За что со святого Варфоломея содрали кожу живьем?

7,5K прочитали

Среди всех апостолов изображение Варфоломея вызывает, пожалуй, наибольший ужас. Его жизнь была святого коротка, а смерть - мучительна. С несчастного живьем содрали кожу, а затем обезглавили.

Франсиско Камило, "Мученичество святого Варфоломея", XVII в. Национальный Испанский музей Прадо, Мадрид.
Франсиско Камило, "Мученичество святого Варфоломея", XVII в. Национальный Испанский музей Прадо, Мадрид.

По сравнению с другими святыми о Варфоломее мы сможем найти достаточно мало сведений в Библии. Большая часть его жизнеописания известна по апокрифам (произведениям с библейским сюжетом, содержащим отступление от официального церковного учения) и житиям святых.

«Святой Варфоломей с содранной кожей» (Маттео ди Джованни, 1480).
«Святой Варфоломей с содранной кожей» (Маттео ди Джованни, 1480).

Святой Варфоломей – один из 12 апостолов, учеников Христа. Он имел второе имя – Нафанаил (в давние времена широко была распространена практика иметь два имени). После вознесения Христа Варфоломей проповедовал Евангелие в Армении, Индии, Арабии и Эфиопии, лечил больных и бесноватых. Так, например, в городе Иераполе (в те времена языческий город), который находился в малоазийской области Фригии, апостолы Филипп и Варфоломей исцелили человека по имени Стахий, который был слепым на протяжении 40 лет.

Среди всех апостолов изображение Варфоломея вызывает, пожалуй, наибольший ужас. Его жизнь была святого коротка, а смерть - мучительна. С несчастного живьем содрали кожу, а затем обезглавили.-3

Также в этом городе была исцелена и жена градоначальника Никанора, которую укусила ядовитая змея. Она долгое время лежала при смерти, но, услыхав об апостолах, велела отнести её тело к дому Стахия, где жили и проповедовали апостолы. Женщина получила двойное исцеление: телесное — от укуса змеи и душевное — от бесовского обольщения. Благодаря учениям и проповедям апостолов, она уверовала во Христа и приняла крещение.

Руины армянского монастыря св. Варфоломея в Васпуракане (на территории современной Турции).
Руины армянского монастыря св. Варфоломея в Васпуракане (на территории современной Турции).

Согласно армянской традиции, апостол Варфоломей исцелил царя Санатрука или сына царя Трдата от проказы у источника молока. В честь этого события в области Албак была построена церковь святого Варфоломея (согласно другой традиции, на этом месте ранее находился языческий храм).

Санатрук в руках своей матери.
Санатрук в руках своей матери.

Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя схватил апостола. По его приказу Варфоломея распяли вниз головой, но тот продолжал свою проповедь. Тогда его сняли с креста, содрали кожу живьем, а затем обезглавили. После этого "его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Альбане, что в Великой Армении". Ныне Варфоломей почитается как основатель Армянской апостольской церкви.

Иконография:

Согласно всем приданиям о мученической смерти, в искусстве святого Варфоломея изображают иногда в виде бородатого человека среднего или пожилого возраста с книгой и ножом, используемым для сдирания кожи, иногда с анатомической точностью, как мускулистого мужчину. Некоторые художники и скульпторы показывают апостола, который сам держит содранную с него кожу.

Святой является покровителем переплётчиков книг, мясников, торговцев свечами, красильщиков, перчаточников, скорняков, штукатуров, обувщиков, портных, дубильщиков, виноградарей, торговцев флорентийской солью и сыром. А также его заступничества просят при нервных и кожных заболеваниях.

До XIII-XIV веков апостола изображали в тоге с книгой и ножом (орудие пыток) в руках. Начиная с эпохи Возрождения мастера стали делать акцент не на изображении пыток, а на изображении святого со снятой при жизни кожей в руках.

Иконография святого с отделившейся от плоти кожей была окончательно утверждена после того, как Микеланджело изобразил его на знаменитой алтарной фреске "Страшный суд" в Сикстинской капелле. При этом на содранной коже Микеланджело нарисовал искажённый страданиями портрет, которому придал собственные черты лица.

Еще одним интересным примером является статуя из внутреннего убранства Миланского собора. Работа Марко д'Аграте является не свидетельством глубокой веры, а, скорее, выражением интереса XVI века к человеческой анатомии и античной скульптуре.

Надпись на постаменте гласит: "Non me Praxiteles, sed Marcus finxit Agrates" ( "Я не Пракситель, а Марко Д'Аграте"). Изречение выражает "страх" скульптора, который полагал, что стиль и мастерство этой работы можно приписать не ему, а самому Праксителю, одному из самых искусных и известных скульпторов Древней Греции.

На одной из самых странных картин, авторство которой приписывают Хусепе Риберо, святой Варфоломей, глядя прямо на зрителя, держит в одной руке нож, а в другой – собственную кожу. Смотрящий на нас пустым, мертвым взглядом Варфоломей лыс и безбород. Бороду и волосы мы видим на срезанной с него коже.

Среди всех апостолов изображение Варфоломея вызывает, пожалуй, наибольший ужас. Его жизнь была святого коротка, а смерть - мучительна. С несчастного живьем содрали кожу, а затем обезглавили.-10

Самого нетипичного Варфоломея мы обнаружим у Рембрандта. Руки святого изображены сильными и мускулистыми, а его лицо отражает благородство и смирение. Композиционно картина проста, фон решен в темных оттенках, что дополнительно выделяет фигуру. Рембрандт использует светотеневые эффекты и гармоничные оттенки, чтобы создать глубину и объем во всем полотне, что делает его реалистичным.

Рембрандт, "Святой Варфоломей".
Рембрандт, "Святой Варфоломей".

В православной традиции святого Варфоломея часто изображали со свитком в руке или с оливковой ветвью.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ Об иконографии какого святого рассказать в следующей статье?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут вас заинтересовать: