Это тот Тыранов, о котором Белинский писал:
"Если вы посмотрите в зеркало, то увидите там только себя. Если же Вас нарисуют Брюллов или Тыранов, то увидите там то, что не заметило зеркало".
Алексей Васильевич Тыранов (1808-1859) вышел из среды простых русских людей и стал одним из видных живописцев первой половины XIX века, затем был незаслуженно забыт. Его творчество является существенным звеном в развитии русского реалистического искусства.
Алексей Тыранов, сын мещанина, родился в 1808 году в Бежецке, Тверской губернии. Поступив в местное уездное училище, мальчик своими способностями к рисованию обратил на себя внимание директора училища. Получив перевод по службе в Тверь, он убедил родителей Тыранова отпустить с ним их сына для поступления в Тверскую гимназию. Со смертью директора помощь мальчику прекратилась, он должен был оставить гимназию и пешком вернуться в Бежецк. Здесь он начал работать со своим старшим братом-иконописцем, помогая в написании икон. Эти иконы привлекли внимание Венецианова, жившего недалеко и начинавшего в 1823-24 годах формировать свою школу. Венецианов, отыскав юного живописца и видя его желание учиться, взял его в 1824 году с собой в Петербург. Тыранов был одним из первых учеников Венецианова. Он устроил Тыранова вольнослушателем Академии художеств. Тыранов жил у Венецианова и принадлежал к тем ученикам, с которыми учитель "любил делиться своими познаниями и достоянием".
В Академии художеств за рисунки с гипсов Тыранов получил две серебряные медали. В 1825 году он написал автопортрет. Не больше семнадцати лет юноше, серьёзно смотрящему на зрителя.
Сильным светом выявлено строение лица, выделена на темном фоне фигура в белой блузе. Хорошо прорисованы и написаны руки.
Тыранов продвинулся вскоре после того, как начал заниматься у Венецианова. В середине 20-х годов он написал вполне венециановскую по содержанию картину "Ткачихи".
В 1825 году Общество поощрения художников приняло Тыранова "в свое покровительство", выдали ему 150 рублей помощи, подарили две гипсовые статуи Аполлона и Венеры Таврической, а также разрешили выставлять свои работы для продажи в магазине Общества. Внимание к одаренному начинающему художнику было очевидным.
Одной из ранних работ Тыранова считается "Кабинет Венецианова ".
Художник обстоятельно и точно изобразил уютные комнаты и их обстановку, добросовестно передав даже отражение в зеркале, - женскую фигуру, сидящую за клавесином во второй комнате. Луч солнца, упав на пол из окон второй комнаты, наполняет помещение своими рефлексами, придает ему поэтический характер. Отражениями освещен и темный угол с манекеном в праздничной одежде. Реалистичное изображение обычных комнат, правдиво и красиво освещенных (эта задача занимала и самого Венецианова), было удачно осуществлено Тырановым.
В 1827 году за картины "Перспективный вид Эрмитажной библиотеки", "Девушка с теленком" и "Голова старика" Тыранов получил Малую золотую медаль. Успех Тыранова вышел за стены Академии художеств. Картина "Эрмитажная библиотека" была приобретена для Русской галереи Эрмитажа.
Эрмитажная библиотека в картине полна тишины и спокойствия, ровный свет чередуется с прозрачными тенями. По передаче характера библиотеки, по тонкому настроению, по мастерству исполнения эта работа принадлежит к лучшим перспективным произведениям венециановской школы.
К тому же времени относятся две известные картины "Вид на реке Тосно близ села Никольского" и "Мастерская художников Чернецовых".
Картину "Мастерская художников Чернецовых" Тыранов писал строго по натуре. Он должен был отступить в тесную полутемную переднею. Построению картины способствует свет, падающий из глубины и заставляющий фигуры и отдельные предметы рисоваться резкими силуэтами на освещенном фоне. В контрастах светлого и тёмного чётко распределяются планы, фигуры и предметы находят свои точные места в тесном помещении. Передаче реального пространства способствуют контрасты близкого и дальнего. Тыранов передал подлинную поэзию простой тихой жизни молодых художников, для которых дорога и музыка, и немногие гипсы на полках, и скромный уют чисто прибранной комнаты, в которой встречаются друзья. С увлечением писал он и свою палитру с кистями, и дешевый графин со стаканом из грубого, толстого стекла, и зеркало на стене, отразившее его лицо.
