле места ее расположения мы считали недопустимым искажением изначального рельефа Бородинского заповедника. Рельеф является на всей территории заповедника неприкосновенным историческим памятником, и памятником главнейшим, так как именно на этой земле и произошло Бородинское сражение. Теперь мы переходим к рассказу об индивидуальных захоронениях на Бородинском поле и перезахоронениях участников битвы из разных мест на самом Бородинское поле. Все началось с Петра Ивановича Багратиона. Он был ранен на своем командном пункте в деревне Семеновской около 10 часов утра. Ранен сравнительно не тяжело в ногу ниже колена, но из-за несовершенства медицины того времени скончался от гангрены через 17 дней после ранения в селе Симы Владимирской губернии близ Юрьева-Польского и был там погребен на местном кладбище. В 1837 году Император Николай I выкупил значительную часть поля Бородинского сражения с целью сохранения для потомства хотя бы этой части исторической территории от разрушительных частновладельческих действий. Император смотрел далеко и широко, практически уже тогда создавая подобие заповедника и музея Бородинской битвы".

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Продолжение следует.