Датой празднования был выбран день издания указа царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского военного корабля «Орел»
Он был возведен на верфи в селе Дединово под Коломной по государственному заказу и на государственные средства. Документ был подписан 29 июня 1667 года. День кораблестроителя был учрежден в год 350-летия исторического указа. Впервые праздник отметили в 2017 году - по инициативе Минпромторга России и акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация» (АО «ОСК») — крупнейшей в стране судостроительной компании.
Для Архангельской области этот праздник особенно знаменателен. На территории Двинской земли сформировалась уникальная судостроительная культура поморов. Именно на землях Архангельска началось регулярное судостроение, которое Петр Первый решил начать в единственном на тот момент российском морском порту. Именно здесь перед приездом царя в 1693-м году заложили первый морской корабль — 12-пушечную яхту «Святой Петр». На её борт государь поднялся в августе того же года, впервые поднял триколор и вышел в Белое море.
В XVIII–XIX веках Архангельское адмиралтейство являлось важным центром морского кораблестроения России. На верфи строились 32-х, 52-х и 74-пушечные корабли с экипажами до 450 человек. Эти корабли поступали в состав Балтийского флота и Северной флотилии. Одно из старейших судостроительных предприятий России, Соломбальская верфь оказывала заметное влияние на экономику северного края, способствуя развитию лесопильного производства, морского судоходства, промыслов. Действовала она как казенная мануфактура, в основном, с применением наемного и принудительного труда. В 1713 году на ней работали 600 крестьян и посадских людей.
В период наибольшего расцвета на верфи работало до 5-6 тысяч человек. Всего за время существования Архангельского адмиралтейства на его стапелях было построено: 481 единица боевых кораблей и гражданских судов, в том числе 152 линейных корабля и 81 фрегат, а также немалое количество судов иных типов.
В Северном морском музее отмечают, что традиции поморского судостроения живы и сейчас. С недавнего времени в Архангельске открыты две верфи, строящие традиционные деревянные суда. Поморье на данный момент является одним из важнейших центров отечественного судостроения. Всему миру известны мастерство и продуктивность северодвинских оборонных предприятий — «Севмаша» и «Звездочки», на которых без отдыха куется морская слава России.