"Вид на реке Тосно близ села Никольского" - картина, позволяющая судить о незаурядном даровании Тыранова как пейзажиста.
Прозрачная голубизна неба с легкими облаками, отражающимися в светлой тихой речке, смягченная дымкой воздуха даль, тонкий рисунок пронизанных светом деревьев - все говорит о понимании художником жизни природы, о правдивости изображения ясного летнего дня. Тыранов смело выбрал необычную высокую точку зрения (с крутого обрыва) и мастерски передал широкое, уходящее вглубь раздолье.
В 1830 году за картину "Внутренний вид церкви Зимнего дворца " Тыранов получил Первую золотую медаль за счет Общества поощрения художников. Он сумел успешно решить трудную задачу изображения просторного, сильно освещенного помещения, обильно украшенного сложной золоченой резьбой.
В начале 1832 года Венецианов исхлопотал Тыранову звание "свободного (неклассного) художника с правом обучать в гимназиях и уездных училищах рисовальному искусству". В это время картины Тыранова пользовались большим успехом. Его работы на очередных выставках Академии художеств вызывали восторженные отзывы в печати. Менее чем за десять лет он прошёл путь от деревенского иконописца-подмастерья до умелого и известного живописца.
После десятилетней работы у Венецианова Тыранов создал одно из выдающихся произведений - портрет писателя И И.Лажечникова.
В портрете Лажечникова, отличающимся и глубиной характеристики человека и совершенством исполнения. Тыранов показал себя вполне законченным мастером. Лицо Лажечникова полно живого выражения, в нем передана внутренняя одухотворенность, задумчивость.
В середине 30-х годов Тыранов был вполне зрелым художником, вынесшим из школы Венецианова углубленное понимание реальной деятельности и технически вооружившимся за время пребывания в Академии. Именно в эти годы в его творческой жизни произошёл сильный перелом.
Появление в России в 1834 году "Последнего дня Помпеи" К.П.Брюллова и триумф самого художника в Москве и при возвращении в Петербург в 1836 году повлияли на характер творчества многих художников. Драматизм картины, блеск живописи поразили русское общество. Многие художники последовали за Брюлловым.
Вместе с другими с 1836 года классы Брюллова начал посещать и Тыранов, оказавшийся от перспективной живописи и выступивший как портретный живописец. Венецианов назвал перешедших к Брюллову "потерянными людьми". Его слова, казалось, не оправдались. В том же году новые произведения Тыранова были встречены восторгом.
Тыранов выставил в Академии художеств несколько портретов и картину "Девушка с тамбурином", которая вызвала особое восхищение. Позднее дочь Венецианова вспоминала:
"Сколько наделала она шума и как публика толпилась у этой картины".
Эта картина не похожа на прежние работы, но нельзя считать ее лишь подражанием Брюллову. Мастерство владения светом, свойственное Тыранову, было показано им в этой картине: яркий свет, падая на плечо и отраженное красной тканью, даёт сильный, горячий рефлекс на лицо девушки, обращенное к зрителю и находящееся в тени от поднятого ею тамбурина. От Академии художеств Тыранов получил за неё звание "назначенного в академики".
На выставке 1836 года находились портреты Плетневых. Близок по своим особенностям к портрету И..И.Лажечникова портрет П.А.Плетнева - критика, историка, литератора, приятеля А.С.Пушкина, которому он посвятил "Евгения Онегина".
Молодое открытое лицо Плетнева написано с уверенностью опытного портретиста. Сильно освещенное почти прямым светом, оно выделяется на зеленовато-сером фоне, гармонично сочетающемся с красиво написанным тёмным костюмом. Портрет Плетнева прост, строг, реалистически правдив.
Портрет А А.Алексеева, друга Тыранова, написан близко по времени к портрету Плетнева. Лицо Алексеева, обращенное влево, частично освещено скользящим светом, падающим сверху из-за головы, и в то же время озарено спереди как бы рефлексом от красной ткани. Это двойное освещение придает особую теплоту и задушевность лицу молодого художника. Тыранов не погружается в детали, но и не теряет связи с конкретной реальностью. Художник в этом портрете сумел гармонически объединить уроки Венецианова и Брюллова.
