Данная публикация предназначена для популяризации темы Отечественной войны 1812 г. в нашем обществе, и начнём мы в первую очередь с проблемы, связанной с памятью погибших воинов в этой войне. Речь пойдёт о захоронениях 1812 года на Бородинском поле. Сегодня мы опубликуем из открытых источников фрагмент работы «Братские могилы и другие воинские захоронения 1812 года на Бородинском поле» архитектора-рестовратора Иванова Н.И.
«….В апреле 1961 года мне довелось принять для проведения срочной реставрации новый объект – церковь Рождества Христова в селе Бородино. В следующем году намечалось празднование 150-летия Отечественной войны 1812 года, а упомянутый храм, участник сражения, был за десять последних лет обращен в руины местным колхозом. Он служил местом добычи кирпича для строительства коровников.
С началом реставрационных работ по Бородинскому храму я знакомился с историческим окружением села Бородино, с тем, что находится на обширном поле сражения, прославленном в двух Отечественных войнах, и пришел к немалому изумлению, поскольку совсем не увидел братских могил 1812 года. В то же время на поле и в округе уже было значительное число братских могил 1941 года, на которых уже стояли памятники – в Можайске, Татаринове, Ельне, Рогачеве. Стоял обелиск работы скульптура Кудимова на братской могиле 1941 года у памятника гвардейскому Литовскому полку.
Это заставило меня еще более углубленно погрузиться в литературу в поисках сведений о роли храма в сражении. Это было необходимо, чтобы попытаться доказать высокому начальству и общественности необходимость снятия появившегося запрета на продолжение реставрации Бородинского храма. Хотелось, чтобы к юбилею он стоял в своих изначальных формах, виденных воинами во время битвы. Тогда мне оказал огромную помощь и поддержку Алексей Николаевич Троицкий, подаривший мне изданный в 1912 году путеводитель по Бородинскому полю, написанный полковником Генерального штаба и секретарем Общества ревнителей военных знаний А. Балтийским.
На этой карте 1912 года были показаны четыре братские могилы южнее станции Бородино, четыре могилы при северной опушке Утицкого леса южнее Спасо-Бородинского монастыря, четыре могилы по восточному берегу ручья Огник близ батареи Раевского, одна могила севернее сельца Князькова и еще одна севернее дачи Гудкова, на берегу ручья Стонец. Всего на плане Кожевникова и Гришкевича показаны места 14 братских могил.
Казалось бы, что теперь можно легко найти на местности эти могилы, отметить их памятными знаками, так как этого в 1912 году не было сделано, и показывать посетителям поля. Это было бы данью памяти покоившимся здесь героям Бородинской битвы, наравне с могилами воинов 1941 года, уже помеченными соответствующими монументами, необходимыми надписями и благоустроенными. Но найти захоронения 1812 года оказалось не так просто, во-первых, потому, что масштаб карты съемки 1912 года весьма мелкий. При вносе места могилы в натуру получался разброс в радиусе до 50 метров. Во-вторых, черты природного ландшафта, границы лесов и т. п. с 1912 года по 1962 год сильно изменились, и привязка могил к определенным ориентирам оказалась затруднена, В-третьих, почти полностью отсутствовало необходимое, постоянное, даже очень скромное финансирование работ по поиску братских могил, их мемориализации и благоустройству. Работа проводилась за счет энтузиазма исполнителей в их свободное от работы время, а потому растянулась на 39 лет…"
Продолжение следует.