К концу 30-х года Тыранов поражал современников как сходством своих портретов, так и особенности эффектностью колорита и освещения, постоянно прибегая к боковом скользящему свету. В этом отношении воздействие Брюллова было вполне определённо. Брюллов считал, что среди многочисленных его последователей "Тыранов занимал первенствующее место". Однако он и отличался от них. Традиции школы Венецианова дали многим его работам глубину, который недоставало обычным подражателям Брюллова.
Портреты были самой обширной и самой сильной областью творчества Тыранова в 30-х и в 40-х годах.
Признание Тыранова как талантливого портретиста было увенчано в 1839 году присвоением ему звания академика. В этом же году он получил разрешение на заграничную поездку. Тыранов отправился в Рим.
Этот временный отрыв от родины отрицательно подействовал на творчество художника.
Он начал в Риме работать над композициями: "Моисей, пускаемый матерью в воды Нила", "Ангел мира", "Вакханка" и другими. Из этих работ выделяли первую, но она означала отход художника от жизненной правды к академической схеме.
Впрочем Александр Иванов в письме к отцу писал в октябре 1843 года о Тыранове:
"...человек с талантом, невольно почувствовал желание устремиться к чему-то возвышенному и сделал историческую картину. Он, однако ж, опять займётся портретами. Он собирается скоро в Петербург".
Тыранов действительно уже написал, помимо своих композиций, несколько портретов. Пользуется известностью написанный им в 1841 году портрет И.К.Айвазовского, убедительно свидетельствующий о мастерстве Тыранова.
Ярко освещенное, выразительное лицо Айвазовского, чуть улыбающееся, написано широко и свободно, чётко выступая на темном зеленовато-коричневом фоне. На чёрном бархате куртки выделяется красивая рука, теплый тон которой подчеркнут белизной манжета. Л.Ф.Галич отмечает, что портрет сдержан в красочном отношении, но, хотя в нем выделяется только одно яркое пятно красного галстука, он производит впечатление насыщенного по колориту, бодрого и красивого произведения.
Другая выдающаяся работа начала 40-х годов - автопортрет художника.
В нем Тыранов вновь показал какой силы выразительности он мог овладеть, как правдиво мог передать натуру, как сильны были в нем реалистические начала, заложенные Венециановым. Автопортрет не был заказной работой, и поэтому лучшие стороны творчества Тыранова могли проявиться без помех. А.Н.Савинов отмечает необычайно широкий приём письма свободным мазком, приближающийся к приемам художников второй половины XIX века, что показывает, как целесообразно мог Тыранов варьировать свои технические средства, находя правильные соотношения между ними и содержанием произведения.
В картине "Молодая хозяйка" молодая красивая женщина, занятая приготовлением обеда, обращается к подбежавшему мальчику. Естественно и просто показано движение мамы и мальчика, непритязателен натюрморт из обыденных предметов - таза, кастрюли, овощей. Живопись этой картины отличается необычайной светонасыщенностью и звучностью цвета. Л.Ф.Галич считает, что в основе такой "светлой живописи" должен был лежать опыт Венецианова и знакомство с этюдами Александра Иванова.
В середине 40-х годов Тыранов находился в расцвете творческих сил и стоял в ряду лучших портретистов. В.Г.Белинский в своей статье "Взгляд на русскую литературу 1847 года" выступал против поверхностного подхода к изображению человека:
"Обыкновенный живописец сделал очень сходно портрет вашего знакомого... а все как-то недовольны им, вам кажется, будто он и похож на свой оригинал, и не похож на него... Но пусть с него же снимет портрет Тыранов или Брюллов - и вам покажется, что зеркало далеко не так верно повторяет образ нашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет уже не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но вся душа оригинала. Итак, верно списывать с действительности может только талант".
Вскоре жестоко обманутый в своих чувствах к встретившейся натурщице, Тыранов потерял душевное равновесие и заболел. Девушка оказалась аферисткой, забрав все деньги, скопленные Тырановым, скрылась. Три года прожил у брата в Бежецке. В 1849 году вернулся в Петербург. Занять прежнее положение в искусстве он был уже не в силах. Выступили новые художники, появились новые идеалы. В 1850-х годах он уже не мог создать ничего существенного. В 1858 году Академия художеств помогла Тыранову получить пенсию в триста рублей в год, но силы художника иссякали.
3 августа 1859 года он умер.
Источники: биографический очерк о жизни А.В.Тыранова, Л.Ф.Галич, изд. "Искусство", Москва, 1954;
"А.В.Тыранов", М.М.Железнова, "Художник РСФР", 1985
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.